Рекомендации классному руководителю в работе по профилактике правонарушений, безнадзорности, а также в работе с дезадаптированными детьми. Опыт работы классного руководителя по профилактике правонарушений и профилактической работе с неблагополучными семья

Организация работы классного руководителя

по профилактике преступлений и правонарушений учащимися

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие задачи:

Создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

Оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

Сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

Оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

И реализует их с помощью методов и форм:

    беседа;

    наблюдение;

    тестирование;

    анкетирование;

    анализ;

    консультирование;

    индивидуальная работа;

    групповая работа;

    диагностика.

В классном коллективе классные руководители создают условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

    гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

    демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

    разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

    возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с родителями;

г) правовой всеобуч;

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми.

В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у учащихся своего класса также должны посещаться классным руководителем с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.

3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту. Учёт можно вести по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое и др.), причём делать акцент на то, чтобы с ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых, уделять больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем направлениям), по которым качества у учащегося сформированы (развиты) в слабой мере.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в ежемесячных Днях здоровья.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы, проведенные с сентября по декабрь месяцы:

Курить – здоровью вредить”;

Мифы об алкоголе”

Школьнику о вреде никотина”

Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

Жизнь без наркотиков”

Мы против наркотиков”

«Дорога, транспорт и я»

«Наркомания – социальное зло»

«ВИЧ можно избежать»

«Наркомания и ее последствия для человека»

«Что со мной происходит?»

5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2014 – 2015 учебного года (с сентября по декабрь) классные руководители провели классные часы:

Что такое хорошо и что такое плохо”

Правила поведения в общественных местах”

Мы и улица, наши интересы”

Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

Права и обязанности школьника”;

«Почему подросток совершает преступление”

Поговорим об ответственности”

Преступления и его последствия”

Как научится быть ответственным за свои поступки”

Административная и уголовная ответственность”

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

    установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

    разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

    формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

    формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении рейдов «Семья».

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы . Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.

Решение (после прочтения всех докладов и после проведения практикума по теме педсовета!):

Классным руководителям совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение).

Пояснительная записка

Охрана здоровья и жизни детей – важнейшая задача не только родителей, но учителей и других педагогических работников. В связи с этим встает вопрос профилактики детского травматизма при организации образовательной деятельности. Через обучение и воспитание возможно сократить количество несчастных случаев с детьми и предотвратить их травмирование. Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Классный руководитель и его предназначение

Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательной деятельности.

Институт классных руководителей в российской школе имеет свою историю. До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т. д.). В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребёнка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. Классное руководство в России насчитывает более 130 лет. За это время изменились не только функции и обязанности классного руководителя, но и само понятие классного руководства в школе.

Основным направлением профессиональной деятельности современного классного руководителя является внеклассная работа, внутри которой выделяют такие приоритетные направления, как:

Осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания;

Укрепление духовных контактов между классным руководителем и учениками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему;

Постоянное побуждение человека к сохранению и укреплению здоровья, самовоспитанию и самообразованию.

Формирование безопасного поведения учащихся

Классный руководитель участвует в формировании у участников образовательной деятельности устойчивых навыков безопасного поведения во время учебной, внеурочной и трудовой деятельности.

Классному руководителю надо знать, что причины детского травматизма можно разделить на три группы:

Поведение самого ребёнка (низкий уровень координации движений, неумение владеть своим телом, а также отсутствие навыка выполнения действия; отсутствие или недостаточность знаний об опасности, о возможных последствиях выбранных действий; травмы вследствие усталости, эмоционального возбуждения, игрового азарта и других психофизиологических состояний);

Действия окружающих сверстников;

Действия взрослых, окружающих ребёнка (обычный недосмотр за детьми, отсутствие контроля за их поведением).

Часто травмируются дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности.

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю.

Чаще травмируются дети 8–10 и 14–15 лет. Дети первой возрастной группы – школьники младших классов – отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т. д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом, когда запинаются и неудачно падают.

Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьёт твёрдым предметом и т. д.

Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но тем не менее пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Условия травмирования учащихся

Показателями предрасположенности к получению травм являются эмоциональные свойства и качества темперамента ребёнка.

Подверженности несчастным случаям способствуют:

Низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение),

Недостаточная сенсомоторная координация,

Малая наблюдательность (осмотрительность),

Низкая выносливость,

Чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Стрессовые состояния ученика заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Установлено, что для 60% учащихся характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

В современном мире серьезной проблемой у обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в образовательных организациях становится гипокинезия. От её последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать или в индивидуальной беседе, или в классе. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.

Организация профилактической работы классным руководителем

Классный руководитель призван быть организатором детской жизни, корректором межличностных отношений и защитником учащихся своего класса в трудных условиях и психологических коллизиях школьной жизни, проводить работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования среди учащихся своего класса. Эту работу он выполняет не один, а совместно с учащимися класса, их родителями, учителями, работающими в этом классе.

Функции классного руководителя, которые обеспечат возможность проведения профилактической работы с детьми:

- когнитивно-диагностическая функция (от лаг. cognitio – знание, познание; от греч. diagnоsis – определение) – связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учёта этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы;

- организаторско-стимулирующая функция . Она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с принуждением, ни с жёстким регламентированием деятельности учащихся, главное – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к её проведению;

- объединительно-сплачивающая функция . Действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности детей;

- координирующая функция . В классе работает несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе.

Воспитательная работа классного руководителя ведётся по плану. План работы классного руководителя – конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда – целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий. Лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные периоды.

При планировании воспитательной работы по направлению «Профилактика детского травматизма» классный руководитель должен исходить из следующих положений:

а) в плане нужно предусматривать разнообразные мероприятия и виды работы, которые способствовали бы обучению учащихся безопасному поведению и в школе, и дома, и на улице;

б) план должен предусматривать включение школьников в познавательную и спортивно-оздоровительную деятельность;

в) система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива, формированию межличностных отношений;

г) план должен содержать мероприятия, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей (законных представителей).

Планирование работы по профилактике детского травматизма

Мероприятия по профилактике детского травматизма включаются в планы воспитательной и просветительной работы. Для младших школьников целесообразно устраивать утренники здоровья, различные викторины, соревнования. Дети среднего и старшего школьного возраста уже имеют определённые знания о мерах профилактики травматизма. При работе с этой возрастной группой следует обратить внимание на формирование правильного отношения к возможным опасностям.

В целях профилактики детского травматизма и несчастных случаев с учащимися класса можно спланировать следующие мероприятия:

Беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

Определение графика дежурства учащихся класса;

Систематическую индивидуальную работу педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины.

Для эффективности осуществления намеченного плана работы, классный руководитель должен грамотно подобрать формы работы с учащимися по вопросам профилактики травматизма и предупреждения несчастных случаев. Ниже приводится перечень форм работы с учащимися:

По видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и другие;

По способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;

По времени проведения – кратковременные, продолжительные, традиционные;

По времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

По субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и её реализация принадлежит детям;

По результату – формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

По числу участников – индивидуальные, групповые, массовые.

Классные руководители в начале учебного года, перед каждыми каникулами, а также перед походами, экскурсиями, выездными мероприятиями должны проводить инструктажи с учащимися класса по следующим направлениям:

Правила безопасного поведения на дорогах, транспорте, соблюдение ПДД;

Соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристских походов, нахождении на спортплощадке;

Безопасное поведение на воде, у водоёма, в бассейне, на льду;

Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах;

Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов;

Правила обращения с взрывоопасными предметами, веществами;

Правила пожарной безопасности и электробезопасности.

Планируя внеклассную деятельность, надо исходить из того, что важнейший источник влияния на детей – это, прежде всего, сама жизнь. Жизнь школьника можно рассматривать с двух сторон: собственно школьной (обучение, различные школьные дела, одноклассники), и остальной – домашней, дворовой, уличной, в различных компаниях, сообществах. Часто «вторая» жизнь приобретает большую власть над ребёнком, чем «первая». Часто можно наблюдать огромную пропасть между этими частями жизни школьника. Пытаясь воздействовать на какую-либо одну сторону, получаем, как правило, лишь негативный результат: деформацию личности ученика, снижение мотивации, поведенческие проблемы. Поэтому задачей классного руководителя является тесная интеграция школьной жизни и внеклассной деятельности.

Создание целостной развивающей среды посредствам кружков, секций, использования возможностей родительского коллектива (поездки, походы, и т. д.), тематические недели, портфолио помогает формировать полноценную здоровую личность.

Школа, семья могут направить совместные усилия на то, чтобы каждый ребёнок свое свободное время не растрачивал бездумно, а пополнял знания, приобщался к литературе и искусству, занятиям физической культуры и спортом. Культурно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые для школьников – надежный заслон от травматизма.

Предсказать, предвидеть то, где ребёнок может травмироваться, невозможно. Следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать своё физическое превосходство. Увеличивается количество травм в результате драк между подростками.

Научить ребёнка правилам поведения в общественных местах могут и классные руководители и родители. Важно объяснить, например, что драка – это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать всё от них зависящее, чтобы их ребёнок ни по незнанию, ни тем более умышленно не наносил вред своими действиями другим детям. А помочь родителям проводить такую работу может классный руководитель.

Классный руководитель и родительское сообщество

Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно, стиль работы должен быть демократическим, основанным на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создавать воспитывающую среду, обеспечивать единство требований школы и семьи по отношению к личности ребёнка.

Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:

Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личностей как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами:

Изучение условий семейного воспитания;

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Взаимодействие с родительским комитетом;

Совместная деятельность родителей и учащихся;

Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Литература:

1. Лаврентьева В. В. Сборник методических материалов по профилактической работе в школе // Классный руководитель. – 2012. – № 6.

2. Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Приложение № 1

Примерный перечень тем для проведения бесед и классных часов по предупреждению детского травматизма

Тема № 1. Правила поведения учащихся:

Общие положения;

Правила поведения в раздевалках и столовой;

Правила поведения на уроках и переменах;

Лестница может быть опасной.

Тема № 2. Правила дорожного движения:

Город, микрорайон, в котором мы живем и возможные чрезвычайные ситуации;

Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Практическое занятие;

Правила поведения на улице. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

Правила дорожного движения. Практическое занятие;

Светофор и его сигналы;

Дорожные знаки;

Пешеходные переходы и правила пользования ими;

Правила езды на велосипеде;

Где можно и где нельзя играть;

Движение группами;

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила безопасности на железной дороге;

Знакомство с транспортом города;

Правила поведения на транспорте.

Тема № 3. Правила пожарной безопасности:

Причины возникновения пожаров.

Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.

Пожарная безопасность при обращении с горючими, легковоспламеняющимися материалами и веществами.

Правила пользования электроприборами.

Тема № 4. Опасности криминогенного характера:

Как вести себя дома, когда ты один в квартире;

Как вести себя на улице, когда посторонний человек пытается увести тебя куда-то.

Тема № 5. Безопасность на воде:

Правила и меры безопасности поведения на водоёмах;

Правила поведения на водоёмах в разные сезоны года;

Основные спасательные средства и правила пользования ими.

Тема № 6. Домашние животные и возможные опасности:

Домашние животные. Опасности, связанные с животными;

Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными в городе.

Приложение № 2

План работы классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

№ п\п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Оформление в классах уголков по профилактике детского дорожного травматизма, подбор методического материала по обучению детей дорожной безопасности, планирование работы на год

сентябрь

классные руководители

Защита безопасных маршрутов учащихся в школу и домой

сентябрь

классные руководители

Родительское собрание «Безопасность детей»

сентябрь, апрель

классные руководители

Беседа на родительских собраниях на темы, связанные с правилами поведения на дорогах города.

Консультация для родителей: особенности безопасного поведения в зимнее время года.

октябрь, декабрь

классные руководители

Участие во Всероссийской акции «Внимание, дети»:

Изготовление памяток, схем «Безопасное движение в микрорайоне школы»,

Оформление стационарного «Уголка безопасности дорожного движения»,

Беседы с учащимися о безопасном пути из школы домой,

Беседы по ПДД

сентябрь, май

зам. по ВР, классные руководители

Классные часы, посвящённые Всемирному дню памяти жертв ДТП

классные руководители

Проведение классных часов, викторин по правилам дорожного движения, сотрудничество с инспекторами ГИБДД

в течение года

классные руководители

Профилактические мероприятия «У безопасности каникул не бывает!»

октябрь, декабрь, апрель, май

классные руководители

Семинар «Требования по обеспечению безопасности детей при организации перевозок, выходе за пределы школы»

сентябрь

зам. директора по воспитательной работе

Приложение № 3

План работы с учащимися, имеющими велосипеды и скутеры

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Выявление детей, имеющих велосипеды и скутеры

сентябрь

классные руководители

2.

Проведение инструктажа с учащимися, имеющими велосипеды и скутеры

сентябрь, январь, май

классные руководители

3.

Встреча учащихся с инспектором ГИБДД (1–11 кл.)

в течение года

зам. директора по ВР, классные руководители

4.

Конкурс рисунков «Мой друг велосипед» (1–4 кл.)

классные руководители

5.

Викторина «Правила велосипедистов»

классный руководитель

6.

Ведение строгого учёта учащихся, имеющих велосипеды, скутеры

в течение года

классный руководитель


Формирование ответственного отношения к учебе является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Веду ежедневный контроль успеваемости и посещаемости, информирую родителей, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Подробнее остановлюсь на организации досуга , внеклассной работе. Это одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка , активному полезному отдыху, формированию законопослушного поведения.
Стараюсь привлекать как можно больше ребят своего класса к участию в предметных олимпиадах (шк.и районная олимпиада по географии и другим предметам), поощрять их за участие. В этом учебном году победителями и призерами в ройонных олимпиадах стало 8 обучающихся 7а класса. Привлекаю к участию в дистанционных конкурсах (Пермский географический чемпионат, «Олимпус»), к исследовательской деятельности.

В прошлом учебном году ребята приняли участие в конкурсе « История твоей семьи в истории Тверской земли» в рамках программы «Корнями дерево сильно» . Журавлева Н. победила в муниципальном этапе конкурса и участвовала в региональном этапе в г. Бежецке.

Стараюсь вызвать у ребят интерес к краеведческой работе, к изучению природы, истории и культуры родного края. Учащиеся моего класса в текущем учебном году приняли участие в областной викторине по географическому и историческому краеведению, совместив поездку с экскурсией по городу Твери. В данный момент мы участвуем в областной Интернет-игре «Достопримечательности Тверской губернии».

Принимая участие в районных и областных фотоконкурсах («Мое увлечение», «Зеркало природы», «Времена года» и др.) учимся видеть красоту окружающего мира.

Будучи начальником летнего оздоровительного спортивно-краеведческого лагеря «Пламя» на базе школы, активно вовлекаю ребят своего класса в работу лагеря, тем самым организуя их занятость в каникулярное время. В этом году 6 человек из моего класса будут посещать лагерь. Большой интерес в последние годы вызвали проекты «Забытые храмы Краснохолмского района», акция «Дорогами памяти», «На родину героев», экологическая акция «Чистый стадион» и др. Вовлечение ребят в поисково-экскурсионную деятельность способствует воспитанию гражданского сознания, патриотизма, любви к своей малой родине, а также положительно сказывается на формировании чувства товарищества , дружбы, ответственности за судьбу своей Родины, развивает познавательные интересы и кругозор, отвлекает от бессмысленного времяпрепровождения, отдых становится содержательным, заполнен полезной деятельностью.

Организация путешествий и экскурсий играют важную роль в профилактике правонарушений. Приобщение детей к культурному, природному наследию сказывается положительно на их воспитании, формирует положительную мотивацию. Со своими ребятами мы побывали во многих местах , увидели много достопримечательностей, знакомились с многими интересными людьми.

Вышний Волочок – край художников, Кашин, санаторий «Кашин», Калязин, Углич – город на Золотом кольце России, Молоково и его окрестности. Устюжна Вологодская область – город на Русском Севере, с. Даниловское –усадьба Батюшковых, д. Божонка – места, где совершилась Ситская битва (1238), снова В. Волочок.

В Краснохолмском районе посетили Николаевский Антониев монастырь, совершили экскурсии к 7 православным храмам, в карьер д. Могочи, побывали на родине Русина Н.П. в д. Поповское и в других местах.

Все это помогает развитию положительных интересов, обогащает духовно и эмоционально, помогает удовлетворить потребность ребят в общении , организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Всячеки стараюсь поддерживать своих ребят в их стремлении заниматься физкультурой, спортом, к участию в различных соревнованиях школьного и других уровней. Объясняю им необходимость занятий в спортивных секциях. Провожу беседы и кл. часы о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков, по экологической тематике («Здоровое питание», «Курить-здоровью вредить», «Мифы об алкоголе», «Человек и природа», «Мое увлечение», «Путь к звездам» и др.) Командные соревнования, КВНы, разнообразные конкурсы в которых ребята участвуют и как непосредственные участники и как болельщики способствуют негативному отношению к вредным привычкам, воспитанию чувств стремления к успеху, взаимопомощи и взаимоподдержки.

К программе формирования здорового образа жизни , профилактике вредных привычек привлекаются также специалисты (медсестра школы Мараева Е.Н., психиатр ЦРБ Грибова – частые гости у ребят).

Организация досуговой деятельности учит детей, как правильно провести свободное время без употребления алкоголя, табака. Интересно проходят у нас классные развлекательные мероприятия. Например:

поздравления с днем рождения, где именинникам вручаем подарки и открытки, изготовленные своими руками,

классные «огоньки», где каждый может себя проявить в различных конкурсах, ролях и т.д.,

новогодние праздники,

выезд на озеро,

пионерские дела,

проводим экскурсии в пожарную часть.
Такие мероприятия способствуют сплочению коллектива, учат детей с пользой для себя организовать досуг , а также получить некоторые навыки здорового образа жизни.

В рамках правового воспитания проводятся классные часы с участием работников правоохранительных органов (ГИБДД, прокуратуры), частый гость Коровина Т.М. – секретарь КДН администрации района. Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия

Работа с родителями ведется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, при посещении семей. На родительских собраниях касаемся тем: «Возрастные особенности школьников», «Развитие интересов подростка», «Участие родителей в организации досуга детей» и др.

Как классный руководитель знакомлюсь с жилищно-материальными условиями обучающихся , взаимоотношениями в семье, знакомлю родителей с успехами ребенка и возникающими проблемами. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка.

Существуют некоторые трудности в работе с родителями. Не все родители заботятся серьезно о духовно-нравственном воспитании ребенка, видя свою роль в том, чтобы накормить и одеть, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В некоторых семьях ослаблен контроль за свободным временем, за поведением ребенка, отсутствует должное взаимопонимание и доверие. Родители не всегда глубоко вникают в проблемы учебной деятельности.

В своей работе по профилактике правонарушений в классе не обходится без трудностей. В моем классе дети очень эмоциональны, подвижны, все еще присутствует агрессия в поведении и недостаток толерантности. Увлекшись игрой или выяснением отношений могут перейти границы дозволенного. Могут попасть под дурное влияние друзей. Не всегда бывают ответственны за порученное дело.

Особое внимание уделяю индивидуальной работе с обучающимися, стоящими на учете в КДН. Таких в классе 2 чел. Постоянно контролирую их посещаемость и успеваемость. Стараюсь быть в курсе их занятий во внеурочное время (кружки, секции и т. д), поддерживаю контакт с родителями. Привлекаю этих ребят к участию в классных и школьных мероприятиях.

Над решением этих проблем предстоит еще много работать.

Анализ работы по профилактике и предупреждению правонарушений.

В школе разработана и функционирует система работы по профилактике и предупреждению правонарушений.
Работа ведётся по ряду направлений:
Выявление детей и семей нуждающихся в специальной помощи. Изучение данного контингента учащихся, выявление проблем.
Координация и осуществление профилактической деятельности.
Реализация программ индивидуального сопровождения учащихся.
В учреждении на учебный год был составлен (в соответствие с социальными картами каждого класса) социальный паспорт школы.
Данные из социального паспорта школы на учебный год свидетельствуют об увеличении числа неполных семей (122 неполные семьи), недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат увеличение количества семей, находящихся в социально-опасном положении (16 семей) и как следствие учащихся «группы риска» (17 учащихся – стоят на ВШУ, 4 из которых стоят на учёте ПДН).
В школе профилактическая работа ведётся через:
Реализацию профилактических мероприятий («Полезные привычки» - 4 класс, 6 класс; «Детство без алкоголя» - 7 класс, 8 класс; «Все цвета кроме чёрного» - 2 - 4 классы; «Школа без табака» - 7-10 классы; «Школа взаимопонимания» - 8-10 классы; «Учимся общаться» - 5-6 классы; «Планета толерантности» - 5-10 классы).
Систему дополнительного образования (кружки, спортивные секции), которые обеспечивают занятость учащихся. В школе действуют 7 кружков по различным направлениям: спортивный кружок «Я и моё здоровье» - дети узнают комплексы упражнений для укрепления своего здоровья, знакомятся с элементами массажа; кружки художественного творчества - «Мир сказок», «В мире книг», «В мире театра», где дети не только путешествуют по сказкам, но и сами себя ощущают сказочными персонажами; «Умелые руки» и «Весёлая мастерская», основной задачей которых является развитие общей и мелкой моторики учащихся, где дети создают необыкновенные поделки из простейших материалов, развивая эстетический вкус; эколого - биологический кружок «Цветоводство», привить любовь к природе, родному краю основная задача этого кружка.
На протяжении нескольких лет ведёт свою работу историко – литературный музей, в котором освещается история Орловского края. Сами учащиеся являются экскурсоводами музея. Они с большой ответственностью относятся к проведению экскурсий для учащихся школы, студентов ОГУ, учителей, родителей.
Организация системы практических бесед на классных часах, часах общения, общешкольных собраниях.
Проведение месячников по формированию здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
Осуществляется межведомственное взаимодействие: планирование совместной работы с инспектором ПДН; взаимодействие с врачами специалистами.
Классные часы, беседы, встречи с инспектором ПДН, занятия в кружковой деятельности, участия в викторинах, праздниках здоровья, общешкольных мероприятиях помогли улучшить психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Меры педагогического воздействия:

В школе еженедельно проводятся дисциплинарные линейки, на которых подводятся итоги недели по «Дисциплинарному календарю», по пунктам: сменная обувь, пропуски и опоздания на уроки, культура поведения, вредные привычки.
За активное участие в общешкольной работе, творческой и спортивной деятельности, успехи в учёбе, труде, дети награждаются благодарственными грамотами, сувенирами. Для учащихся проводятся общешкольные праздники: «Хлеб – всему голова», «Масленица», «Смотр строя и песни», «Школьная кругосветка» и многие другие.

Индивидуальная работа с детьми «группы риска»:

Индивидуальная коррекционная программа составляется на каждого учащегося «группы риска» и включает следующие разделы:
1. Информация о ребёнке и его родителях;
2. Психолого-педагогическое изучение учащегося;
3. Организация психологической, социальной помощи;
4. Организация свободного времени учащегося;
5. Учёт и результаты работы.
Это направление является наиболее важным, так как направлено на оказание конкретной помощи ребёнку.
В учебном году на дому посещены все социально-неблагополучные семьи, еженедельные консультации родителей проводятся социальным педагогом и педагогом психологом школы (В учебном году было проведено 12 индивидуальных и 5 групповых консультаций).
В течение учебного года в комиссию по делам несовершеннолетних были поданы документы в отношении родителей учащейся 8а класса Классные руководители имеют постоянный контакт с семьями группы риска, но администрации школы в течение года неоднократно беседовала с родителями учащихся. Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Основные направления взаимодействия семьи и школы:

1. Изучение условий семейного воспитания.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса и его результатах.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
К ним можно добавить:
-выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
-участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; - проведение дней здоровья и совместных праздников с участием родителей.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести, организуемые классными руководителями и учителями, беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семей, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Формы и методы, применяемые в профилактической работе, не унижают честь, достоинство, самооценку и самоуважение личности несовершеннолетних и их родителей и не создают негативное отношение к учащимся и родителям.
Профилактическая работа в учебном году дала положительные результаты. Школа продолжит работу с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений по данным направлениям в предстоящем учебном году.