Мотивы лирики джорджа байрона. Сочинение «Образцы лирики Байрона. "Новаторство в любовной лирике Байрона"

- 35.94 Кб

1.Введение…………………………………………………… ……………..3

2.Лирика Байрона…………………………………………………………. .5

3.Новаторство лирики Байрона……………………………………………7

4.Заключение……………………………………………. ………………..15

5.Список использованной литературы…………………………………..16

Введение

Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и связанное с нею просветительство.

Неудовлетворенность результатами Французской революции, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. Новаторский дух поэзии Байрона, его художественный метод романтика нового типа был подхвачен и развит последующими поколениями поэтов и писателей разных национальных литератур.

Творчество Байрона было новаторским, в нем содержались идеи, которые волновали как современников, так и последующие поколения. Недосказанное, непонятое Байроном досказывалось или рождало новые споры, но всегда его творчество тревожило умы, будило фантазию. И поэт, как бы предвидя это, сказал:

Жил я не напрасно!

Хоть, может быть, под бурею невзгод,

Борьбою сломлен, рано я угасну,

Но нечто есть во мне, что не умрет,

Чего ни смерть, ни времени полет,

Ни клевета врагов не уничтожит,

Что в эхо многократном оживет...

Лирика Байрона

С английским языком, английской литературой связано имя – лорда Джорджа Гордона Байрона. Пожалуй, сейчас трудно представить себе, что значил для современников этот загадочно разочарованный паломник, избранник и изгнанник, идол и демон в одном лице. Обаяние его граничило с магнетизмом, его образ легендарен. Под знаком Байрона развивались литература, музыка и искусство романтизма, складывались убеждения, образ мыслей, манера поведения. Он был наряду с Наполеоном - кумиром своей эпохи, являясь наиболее заметной личностью среди великих поэтов Англии начала 19 века.

За исключением Шекспира, Байрон из всех английских поэтов является тем, кого русские читатели знают лучше всего. Но в его собственной стране его позиция не настолько безопасна по целому ряду причин.

Во-первых, имел место протест против жестокой войны Байрона с тиранией и лицемерием Церкви и Состояния (который был тонко замаскирован как протест против предполагаемой безнравственности поэта). Тогда, во второй половине 19-ого столетия, в течение доминирования программы "Искусства для пользы искусства", поэзия Байрона, как пишет Н. Дьяконова, «была объявлена технически ограниченной, немузыкальной и старомодной» . Совершенная несправедливость этого мнения слишком очевидна. Было укоренено предубеждение эстетов, - поэтов и критиков, - против всей поэзии с явным смыслом, прямым экспонированием социальных и этических понятий. Кроме того, поэты второй половины столетия, особенно эстетической школы, следовали по примеру романтичных современников Байрона более, нежели его. Дальнейшее развитие большей части английской поэзии продолжалось в направлении, противоположном принятому Байроном. Поэтому, в Англии его искусство критиковалось и все еще критикуется как принадлежащее к эпохи прошлого и отличное от современных тенденций. Никто в Англии не вызывал такого взрыва противоречивых чувств, как Байрон. Его боготворили – и проклинали, возносили до небес – и смешивали с грязью, провозглашали гением – и посредственностью. В отношении Байрона сложился ряд оценочных эпитетов – глубокий, мрачный, сильный, могущественный, и в то же время – однообразный. Одним из первых в России (в статье 1824 г.) В.К. Кюхельбекер противопоставил «огромного Шекспира и однообразного Байрона». Первоисточник такого распространившегося мнения об однообразии Байрона Пушкин видел в английской критике, которая не раз свидетельствовала об односторонности дарования Байрона, даже и удивляясь при этом силе поэта, способного, согласно В. Скотту, «вновь и вновь выводить на общественную сцену один и тот же характер, который не кажется однообразным только благодаря могучему гению его автора» . В байроновском искусстве боролись романтический индивидуализм с его вкусом к классической поэзии, чью гармония, симметрия и правильность он рассматривал как вариант конструкции его рационалистических идеалов. Несмотря на огромное количество критической литературы, посвященной творчеству Байрона, разбору его чисто лирической темы, ее особенностей и лингвистическому анализу посвящено не столь много литературы. Любовная лирика Байрона была отчасти заслонена великой тенью его драматических произведений и поэм, частью которой являлась. Как отмечал И. Шайтанов, "тиражирование байронического героя создало байронизм, от которого и теперь еще трудно отделить Байрона. Герой заслонил автора. По отношению к творчеству ту же формулу можно выразить так: поэма заслонила лирику. А внутри жанра поэмы: повествовательное, фабульное начало возобладало над лирической оценкой" . Увиденный таким образом Байрон выглядел однообразным. Поэтому представляется актуальной задачей попытаться восполнить этот пробел, доказав новаторство, современность и специфичность любовной темы в лирике английского классика. «Заново прочитать Байрона сегодня в значительной мере означает увидеть его лириком»

Новаторство в лирике

Новаторство Байрона, сказавшееся с такой силой в его поэмах, проявляется в эти годы и в области лирической поэзии, в частности-в любовной лирике. С концом Возрождения английская лирическая поэзия надолго утратила то ощущение неразрывного единства духовного и плотского начала, без которого любовная лирика не может передать живой голос человеческой страсти. Утрате этой цельности способствовало и влияние пуританизма, под знаменем которого совершалась буржуазная революция XVII века, и та циническая распущенность, которую противопоставила пуританству аристократическая литература времен Реставрации. В XVIII веке этот разрыв было узаконивается литературной традицией, закрепляется разделением лирических жанров. «Высокая» страсть, говорящая выспренним языком классицистических абстракций, изливается в риторических, напыщенных и холодных элегиях и посланиях. А земные радости любви оказываются по преимуществу предметом «комической», фривольной, зачастую натуралистически грубой поэзии. Бернсу, великому поэту шотландского народа, удалось первому преодолеть этот разрыв и вернуть письменной поэзии то единство духовного и телесного, которое всегда жило в устном фольклоре. Байрон, высоко ценивший Бернса, следует его примеру в естественности выражения лирического чувства. Чувственный пыл» его поэзии, отмеченный Энгельсом, не исключает, а предполагает задушевность и глубину. Унаследованное Байроном от просветительского материализма, наперекор идеалистической реакции его времени, уважение к земному естественному человеку, признание законности всех его природных прав и стремлений, образует идейный подтекст его любовной лирики. В противоположность поэзии реакционного романтизма, где любовь представала как меланхолическое и даже, по самой своей земной природе, роковое и трагическое чувство, любовная лирика Байрона, раскрывает светлый, прекрасный идеал человека.

В основе любовной лирики Байрона - страстно отстаиваемое им право человека на всю полноту этого щедрого земного счастья.

Лирика Байрона многим обязана фольклору; поэт любил народные песни, охотно переводил их. Близость к народным песням проявляется и в безыскусственности, простоте и силе выражения чувства, и в напевности его любовной лирики. Многие его стансы положены на музыку.

Именно в лирической поэзии Байрона - в «Еврейских мелодиях» и в так называемом «наполеоновском» лирическом цикле - наиболее ясно намечаются в эти же годы пути преодоления индивидуалистического бунтарства «восточных поэм». «Еврейские мелодии» были написаны Байроном на рубеже 1814-1815 гг. Авторской право был подарено Байроном молодому композитору Исааку Натану, который вместе с другим композитором, И. Брэмом, положил «Еврейские мелодии» на музыку.

Одним из самых известных произведений этого цикла является произведение «Душа моя мрачна». В своем произведении автор затрагивает тему страдания, горечи, грусти, накопившейся в душе. Перед нами встает образ героя, убитого своим горем, но тем не менее, до конца не отчаявшегося. Он еще надеется, что «в груди его проснутся звуки рая». Лирический герой не смиряется с тем, что «грозный час настал». Напротив, он видит смысл своей жизни в том, чтобы противостоять «грозному часу». Он жаждет слез лишь потому, что только так он может пробудить в груди надежды и избавиться от страданий.

Лирический герой произносит призыв, в котором выражается его желание уйти от безудержного веселья, в котором он видит лишь муки и страдания. В нем звучит буйство жизни, что подчеркивает его мужественность и натуру истинного бойца.

«Песня для луддитов». Луддитами в Англии в начале XIX века называли рабочих, которые боролись за лучшую жизнь для себя. Простые люди в то время в Англии жили очень плохо. Они много работали (по двенадцать-четырнадцать часов) и получали очень мало денег. На заводах и фабриках в то время было очень много женщин и маленьких детей. Особенно мне жалко детей. Они не могли учиться и часто даже не умели ни читать, ни писать. С раннего детства им приходилось работать наравне со взрослыми, чтобы они могли элементарно выжить.

Луддиты выступали против таких порядков, против владельцев фабрик и заводов. Они выводили из строя машины и организовывали демонстрации, протестуя против тяжелой жизни. Луддитами их называли потому, что у них был легендарный предводитель по имени Лудд. Никто не знает, существовал ли он на самом деле. Но, как и другой народный герой Робин Гуд, он был символом борьбы за свободу. Об этих людях Джордж Байрон и написал свое стихотворение. Начинается оно такими словами:

Как когда-то за вольность в заморском краю

Кровью выкуп вносил бедный люд,

Так и мы купим волю свою.

Жить свободными будем иль ляжем в бою!

Смерть владыкам! Да славится Лудд!

В этих строках Джордж Байрон напоминает рабочим о том, как боролись за свободу их братья в Северной Америке. Тогда, в конце XVIII века, жители североамериканских колоний восстали против власти английского короля и с оружием в руках завоевали свободу. Король послал против них войска, но они победили и основали независимую страну – Соединенные Штаты Америки.

Вот и рабочих Англии Байрон призывает последовать примеру колонистов: взяться за оружие и пойти в бой против угнетателей.

Он считал, что люди должны быть свободными или погибнуть в бою за свободу. Но жить рабами нельзя. Нужно бороться со своими угнетателями:

Мы на саван тирану соткем полотна,

За оружье возьмемся потом.

Угнетателям смерть суждена!

И красильный свой чан мы нальем дополна,

Но не краской, а кровью нальем.

Байрон верил, что только с оружием в руках человек может завоевать свободу. И кровь, которую проливают люди, борясь за свою волю, проливается не зря:

Эта смрадная кровь, как живительный ил,

Нашу почву удобрит, и в славный тот день

Обновится, исполнится сил

Дуб Свободы, что некогда Лудд посадил,

И над миром прострет свою сень.

Байрон много выступал и писал в поддержку Греции. В то время эта страна была под властью Османской империи, но греки часто поднимали восстания против турецкого ига. Для них Байрон написал свою знаменитую «Песнь греческих повстанцев».

В этом стихотворении он призывает греков смело бороться за свою свободу и напоминает им о героях Древней Греции. Например, он говорит в ней о подвиге спартанцев под предводительством царя Леонида. Они все погибли в Фермопильском ущелье, защищая дорогу в Грецию. Им персы обещали жизнь и богатство, если они сдадутся, но те гордо отказались. Они предпочли умереть свободными, чем жить рабами. Вот и современных ему греков Байрон призывает быть такими же:

С презреньем сбросьте, греки,

Турецкое ярмо,

Кровью вражеской навеки

Смойте рабское клеймо!..

К оружию! К победам!

Героям страх неведом.

Пускай за нами следом

Течет тиранов кровь.

Также на эту тематику было написано стихотворение «Прометей». Здесь Байрон использовал античную легенду о Прометее, борце против тирании богов, за счастье человечества. Образ этого титана был одним из любимейших образов Байрона и его друга Шелли. Прометей «всегда занимал мои мысли», признавался Байрон. Он обращался к его образу еще в юношеских переводах с греческого и в таких, зрелых произведениях, как «Бронзовый век» и «Дон-Жуан». В стихотворении «Прометей» звучит призыв к сопротивлению тирании, возвеличивается благородный подвиг титана - защитника и покровителя людей.

Северная Италия изнемогала под пятой Австрии; центральная и южная ее части были раздроблены на ряд деспотических государств, в которых господствовали феодальные порядки. Байрон сближается с членами тайного общества карбонариев, при участии которого готовилось вооруженное восстание. «Италия заряжена, и у многих чешутся руки дернуть за спусковой крючок», - сообщает Байрон в одном из писем. Он принимает самое активное практическое участие в карбонарском движении, помогает итальянским патриотам деньгами, в его доме прячут оружие, готовясь к восстанию. Освобождение Италии для Байрона становится «великим делом».

Краткое описание

Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Возникшее в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX века новое направление в искусстве было реакцией на Французскую революцию и связанное с нею просветительство.
Неудовлетворенность результатами Французской революции, усиление политической реакции в странах Европы вслед за ней оказались подходящей почвой для развития романтизма. Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики; другие выражали интересы демократических и революционных масс, призывая продолжить дело Французской революции и воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства.

Цели: познакомить учащихся с тематическим разнообразием лирики Дж. Байрона; научить определять основные мотивы, присущие его лирическим произведениям.

Оборудование: эпиграф к уроку, таблица.

Что такое поэзия?

Ощущение прошлого и будущего.

Дж. Байрон

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. творчество Байрона - важнейший этап в истории европейской культуры. Сочетание в его поэзии скорби и иронии, воли к борьбе и разочарованности в жизни, воспевание свободной природы и естественных чувств, сочетание бурных страстей и углублённого самоанализа - всё это сильнейшим образом сказалось на развитии литературного процесса того времени. И трудно назвать поэта, который в той или иной мере не испытал бы на себе влияния творца «Корсара», «Шильонского узника», «Паломничества Чайльд Гарольда»…

Лирические стихи Байрона чаще всего построены как страстные монологи. В них раскрывается внутренний мир богато одарённой личности, резко противостоящей пошлому и прозаическому миру: «Уныло в сердце одиноком, Когда надежд исчезнет рой!»

Пишет ли Байрон о любви или выступает с политическими декларациями, клеймит ли своих врагов (в том числе литературных) или воспевает истинную дружбу, всюду мы слышим голос мыслящего и глубоко чувствующего человека, страстно (но порой безнадёжно) стремящегося найти в жизни подлинные духовные ценности…

И сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Байрона, определим основные мотивы, присущие его творчеству.

III. Работа над темой урока

1. Сообщение учителя (с элементами беседы и чтением отдельных стихотворений Байрона героико-мятежной тематики)

Лирику поэта можно разделить на две группы. Первая - героико-мятежная. Это стихотворения, в которых раскрываются характер и деятельность исторических лиц, писателей, мифологических героев. Естественно, что в созданных поэтом образах нашли своё воплощение и черты байронического .

Назовите черты байронического героя, уже известные нам по восточным поэмам.

Когда были созданы восточные поэмы?

Какие исторические события английской и европейской жизни волновали в это время мыслящих людей?

Y Какая историческая личность могла, на ваш взгляд, привлечь

Внимание Байрона и почему? y Что вы знаете о наполеоне?

Мы неоднократно встретим имя наполеона на страницах русской и зарубежной литературы. Этот человек стал для многих кумиром. Молодые люди восхищались молниеносной карьерой наполеона: за пятнадцать лет он прошёл путь от простого поручика (1789) до императора Франции (1804). а потом его ожидало столь же стремительное падение и смерть в ссылке на острове Святой Елены.

Дж. Байрон посвятил наполеону цикл из пяти стихотворений, которые были написаны с 1814 по 1816 годы: «Ода к наполеону», «Ода с французского», «наполеону», «Звезда Почётного легиона», «Прощание наполеона». Я прочту несколько строф из этих стихотворений, а вы подумайте над вопросом: «Почему Байрон, для которого был кумиром со школьной скамьи, обратился к этому образу только после его поражения, падения?»

Всё кончено! Вчера венчанный Владыка, страх царей земных, ты нынче - облик безымянный! так низко пасть - и быть в живых! ты ль это, раздававший троны, на смерть бросавший легионы? Один лишь дух с высот таких Был свергнут божией десницей: тот - ложно названный Денницей! («Ода к Наполеону Бонапарту»)

Верный этой идее, поэт отправился в Грецию, где прожил полгода в ожидании подъёма всенародного движения. Когда по пути в Грецию поэт остановился в Кефалонии (остров в Ионическом море), в своём дневнике он записал строки стихов, которые стали называть «Из дневника в Кефалонии» и считать эпиграфом к записям поэта этого периода. но, не боясь ошибиться, их можно считать эпиграфом ко всей его жизни:

Встревожен мёртвый сон - могу ли спать? тираны давят мир - я ль уступлю? Созрела жатва - мне ли медлить жать? на ложе - колкий терн: я не дремлю; В моих ушах, что день, поёт труба, Ей вторит сердце…

(Перевод А. Блока)

Y «В моих ушах, что день, поёт труба…» - как вы понимаете эту строку стихотворения?

Y Докажите, что в стихотворении «Из дневника в Кефалонии» отразились настроения Байрона этого времени.

5. практическая работа с целью выявления мотивов лирического стихотворения

Работа в парах над составлением таблицы «Основные мотивы лирики Байрона». тексты стихотворений находятся перед учащимися.

Название стихотворения Мотивы Цитата из стихотворения

«Хочу я быть ребёнком вольным…»

«Душа моя мрачна…»

«ты кончил жизни путь, герой…»

«Песня для луддитов»

«Прости»

«Стансы»

«Видение Валтасара»

«расставание»

«Из дневника в Кефалонии»

Лирика Байрона.
Анализ стихотворения «Душа моя мрачна …»

В критике долгое время бытовало убеждение, что лирика важна, но она как бы комментарий к главному, «лирическое отступление». Особенно это убеждение касалось творчества Байрона, где лирика входила составным компонентом в каждую поэму.
Как отмечал Н. Берковский, «Лирика Байрона - спутник и провожатый его больших поэм и трагедий». Родственность эта получила даже издательское выражение: в зрелый период Байрона лирические стихи его публиковались вместе с его поэмами «Чайльд-Гарольд», «Гяур», «Корсар», находились в одном переплете с ними. Лирика не имела отдельной жизни: чем дышали поэмы и трагедии, тем и она дышала. Лирика Байрона - порождение романтизма в том виде, в каком признавал его и исповедовал Байрон, резко расходившийся в центральных вопросах миропонимания и поэтического творчества со многими современниками своими, тоже романтиками, совсем иного толка.
Романтизм в Англии, как и всюду в Европе, был созданием великой революции, разыгравшейся во Франции в конце XVIII века. Романтизм существовал ее вдохновением, ее откликами, прямыми и косвенными.
Байрон, как и многие разочарованный исходами Французской революции, тем не менее рассматривал ее как самое большое событие современности и не считал идеи, которые вдохновили ее, лживыми и пагубными. Мотив бунта против тирании присущ всей его поэзии, в особенности – поэме “Каин”. Вторым значительным мотивом для Байрона был мотив “потерянного рая”, что объяснялось отчасти биографическими причинами. Но этот мотив имел у него и более общее значение.
Лирические произведения у Байрона часто вкраплены в его более солидные по объему и затрагиваемой проблематике произведения – драмы, размышления или эпику. Либо являются отрывками из незаконченных вещей.
Как, например, отрывок «Юлиан», где рассказано о юноше, который, после того как погиб корабль, выходит из волн на незнакомый берег и здесь встречен незнакомцем. Крушение - тот же мотив расставания, насильственного выхода в новую жизнь, о которой неизвестно, что даст она. «Юлиан»-отрывок, подобно тому, как отрывок и поэма «Тьма». Эпос, который остался отрывком, приобретает особую лирическую силу. Эпическая фабула начата и не дописана, фабула не довлеет себе, она сделала что могла для лирики, вызвала активное лирическое переживание и сама утонула, ушла. Фабула, преподанная в обломках, указывает, что суть не в ней, что она важна только своими эмоциональными влияниями, внутренней энергией, которую освободили события. Фрагмент эпоса - одна из самых действенных для нас разновидностей лирики. Этому учит поэзия Байрона, а также Гейне, Пушкина. Лирика нередко добывает лучшие свои средства из чужой почвы.
О своей романтической катастрофе, о «потерянном рае» Байрон говорит, заходя к этой теме и со стороны своих «библических» стихов, как могли бы назвать «Еврейские мелодии» (“Hebrew melodies”) русские его современники, и со стороны стихов о всемирной тьме и о крушении, и со стороны стихов к Мэри Чаворт, стихов о любовных разлуках, наконец. Меланхолия подсказывает Байрону столь несходственные образы, что общий источник ее должен лежать где-то очень глубоко, невидимо для глаз. И Библия и эпизоды из биографии поэта не более чем образные подобия, поэтические наведения. Романтический идеал Байрона не отягчен признаками, обладающими силой догмата, отсюда и свобода, с какой идеал выражен, особая свобода неполной определенности, присущая ему. «Потерянный рай» у Байрона не есть некий порядок жизни, уже известный из настоящего или из прошлого, как у лэкистов с их культом старой Англии. Те были наивными язычниками «довольства», а для Байрона, искушённого сторонника «развития», познавшего страдания его, рай покамест оставался только величиной умопостигаемой, материальное осуществление его отодвигалось в будущее, к которому развитие вело своими нелегкими и неясными путями. Даже Китс, поэт более близкий к Байрону, чем к лэкистам, и тот гораздо связаннее, чем Байрон, когда рисует идеал будущего, - оно все же у Китса опирается на опыт несколько догматический, на примеры, взятые из древнеэллинского мира, из его культуры и искусства.
В формировании художественного метода Байрона решающую роль сыграли «восточные поэмы» и «Чайльд Гарольд». Воспринятые современниками как великое поэтическое открытие, они заложили основы байронизма во всех его жанровых разновидностях, в первую очередь – чисто лирической. Правда, следует отметить, что богатая область байроновской лирики хронологически связана не с отдельными периодами деятельности поэта, а со всем его творческим путем.
Однако ее основные художественные принципы вырабатывались параллельно с поэмами 1812-1815 гг. и их внутренняя связь неоспорима.
По характеру своего непосредственного содержания лирическое наследие Байрона может быть разделено на две группы: интимно-психологическую и героически мятежную. Его разные тематические аспекты связаны общностью лирического «я».
Для романтика было свойственно ощущать себя, по выражению В. Скотта, «последним менестрелем», который отвращал взор от реальности вокруг него и ловил «хотя бы отблеск иной жизни, прекрасной, одухотворенной и отошедшей в область сновидений. Это, собственно, и есть ситуация романтического конфликта, под знаком которого сущее неприемлемо, идеал несбыточен». И Байрон целиком принадлежал этой традиции мышления. И в то же время, как часто с ним бывает, стоял особняком. И. Шайтанов одним из признаков этой особенности полагал то, что "Байрон не удовлетворялся тем, чтобы дать выражение романтическому строю чувств. Он этот строй объективизирует: в поэмах – в образе героя. В поэтических циклах – в самой ситуации, развившейся из его опыта». Хотя лирический герой поэзии Байрона эволюционизировал вместе со своим автором, основные черты его духовного облика, мировая скорбь, бунтарская непримиримость, пламенные страсти и свободолюбивые устремления – оставались неизменными. Богатство и разнообразие этих психологических оттенков определяет звучность того резонанса, который был вызван лирикой Байрона и не умолкал на протяжении всего 19 в., вызывая ответные отклики в мировой поэзии. Следует отметить, что следы влияния классиков, на примере которых Байрон был воспитан, никогда полностью не исчезали из его творчестве, хотя со временем они значительно потускнели. Анализируя язык и стиль поэтических произведений Байрона, Е.П. Клименко отмечает, что «на образный язык Байрона наряду с любимым им Попом существенное воздействие оказали лирики второй половины 18 века, принадлежащие к так называемому сентиментальному направлению в английской поэзии… Нередко источником стилистических средств ему служили также Шекспир, Мильтон и Спенсер, иногда – фольклорные памятники… Постепенно он все больше обращался к живой речи».

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ДЖОРДЖА ГОРДОНА БАЙРОНА

Высочина Д.А.,

Стахановский факультет

Луганского национального университета им.Т.Шевченко

Романтизм – это направление в литературе с конца 18 века - до первой половины 19 века. Эта литература создавалась на романских языках, и описывала сюжеты, которые имели героический характер. Для романтизма характерно обращение к прошедшим годам, к фантастике, народным сказаниям, и, конечно же , к описанию великолепия природы. Романтическая литература – это описание особого мира обстоятельств, которые окружают героев, а также страстей, которые кипят во всех произведениях этого направления.

Как нам известно, романтический герой – это страстная и сложная натура, мир этого человека необычайно глубокий и бесконечный, это целый мир, который полон противоречий. Писателей этого направления интересовали все страсти, которые постоянно противопоставлялись друг другу – это любовь и страсть, дружба и привязанность, а также жадность, честолюбие и зависть. Романтический герой постоянно находится в конфликте с окружающим его миром. Он – странник, одинокий, иногда разочарованный, постоянно бросает вызов судьбе. Но мы не должны забывать, что существует и другой вид романтического героя – это чудаки, фантазеры, мечтатели. Это люди, которые преданы искусству, непонятные и отвергнутые обществом.

Цель моей статьи - рассмотреть становление романтизма и романтического героя в творчестве Байрона.

Задачи:

Охарактеризовать сущность романтизма в литературе;

Проанализировать поэму «Корсар»;

Проанализировать поэму «Шильонский узник»;

Проанализировать поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда»;

Обобщить результаты и сделать выводы.

Предметом исследования данной статьи является изображение Байроном лирического героя как борца, который восстает против душевного и физического рабства человека.

Значение статьи состоит в том, что она является определенным вкладом в разработку проблемы исследования творчества Д.Г. Байрона.

Необходимо отметить, что романтизм – это не просто метод изображения действительности, а также не просто одно из направлений в литературе, он представляет собой всю мировую культуру, которая охватывает все стороны человеческой жизни.

«Романтизм Байрона заостряет внимание на проблемах человеческого общества, противоречивости и трагического одиночества человеческой личности» .

Образцом такого направления литературы может служить байроновская поэма «Корсар», в котором он опирается на свое путешествие по странам Средиземноморья. В этой поэме Байрон развивает мотивы, которые вполне

свойственны романтизму в целом.

Естественно, в основе этого произведения лежит конфликт героя с окружающим его миром, вся поэма сведена к одной драматической ситуации – борьбе за любовь. Романтическим героем здесь выступает предводитель пиратов Конрад, а его возлюбленной является Медора. Действие поэмы начинается с того, что Конрад вынужден расстаться со своей возлюбленной из-за известия, которое он получил на пиратском острове. Герой отдает приказ поднять паруса и отправляется в путь. О том, какой у него план и куда он отправился, мы узнаем только со второй песни поэмы.

Мы видим главного героя, Конрада, как сильную, мужественную натуру, он правит пиратами, некоторые его боятся, некоторые уважают за его отважность и храбрость. Первое появление Конрада свойственно романтическому герою. Он стоит на вершине скалы, опирается на свой меч и смотрит на волны. Его положение на скале уже превозносит его над остальными героями. Исключительность Конрада приводится в его портрете [девятая строфа первой песни]. Детальное описание каждой черты его портрета, помогает понять характер героя. Это описание становится выражением свойств его характера. Байрон настолько ясно и ярко создает этот образ романтического героя, что некоторые черты его описания войдут в характерный облик романтического литературного персонажа.

Но полнее всего раскрытие характера романтического героя мы можем увидеть в описании его любви. Любовь в романтизме – это высшая страсть и ценность жизни. Романтический герой борется за свою любовь, преодолевая все трудности на своем пути.

В основе «Корсара», как и во всех «Восточных поэмах Байрона» - описание того периода жизни героя, когда он последний раз вступает в схватку за свою любовь. Конрада с Медорой может разлучить только смерть, что мы и видим в поэме. Медора в поэме также представлена как пылкая, преданная девушка, которая ради своей любви готова пойти на преступление. Во многих байроновских поэмах, главным способом создания характера героя становится действие. Конрада мы видим как активную натуру, его идеалом выступает анархическая личная свобода, сюжет поэмы отличается повышенным драматизмом. Перед нами встает череда ярких, волнующих сцен, которые постоянно противопоставляются друг другу по принципу контраста: славящая морской простор и волю песня пиратов открывает поэму, ей противоположна грустная песня одинокой Медоры. Картина пира в роскошном дворце Сеид - паши сменяется картиной кровавого боя; уныние. Байрон не устает поражать нас богатством настроений и красок.

Таким образом «Корсар» выступает перед нами как лиро-эпическая поэма. В ней сливаются воедино лирическое описание главных героев и эпическое повествование событий, и разнообразие действий.

Конрад – один из самых ярких примеров романтического мироощущения во всем творчестве Байрона. А само построение «Корсара» - пример построения романтической поэмы. В основе поэмы мы видим решающий момент жизни героя, который решает всю его судьбу. Не смотря на то, что герой был разбойником, он взят в момент высшего напряжения жизненных сил. В такие моменты характер героя максимально раскрывается.

В поэме этому помогает разнообразие художественных средств – описание портрета героя, отношение к нему любимых женщин, а также описание его поступков и действий. Также важно описание в поэме моря. Здесь оно становится символом свободы.

Заслуга Байрона в том, что он сумел создать лирическую поэму, которая широко распространилась по всей европейской литературе 19 века. «Появляется такой термин, как байронизм. Его суть афористично определил А. С. Пушкин: «преждевременная старость души» как драма времени. Лучше всего она была описана в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда. Здесь мы видим новый тип героя, на котором лежит мета времени. Он томим «мировой скорбью», потому что нигде не нашёл пристанища для изверившейся души. Скепсис, эгоистическое своеволие, несчастный жребий человека, неспособного обрести призвание, а от того страдающего глубоко и безысходно, - вот та «болезнь ума и сердца роковая», которую первым распознал Байрон» .

Такой же тип человеческой натуры был обрисован во многих других произведениях писателя.

Рассмотрим еще один пример романтического героя Байрона. Этот герой – Бонивар из поэмы «Шильонский узник». В этом произведении приведены реальные факты из жизни швейцарского гуманиста Франсуа Бонивара. Он прославился мужеством во время отстаивания независимости своей родины.

Это произведение повествует нам о том, как мужественно сражался закованный в кандалы герой со своей судьбой. Он пытался не только сам сохранить веру в светлое будущее, но также помогал поддержать надежду и в своим умирающих братьях. Поэтому смерть одного из его братьев, заставила Бонивара отчаяться. Со временем все происходящее заставило героя подчиниться и смириться со своей участью. И хотя его освобождение не обрадовало его, но мы чувствуем, что герой не потерял во время заключения ненависти к врагам, любви к своему народу, а также веры в свободу и справедливость на земле.

Поэма представлена в виде монолога узника Шильонского замка, который повествует нам о своей трагической судьбе. А также о судьбе своих братьев и отца, которые все трагически погибли.

Узник предстает перед нами как пассивный герой, он отказывается бороться со своей судьбой, и смиряется с заключением. Доказательством этому могут послужить такие строчки поэмы: «безнадежность полюбил». Хотя поначалу это трудно ему давалось, так как замок «душит» его. Он считает, что спасти его теперь может только смерть. О том, что свобода для него уже была нежеланной, доказывает такая строчка поэмы: «И равнодушно цепь скидал».

Последний пример романтического героя, которого я бы хотела привести в пример – Чайльд – Гарольд из поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Эта поэма написана в виде лирического дневника путешественника - жанра, который легко вмещает в себя лирическое ноты – это мысли и переживания героя, авторские отступления и обобщения, описание картин природы. Герой восторгается природой, искусством, людьми, историей, но одновременно, как будто и непреднамеренно, оказывается в самых горячих точках Европы - в Испании, Албании, Греции. В начале поэмы мы видим Чайльд-Гарольда с его одиночеством и романтической, неосознанной тоской. Герой отрешен от мира, и внимание автора целиком сосредоточено на постижении глубин внутреннего мира

его души.

Гарольд - личность романтическая, рвущаяся в неведомое, кажущееся ему лучшим, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располагающая к размышлениям, а необычная, полная тревог и битв действительность, которая привлекает своей энергией, необычностью страстей и разнообразием переживаний.

Романтический герой рано перенасладился жизнью, его охватила грусть, он постоянно теряет связь с окружающим миром, как и для многих таких героев, страшное чувство одиночества стало для него привычным, обыденным. Он его не боится. Эгоизм приводит к тому, что герой перестает испытывать укоры совести, он совершает глупые поступки, он всегда считает себя правым. Казалось бы свободный от общества герой, но он несчастен. К сожалению, независимость для него гораздо дороже покоя и счастья. Ему чуждо лицемерие. Единственное чувство, которое он признает и которым он дорожит, - это чувство большой любви, впоследствии перерастающее во всепоглощающую страсть.

В великолепной старинной балладе, известной под именем «Прости», вложенной в уста байроновского героя, содержится все, что сродни романтическому образу: тоска по неизведанному идеалу, неуспокоенность, устремленность в прекрасный мир свободных стихий, оторванность от любой почвы, родной среды, неприкаянность и вместе с тем завидная внутренняя свобода, скорбь и разочарование, активность и созерцательность. Однако все эти качества, присущие Гарольду, универсальны и всеобщи. Мрачный и неприкаянный герой, несущий в себе загадку - «не причуда, не подражанье». Это герой мыслящий и потому страдающий.

Романтический герой – это особенный герой, который противопоставленный толпе. Это человек с сильными чувствами, он не хочет подчиняться законам, которым подчиняются другие. Этот герой одинокий, страстный.

Байроновский герой был первым в романтической литературе, поэтому, он естественно был неподготовленным к пониманию и восприятию этого нового исторического опыта народов.

«Читая Байрона, мы видим в нем поэта глубоко лирического, глубоко субъективного, а в его поэзии - энергическое отрицание английской действительности» .

«Байрон не раз утверждал, что предпочитал поэтам историков. Он не раз перечитывал различные исторические труды и мемуары. Несмотря на бессистемность своих знаний, Байрон, несомненно, был на высоте современной ему образованности. Собственные сочинения он всегда писал, опираясь на литературные и исторические источники, приводя их в подстрочных примечаниях» .

В байроновских драмах появляется герой, вокруг которого действуют персонификации его различных качеств, либо персонажи служебного назначения. Они созданы для того, чтобы главный герой смог проявить свои чувства и свойства по отношению к ним.

Следует отметить, что соотечественники Байрона уделяют его творчеству недостаточно внимания. Британские исследователи выдвигают на первый план других фигур – романтиков.

В своих поэмах Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться "байронической".

Необходимо четко различать понятия «байроновский романтический герой» и «байронический романтический герой». Байроновский романтический герой – это герой, который создан Байроном в его произведениях. В то время как байронический романтический герой – это герой, которого создают писатели в своих произведениях на основе героя, который был создан Байроном.

«Байроновский герой, тот же Гарольд, например, при всей своей «мировой скорби» и разочарованности, бросал гордый вызов «палачам свободы», пророчествовал о «новых битвах». Байрон был свидетелем и участником «второй зари свободы» (национально-освободительного движения). И это придавало Корсару и Гарольду несомненное героическое содержание. Пушкин еще до разгрома 14 декабря почувствовал слабость этого движения и порожденного им романтического героя, а также байроновского индивидуалиста вообще» .

Три слова «свобода, мщенье и любовь» - три исчерпывающие темы, которые характеризуют все поэмы Байрона. В восточных поэмах Байрона формировался романтический герой. В этом байроническом герое, «человеке одиночества и таинственности», представлена яркая и сильная личность в ее положительных и отрицательных качествах, кипят страсти, призванные заглушить разочарование и страдания, зреет неопределенный гуманизм и ненависть к тирании. Последовательные фазы развития героя поэм усиливают связь его с обществом. Жизнь Конрада из «Корсара» уже неотделима от жизни его товарищей. «Свобода, мщенье и любовь» у Байрона выступали неразрывно».

Герои поэм, о которых я уже упоминала, отвергают общество, где царит тирания и деспотизм, провозглашают свободу личности, не подчиняющейся условиям, угнетающим ее. И при всем разнообразии сюжетов личность романтического героя от поэмы к поэме развивается Байроном, обогащается новыми чертами характера.

Романтический герой Байрона обладает и большой силой, которая притягивает нас благодаря своему благородству, гордому и неукротимому характеру, способности страстно и самозабвенно любить, мстить за зло, стать на сторону слабого и беззащитного. Этому герою чужды низменные чувства: продажность, трусость, лживость и коварство.

Так же как и в поэме «Корсар», поэт снова воспевает природу: незабываемо описывает море в финале поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», также незабываема картина, передающая красоту водопада Велино. По мысли Байрона, именно природа дает человеку возможность соприкоснуться с вечностью: вот и водопад "как Вечность, страшен для живых", и море - "Лик Вечности, Невидимого трон".

Проанализировав поэмы Байрона, а также романтизм в целом, можно сделать вывод о том, что романтизм присутствовал в его творчестве. Во многих его произведениях мы видим четкий пример романтического героя, черты характера которого будут в последствии использоваться многими другими писателями романтического направления в литературе. Все творчество Байрона может по праву считаться новаторским, содержащее идеи, которые волновали не только его современников, ну и также многие последующие поколения.

Творчество Байрона тревожило умы великих людей, а все, что было им недосказано, рождало новые споры среди литературных критиков и других творческих деятелей. Его творчество оказало огромное влияние на многих писателей. Байроновский р омантизм прожили и прочувствовали в своем творчестве такие русские писатели как Пушкин, Лермонтов и многие другие. Байронический романтизм впоследствии перешел к реалистическому романтизму со своими правилами и исключениями.

Для читателей не секрет то, что особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, а продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей.

Романтическая поэма строилась на особой постановке центрального персонажа, на особом роде его превосходства над другими персонажами - в отдельности, над фоном, окружением - в целом. И решающими оказывались не какие-либо высокие качества этого персонажа, но его способность пережить определенный духовный процесс - процесс отчуждения, с более или менее повторяющимися типическими стадиями (наивно-гармонические отношения вначале, разрыв с обществом, бегство и т. д.). Этот процесс включает в себя часто преступление, «месть»; во всяком случае, он всегда двузначен в моральном смысле, даже и тогда, когда персонаж избегает излишества мести, когда цели его становятся простыми, мотив отчуждения конкретизируется .

В данной статье был рассмотрен Романтизм, как в целом, так и на примере творчества Байрона. Был также охарактеризован и изучен романтический герой его поэм. Поставленные задачи мною достигнуты.

Литература:

1) Диссертация Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя / Семенова М . Л ., место защиты диссертации: Москва, Код специальности ВАК: 10.01.01; 2003г., с.207;

2) Реферат: Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова., Скобелева А.И., Ижевск, 2008;

3) Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. IIОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948

4) Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Изд-во «Наука», М., 1978;

5) Елизарова М.Е., М., «Просвещение», 1972 г.;

6) Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. М.Нольман. Лермонтов и Байрон, с.467.

АННОТАЦИИ

1) Высочина Д.А.

Романтический герой поэзии Джорджа Гордона Байрона

Статья посвящена одному из направлений в литературе – Романтизму, а также одному из ярчайших его представителей – Дж.Байрону. В статье рассмотрено становление романтического героя в поэзии Дж.Байрона. Лирический герой представлен как борец, который восстает против душевного и физического рабства человека. Рассмотрены несколько работ английского писателя, которые и помогают составить портрет его романтического героя. В статье дается объяснение таким литературным понятиям как «байроновский романтический герой» и «байронический романтический герой». Три главных темы романтической поэмы Байрона - свобода, мщенье и любовь. Для романтической поэмы характерно описание портрета героя, отношения между людьми, а также описание поступков, действий и приключений главного героя. В статье указано, что творчество Байрона может по праву считаться новаторским, так как он был одним из первых, кто ввел романтического героя в свои работы, и который служил образцом подражания для многих последующих писателей.

Ключевые слова : Романтизм, романтический герой, борец против рабства, свобода, месть, любовь, портрет героя, приключения, новаторство.

2) Височина Д.О.

Романтичний герой поезії Джорджа Гордона Байрона

Стаття присвячена одному з напрямків в літературі – Романтизму, а також одному з його яскравих представників – Дж.Байрону. В статті розглянуто становлення романтичного героя в поєзії Дж.Байрона. Ліричний герой показується як борець, який повстає проти душевного та фізичного рабства людини. Розглянуті декілька робот англійського письменника, які й допомагають зробити портрет його романтичного героя. В статті дається пояснення таким літературним термінам як «байроновський романтичний герой» та «байронічний романтичний герой». Три основні теми романтичної поеми Байрона – свобода, помста та любов. Для романтичної поеми характерний опис портрета героя, відносини між людьми, а також опис вчинків, дій та пригод головного героя. В статті наголошується. Що творчість Байрона може по праву вважатися новаторською, так як він був одним з перших, хто ввів романтичного героя в свої роботи, та який служив прикладом наслідування для багатьох наступних письменників.

Ключові слова : Романтизм, романтичний герой, борець проти рабства, свобода, помста, любов, портрет героя, пригоди, новаторство.

3) Daria Vysochina

Romantic hero of George Gordon Byron’s poetry

The article is sanctified to one of the directions in the literature – to Romanticism, and also to one of its brightest representatives – G.Byron. We see in the article the becoming of a romantic hero in the G.Byron’s poetry . A lyric hero is

presented as a fighter who struggles against the mental and physical slavery of a man. A few works of the English writer are examined, that help to make the portrait of the writer’s romantic hero. The article explains such literary concepts as "romantic hero" that was used in Byron’s poetry and "romantic hero" that was use by other writers. Three main themes of Byron’s romantic poem is freedom, revenge and love. The romantic poem is characterized by the description of the hero’s portrait ; relations, between people; and also by the description of the acts, actions and the protagonist’s adventures . It is indicated in the article, that Byron’s works can legally be considered to be innovative, because he was one of the first, who entered a romantic hero in his works, and whose romantic hero is served as the standard of imitation for many subsequent writers.

Keywords : Romanticism, romantic hero, fighter against slavery, freedom, revenge, love, hero’s portrait , adventures, innovation.

На вопрос Какие основные мотивы лирики Байрона? заданный автором Џрослав Шевченко лучший ответ это Мотивы творчества английского художника изменялись с изменением его взглядов в течение всей жизни.
Истоки литературных взглядов юного Байрона следует искать в этических и эстетичных взглядах Просвещения. Но интересовался он и образцами лирического, эпического и драматичного творчества античных авторов, а в последние годы жизни и творчеством итальянских поэтов раннего и позднего Возрождения, которые не могли не отразиться в мотивах собственного творчества, хотя сам Байрон не раз утверждал, что преимущество над поэтами отдает историкам.
Литературные взгляды молодого поэта полностью оказались в юношеском сборнике «Часы досуга». Стихотворения, которые вошли в этот сборник, были подражательными. Мотивы вольнодумства вырисовывались расплывчато, а размышления о быстротечности дружбы и любви - меланхолично. Наиболее типичными для этого сборника стали воспоминания о детстве. А первая сатирическая поэма «Английские барды и шотландские наблюдатели» не свидетельствовала об оригинальности взглядов относительно назначения искусства и художника.
Но позиция молодого Байрона относительно этой темы сохраняется и в более поздние периоды его творчества. Всю свою жизнь он придерживался классцистической теории искусства и понимания заданий поэта. Некоторые ранние произведения поэта были выданы лишь после его смерти. Среди них сатира «Проклятия Минервы» , в которой поэт в то же время обвинял тех, кто грабил народ Греции, и прославлял античные шедевры священного храма в Афинах. Следовательно, высокие гражданские и политические мотивы свойственны даже раннему творчеству Байрона. И только поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» стала новым этапом в творчестве Байрона. Ведь в ней через внутренний мир персонажа и автора раскрываются и героизм давних и новых времен, и трагические проблемы современности. Придерживаясь «высокого» стиля, отдавая преимущество абстрактным и возвышенным образам, Байрон предоставляет своей поэме такой тон, что судьба личности начала рассматриваться как часть всемирного процесса. Поэтому поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» можно рассматривать как новое художественное движение эпохи классицизма.
Лирика зрелого поэта приобрела характер исповеди, а в восточных поэмах вылилась в тоску поэта, в его возмущение против лицемерия и тупости, которые в эпоху реакции унижали достоинство человека.
Вражда с миром героев восточных поэм Байрона приобрела новое философское осмысление в швейцарской драме «Манфред». Трагедия графа Манфреда вызвана не столько столкновениям с людьми, которых он презирает, не столько крахом любви, сколько тем, что сам он не выдерживает собственный моральный суд. Трагическими для него становятся не обстоятельства, которые окружают, а его собственные чувства.
Но наиболее плодотворным стал «Итальянский» период творчества Байрона. Он поражает нас патетикой четвертой песни «Чайльд Гарольда» , «Одами к Венеции» , «Жалобами Тассо» , озорными пародийными октавами «Беппо» и «Дон-Жуана» , торжественной терциной «Пророчества Данте» и непринужденностью лирических стихотворений, классицистическими трагедиями и романтичными мистериями, стихотворной повестью «Остров» , прозаическими трактатами.
Вероятно, это был период сознательных поисков, нацеленных на окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном. Герои Байрона имеют отпечаток душевного величия, самоотверженности и внутренней сложности, свойственных прославленным персонажам Шекспира. Даже в классицистическом за своими средствами сатиры «Бронзовый возраст» Байрон изображает могучий и преисполненный противоречий образ Наполеона, близкого большим ворам и честолюбцам шекспировских трагедий.
Именно в «Дон-Жуане» Байрон выступает судьей морали и общественных отношений, выражает свое представление о родине, правящие круги которой силятся предоставить своей корыстолюбивой политике высокого морального и религиозного значения.