Военное положение в польше. "солдидарность" - всенародный профсоюз Польское движение солидарность

В 1983 военное положение в Польше было отменено. Леху Валенсе Запад оказал важную моральную поддержку – он стал лауреатом Нобелевской премии мира 1983 г. В 1985 году начались быстрые перемены в СССР, и было ясно, что они повлияют на ситуацию в Польше. 17 сентября 1986 были освобождены все политические заключенные (вышли на свободу 225 человек), а 29 ноября начал легально действовать Временный совет «Солидарности». Была начата экономическая реформа по либерализации системы. Возник переходный, гибридный хозяйственный механизм, в котором сосуществовали структуры и процедуры, нередко противоречившие друг другу. В целом, однако, доминировали механизмы, типичные для централизованной нерыночной экономики.

Именно в Польше после отмены военного положения 22 июля 1983 г. впервые стали культивироваться элементы «гласности». Правительство и ПОРП оповещали население через СМИ о своих программах и планах работы, о ходе их реализации. Стенограммы пленумов ЦК ПОРП и заседаний сейма начали печататься в доступных широкому читателю изданиях. Пресс-секретарь правительства еженедельно организовывал брифинги для иностранных и польских журналистов. В Польше были созданы новые для социалистических стран институты – Главный административный суд, Государственный и Конституционный суды, институт общественного представителя по гражданским правам. Возросла роль союзнических партий – Объединенной крестьянской и Демократической. Эти изменения получили название коалиционного способа осуществления власти.

Военное положение «заморозило» кризис, а после его отмены раскол общества резко ускорился, и вектор общественного сознания изменился. Н.Коровицына дает такой обзор этого процесса: «Экономический кризис и спад уровня жизни остановили распространение антиэгалитарных взглядов среди квалифицированных рабочих, сблизив их с малоквалифицированной частью этого класса и, напротив, отдалив от интеллигенции. За «потолок» заработков выступало в 1981 г. почти одинаковое количество специалистов (68,8%) и квалифицированных рабочих (71,6%), а уже в 1984 г. – соответственно 41,1 и 57,4%, в 1988 г. – 37,0 и 63,0%. В 1990 г. сторонников эгалитарных взглядов среди квалифицированных (60,0%) и неквалифицированных (59,0%) рабочих уже почти вдвое больше, чем среди специалистов (33,0%)… Распадался альянс квалифицированных рабочих и интеллигенции – движущая сила революции «Солидарности». Основу их единства составляли тогда общие эгалитарные устремления. Однако с 1984 г. – польская социология может датировать этот перелом с точностью до года – взгляды и интересы интеллигенции и рабочего класса эволюционировали в противоположном направлении. Динамика их материального и социального положения уже тогда значительно различалась… Расхождение позиций двух «социальных столпов» восточноевропейского общества, происходившее на протяжении всех 1980-х годов, подготовило бархатную революцию. Специалисты пришли к ней с выраженными либеральными взглядами, основанными на радикальном антикоммунизме. В 1988–1990 гг. доля сторонников безграничной приватизации среди польской интеллигенции удвоилась… Совершался отказ от предпринятой «Солидарностью» попытки создания гражданского общества чисто политическими методами, не связанными с введением института частного предпринимательства. Итогом этого отказа было сближение интеллигенции с нарождающимся слоем предпринимателей. Другой его итог – прогрессирующая деградация социального и морального статуса рабочего, повлекшая падение его политической активности».

Кроме политической апатии, в среде молодежи стал нарастать пессимизм . Сами ценности сопротивления политическому режиму потеряли мобилизующую силу. Об этом состоянии сказано так: «Уже в середине 1980-х годов (!) наиболее молодая часть польского общества не отождествляла себя с целями коренных преобразований политической и экономической систем, с демократическими переменами. Недоверие к ним нередко проявлялось в агрессивной форме… Для молодежи преобладающим стало желание покинуть страну».

В 1986 г. социально-экономическая ситуация в стране стала ухудшаться. Партийные реформаторы заговорили о «новом этапе социалистического обновления», «втором этапе экономической реформы». Элита ПОРП сама сдвигалась к экономическому либерализму. Вывод наблюдателей таков: «Вплоть до конца 1980-х годов, как свидетельствуют результаты социологических исследований, эгалитаризм терял свои позиции. В ответ на вопрос, нужно ли устанавливать максимальный предел заработной платы, в 1980 г. 90% ответили позитивно, в 1981 г. – 78%, в 1984 г. – 56%… Принадлежность к партии не означала предпочтения той или иной хозяйственной системы. Как установили польские социологи, члены ПОРП – наравне с наиболее «продвинутыми» высокообразованными контингентами – ждали неэгалитарных последствий реформ, предвидя в результате их дифференциацию доходов. На рыночные механизмы, которые должны сделать распределение материальных благ более справедливым, коммунисты-реформаторы возлагали большие надежды».

Весь 1987 г. прошел под знаком подготовки этого «второго этапа реформы». Риторика его мало чем отличается от горбачевской риторики 1988-1990 гг. Чтобы сбалансировать внутренний рынок и госбюджет, правительство предложило повысить цены: на потребительские товары и услуги на 40%, на продовольствие – на 110%, квартплату и тарифы на коммунальные услуги – на 140-200%. В обществе нарастала апатия. По словам Н.Коровицыной, «само участие в политической деятельности шло у поляков после революции «Солидарности» 1980 г. на спад. По данным 1985 г., всего около 15-17% взрослых граждан Польши вообще интересовались политикой, причем около половины их составляли члены ПОРП. Рост интереса к политической сфере не отмечался польскими социологами даже в решающий исторический период – 1988–1989 гг.».

Чтобы предотвратить резкое усиление социальной напряженности, было решено вынести вопрос о ценах на референдум. Было задано два вопроса: «1. Выступаешь ли ты за полную реализацию внесенной сеймом программы радикального оздоровления экономики с трудным двух-трехлетним периодом быстрых перемен? 2. Поддерживаешь ли ты польскую модель глубокой демократизации политической жизни, целью которой является укрепление самоуправления, расширение прав граждан и увеличение их участия в управлении страной?» Несмотря на призывы Л. Валенсы к бойкоту референдума, явка составила 67,3%. Позитивно на первый вопрос ответили 66% проголосовавших, на второй - 69%. Другими словами, более половины населения Польши еще не хотели слома социальной системы.

Вслед за Горбачевым и номенклатура ПОРП начала стимулировать появление новых и новых оппозиционных структур. В течение 1987 г. легализовались и создавались различные клубы, организации, журналы и др. Это поощрялось из Москвы: Горбачев заявил, что «новое руководство СССР не будет вмешиваться во внутренние дела других социалистических стран».

В начале 1988 г. правительство повысило розничные цены в среднем на 36%. В ответ, в условиях резкого ослабления планового контроля, предприятия увеличивали зарплату вне зависимости от эффективности их работы. В результате доходы существенно превысили динамику роста цен и поставок на рынок. Потребительский рынок был подорван, начались забастовки, а в ответ – действия полиции. Летом прошла очередная встреча за «круглым столом», ПОРП согласилась на создание коалиционного правительства с участием оппозиции. После августовских стачек, охвативших 14 шахт, Щецин, Гданьск и Гуту, состоялась первая встреча Л.Валенсы и министра внутренних дел. Валенса обязался прекратить забастовки, и это ему удалось (хотя и с трудом).

В самой ПОРП назревал раскол. Перед властью стоял выбор: либо отвергнуть политические требования оппозиции с риском дойти до применения насилия; либо отступать с неопределенным исходом. В 1981 г. руководство ПОРП решилось на первый вариант, теперь ему ничего не оставалось, как пойти по второму пути. Причина в том, что хотя силовые структуры Польши еще вполне подчинялись руководству ПОРП, принципиально вопрос о демонтаже социалистического лагеря уже был решен между Москвой и Вашингтоном. Обострять противостояние в Польше не имело смысла.

Правительство М.Раковского, ставшего премьер-министром в сентябре 1988 г., предприняло следующую попытку либерализации экономики. Предполагались стандартные меры «программы стабилизации» МВФ (приватизация, отказ от центрального планирования, либерализация цен, свобода для частного предпринимательства и иностранного капитала, легализация хождения иностранной валюты). При этом ликвидировались основные стабилизационные механизмы прежней системы.

Только теперь в сознании поляков произошел сдвиг – они «отказались от социализма». Вот какова динамика этого сдвига в зеркале социологов: «Дестабилизация системы ценностей социалистического общества произошла в Польше в конце 1970-х годов, но отказ от идеи социализма – только десятилетие спустя, в 1989 г. Даже среди молодежи в 1987 г. 58% в целом одобрительно относилось к социалистической модели развития. Противоположного мнения придерживалось 28,9%. И лишь два года спустя взгляды зеркально трансформировались; соотношение сторонников и противников социализма составило 28,8% и 60,4%».

На сотнях предприятий уже открыто действовали комиссии «Солидарности», 17 апреля 1989 г. она была полностью легализована. 5 апреля были подписаны соглашения «круглого стола», 7 апреля согласованные положения об изменении политической системы принимаются Сеймом. Согласно договоренностям, 65% мест (т.е. 299 мандатов) в Сейме гарантировались для членов ПОРП, ОКП, ДП и еще трех проправительственных христианских организаций. Борьбу за эти мандаты могли вести только кандидаты, назначенные руководством этих партий. Оставшиеся 35% мандатов подлежали прямым свободным выборам. Верхняя палата парламента, Сенат из 100 человек, избиралась прямым голосованием. Был учрежден пост президента, избираемого Сеймом и Сенатом. На выборах в июне 35% мест в Сейме и 99% мест в Сенате завоевала «Солидарность», что было воспринято как поражение правящей коалиции.

19 июня 1989 г. президентом Польши был избран В.Ярузельский, а место премьер-министра отдано кандидату «Солидарности» Т.Мазовецкому. Но политическая система стала рассыпаться. Соглашение «ваш президент, наш премьер» продержалось только до декабря 1990 г., когда состоялись всеобщие президентские выборы, на которых победил Л. Валенса. ПОРП начала рассыпаться и в 1990 г. была распущена. Из ее остатков было образовано несколько партий левой ориентации. Руководители «Солидарности», выполнив свою задачу, перестали ”бороться за интересы рабочего класса” и интегрировались в новую систему.

Такова фактология польской «бархатной» революции, которая, в отличие от других стран советского блока, растянулась более чем на 30 лет. Из этой истории можно сделать следующие краткие выводы.

В 1989 г. произошла смена общественной системы. Вместе с ней, по словам польского социолога Т.Бодио, «завершилась драматическая и красивая глава польской романтической психо-истории борьбы за независимость». Польша включается в Евросоюз и НАТО, в ней проводится форсированная деиндустриализация и демонтаж важных структур – носителей цивилизационных черт (например, науки). Проблема национальной идентичности отпадает сама собой.

Что произошло непосредственно после победы этой самой крупномасштабной «бархатной» революции? Выберем некоторые краткие выводы, сформулированные Н.Коровицыной на основе изучения выводов польских социологов, историков и культурологов, сделанных в ходе интенсивных дискуссий в течение всех 90-х годов.

Уже в 1989 г. был начат первый этап «шоковой терапии. Как и культурный, или культурно-политический шок (прообраз советской перестройки), вызванный революцией «Солидарности», экономический шок, который повлекла реализация программы Бальцеровича, первыми среди народов региона испытали поляки. 1992-1993 гг. в Польше называют «долиной слез», а сам переход к свободному рынку «терапией потрясения», сравнимой с «холодным душем на горячие головы» сторонников этого перехода (Т.Бодио).

В иерархии условий жизненного благополучия «материальная ситуация» передвинулась в Польше в 1995 г. на первое место по частоте упоминания. Лидировавшая прежде «семья» сдвинулась соответственно на третье место. В 1982 г. «материальная ситуация» вообще не входила в число 6 важнейших целей и жизненных устремлений поляков.

Ожидания рабочего класса оказались несбывшимися. Для него вопрос «а есть ли жизнь после перехода?» стоял в буквальном смысле. Капитализм, конечно, не мог дать ему желанной социальной справедливости, но принес реальную угрозу безработицы. Менее половины польских рабочих по состоянию на 1988 г. сохранили свой социально-профессиональный статус в 1993 г. Наиболее распространенной формой дезинтеграции рабочего класса служил переход его представителей в категорию незанятых, т.е. прекращение экономической активности.

В ином свете видится теперь прежнее жизнеустройство. Так, оказалось, что привязанность польского крестьянина самой идее и реальности социализма, которым он решительно противопоставлял себя в период его становления, после краха этой системы «не имеет себе равных в обществе». Однако если социальное положение и самочувствие крестьянства или рабочего класса в результате либерализации, особенно на начальных ее этапах, действительно серьезно ухудшилось, то традиционная интеллигенция фактически прекратила свое существование в прежнем виде, характерном не только для периода социализма, но и для досоциалистического периода.

На этапе радикального развития «бархатной» революции (вторая половина 80-х годов) в сознании людей смешались все понятия и представления об обществе, о капитализме и социализме. С капитализмом отождествлялось все позитивное, с социализмом – только негативное. Они воспринимались как аналоги рая земного и ада. Неравенство считалось характерным только для социализма, а забота о благе людей – только для капитализма. Уже к середине следующего десятилетия картина действительности стала реалистичной. Если в 1991 г. неравенство ассоциировалось в Польше с экономикой капиталистического типа всего для 28,3% опрошенных, то в 1994 г. – уже для 83,9%. Справедливость связывали с социалистической экономикой в 1994 г. уже не 9,7%, а 42,2%, также как заботу о благе людей – соответственно 11,6 и 66,7%. По этим двум позициям преимущества социализма перед капитализмом, отрицавшиеся поляками в 1991 г., были признаны ими, как и немцами, в 1994 г.

Исчезло утопическое представление о капитализме как обществе равных возможностей. Условием жизненного успеха считали «связи и фаворитизм» в 1997 г. 74%, а в 1999 г. уже 90% поляков, «хитрость и ловкость» – соответственно 53 и 71%. Иссякла и романтическая иллюзия западной демократии. Почти половина опрошенных в Польше считали теперь демократию полезной только если она ведет к росту благосостояния, материальному изобилию, и всего 18% – если она предоставляет гражданам свободу.

Потерпел поражение весь мессианский проект польской интеллигенции, которая видела в себе носителя национальных ценностей, духовную наследницу польской аристократии. «Рынок» затоптал этот цветок. Взаимосвязанные процессы вестернизации и перехода к капитализму наиболее сильно отозвались в судьбах интеллигенции. Как пишет М.Жюлковский, значительная часть польской интеллигенции впервые за свою полуторавековую историю , начала ориентироваться прежде всего на индивидуальный финансовый успех. Она отказалась от традиционно выполняемой роли носителя национальной культуры, ее образца и духовного лидера нации. Интеллигенция утрачивала не только свои позиции в обществе, но и своеобразие своего стиля жизни, функцию создателя «высокой» культуры, что особенно важно, – чувство общности, возникавшее в процессе выполнения этой функции.

Отступить перед рынком пришлось и католической церкви. В новой политической системе церковь открыто вышла на общественную сцену и внешне заняла на ней важное место, но реальное влияние ее на общественное сознание в Польше – стране с самым высоким в регионе уровнем религиозности, где религиозная традиция не прерывалась в период социализма – сократилось. Отношение человека к труду, к семье теперь стало все больше регулироваться не религиозными нормами, а соображениями экономической выгоды. Более того, разрушилась всякая нематериалистическая мотивация жизнедеятельности.

Кто же духовно уцелел? Те, кто обитал в социальных нишах, менее подверженных воздействию нового уклада. Социологи сообщают, что в 1990-е годы в Польше верили, что они счастливы , люди старше 40 лет, состоящие в браке, специалисты или служащие, но живущие за пределами крупных городов – в сельской местности или малых городах. Они довольствовались своим материальным положением, состоянием своего жилища. «Успех» в их представлении – это счастливая семейная жизнь, эмоциональная общность с близкими. Волна меркантильных ожиданий, догоняющего Запад потребления, монетаризации сознания, прокатившаяся по посткоммунистическому обществу, не задела их. По возрасту, месту жительства и профессии они остались в стороне от шоковых преобразований, продолжая жить органичными их духовному миру ценностями, усвоенными в молодости – времени расцвета неотрадиционализма.

На первом этапе реформ в Польше возник конфликт ценностей между большой частью общества и новой господствующей элитой. Как он будет решаться в ходе интеграции Польши в европейское сообщество – другой вопрос. Для нас важно, что результаты «бархатной» революции оказались настолько несовместимы с глубинными установками массового сознания, что вызвали пересмотр уже, казалось бы, устоявшихся взглядов. Вот резюме, данное Н.Коровицыной:

Экспансия рыночных структур так и не дала ожидаемого роста индивидуализма в Восточной Европе. Склонность полагаться на себя оставалась, по подсчетам польских социологов, на одном уровне и в 1984 г., и в 1998 г. В период рыночных преобразований первой половины 1990-х годов наблюдался, как ни странно, даже некоторый спад индивидуалистических наклонностей. Их «золотой век» пришелся на завершающий этап существования коммунистического режима. Желание работать в частном секторе начало снижаться в Польше уже с 1991 г., в других странах – на 1-2 года позже. «Увлечение» капитализмом оказалось в Восточной Европе непродолжительным, а предпринимательская активность прочно ассоциируется теперь с необходимостью нарушения закона и моральных норм.

Уже вторая половина 1990-х годов вернула привычное для восточноевропейца отношение к государству, его роли в общественной и экономической жизни, как и к проблемам социального равенства. Проэтатистский, антилиберальный сдвиг массового сознания, зафиксированный польскими социологами, сопровождался сдвигом проэгалитарным. Эгалитаризм, чрезвычайно сильный в начальный период революционных преобразований в Польше в 1980-1981 гг., понижался вплоть до 1990 г., чтобы еще через десятилетие вновь вернуться к исходному высокому уровню. В период всплеска либерализма рубежа 1980-1990-х годов было трудно поверить, что труд наемного работника в госсекторе опять станет более предпочтительным по сравнению с аналогичной деятельностью в частном секторе.

Признаком наличия фундаментальной исторической ошибки, положенной в основу всей доктрины польской «бархатной» революции, стал сдвиг в сознании самой революционной элиты . Сразу после крушения коммунистического режима «предмет общественного противостояния был исчерпан», и обнаружилась близость позиций двух совсем недавно непримиримых «антагонистов» – «Солидарности» и ПОРП, как и самих национально ориентированных демократов и коммунистов-реформаторов в Польше. «Отцы» бархатной революции из категории «мы» перешли в категорию «они», но «победители» вместе с «побежденными» оказались, по выражению З.Баумана, «бездомными». О двух персонофицированных символах революции он написал так: «Прошлые битвы сплотили Михника и Ярузельского между собой теснее, чем победа Михника связала его с теми, кто пришел позже разделить плоды этой победы». Путь, приведший к разрушению социалистической системы, оказался бесперспективным с точки зрения «новой реальности».

Социальные силы, участвовавшие в разрушении коммунистического режима, совершенно не были заинтересованы в такого рода развитии событий. Ни рабочие крупных предприятий, составлявшие костяк польской «Солидарности», ни находившиеся под опекой государства крестьяне, ни обладавшая в прошлой общественной системе высоким социальным статусом интеллигенция не ожидали столь радикальных перемен. Все они стремились лишь к улучшению существовавшего строя, превращению его в более справедливый, более материально благополучный, но такой же близкий и узнаваемый, с теми же правилами поведения, нормами жизни, нравственными принципами… В 1993 г. социологи регистрировали наибольшее (75%) количество людей, считающих, что ситуация в стране развивается в неверном направлении.

По сути, можно говорить о национальной трагедии, которая смягчается и маскируется только тем, что Запад спешно раскрыл свои двери для Польши. Речь идет о чрезвычайной сложности всего проекта форсированной модернизации обществ, исторически находившихся на периферии Запада. Ведь «бархатная» революция, которая велась под знаменем либерализма, оказалась взрывом коллективного бессознательного людей традиционного общества, испытывающих стресс модернизации. То, что Польша первой в восточном блоке отказалась от системы советского типа, М.Жюлковский связывает не столько с приверженностью ее граждан так называемым современным ценностям, сколько, напротив, со всплеском ценностей традиционных.

Обществоведение, вся методология которого была настроена на изучение равновесных или «процессирующих» социальных систем, не могло предвидеть и понять подобных срывов: группы общества, наиболее преданные системе на начальных этапах ее существования, перешли в категорию наиболее выраженных ее оппонентов. При этом, как подчеркивают польские социологи, социокультурные истоки Там же.

Кроме того, анализ финансирования этих движений показывает, что его основой были денежные почтовые переводы с Запада, которые были разрешены в Польше.

Majcherski J. Pierwsza dekada III Rzecxpospolitej. 1989-1999. W-wa, 1999. S.8.

Www.auditorium.ru/books/160/

Ярузельский В. 2000.

СОЛИДАРНОСТЬ

СОЛИДА́РНОСТЬ -и; ж.

1. Активное сочувствие чьим-л. действиям или мнениям; общность интересов, единодушие. Пролетарская с. Идея общечеловеческой солидарности. День международной солидарности трудящихся (праздник Первого мая). С. с бастующими шахтёрами. С. с народами других стран.

2. Юрид. Совместная ответственность.

СОЛИДАРНОСТЬ

«СОЛИДА́РНОСТЬ», профобъединение в Польше, возникло как движение в 1980. Легализировано в апреле 1989. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Численность св. 2 млн. членов (1992). Руководящий орган - Всепольская комиссия (ВК). До 1990 лидером «Солидарности» был Л. Валенса. На базе «Солидарности» сформировались политические партии - Соглашение центристских сил и Демократический союз, а также другие партии и течения.
* * *
«СОЛИДА́РНОСТЬ», независимый самоуправляющийся профессиональный союз, массовое демократическое профсоюзное объединение, учрежденное 17 сентября 1980 в Гданьске на волне забастовочного движения в Польше летом и осенью того же года. Сформировалось по региональному принципу, с широкой автономией региональных организаций, координировалось Общепольской согласительной комиссией под председательством Л. Валенсы (см. ВАЛЕНСА Лех) . Подавляющую часть членов профобъединения составляли рабочие промышленных предприятий, а также научная и научно-техническая интеллигенция.
Цели и задачи профобъединения
Первоначально Солидарность ставила своей целью формирование независимых профсоюзов и защиту социальных интересов широких слоев населения. По мере углубления кризиса в стране конфронтация Солидарности с командно-административной системой стала неизбежной и приняла обостренные политические формы: забастовки, акции протеста, «голодные марши», захват административных помещений и т. п. Польское общество вступило в стадию раскола. Иерархи католической церкви посредничали между правительственно-коалиционной стороной и Солидарностью.
В 1981 состоялся I съезд Солидарности, насчитывающей к тому времени свыше 9 млн. членов. Делегаты съезда подвергли тотальной критике государственный аппарат и ПОРП (см. ПОРП) , обвинив их в неспособности служить интересам общества. Все позитивные процессы в стране приписывались исключительно Солидарности. Принятая съездом программа ориентировала членов профобъединения на противостояние режиму и ПОРП как его стержневому элементу. Вся история Польской Народной Республики (ПНР) рассматривалась как непрерывная цепь политических кризисов и общественных конфликтов. В идеологии Солидарности ключевое значение придавалось христианской этике и национальным польским традициям. Вместо централизованного партийно-государственного аппарата предлагалась модель «самоуправляющейся демократической Польши». По мнению идеологов Солидарности, демократизм республики гарантировался мировоззренческим, социальным, политическим и культурным плюрализмом. Основу экономической системы должны были составлять предприятия, управляемые рабочими советами и директорами, избираемыми на конкурсной основе.
Съезд избрал демократическим путем руководящие органы Солидарности, а ее председателем - Л. Валенсу.
Деятельность Солидарности во время военного положения
Правительственная коалиция восприняла итоги съезда с большой обеспокоенностью: принятые Солидарностью документы расценивались как направленные на подрыв конституционных основ ПНР. Конфронтация Солидарности и других общественных движений с правительственной коалицией, новая волна забастовок и акций протеста привели к дальнейшему спаду экономики, разгулу стихии. Стремясь остановить разрушение экономических и политических структур, сползание к хаосу и анархии, высшее политическое и государственное руководство ПНР ввело в ночь с 12 на 13 декабря 1981 военное положение на всей территории страны (которое отменено только 22 июля 1983). Вся полнота власти перешла к Военному совету национального спасения под председательством генерала В. Ярузельского (см. ЯРУЗЕЛЬСКИЙ Войцех) . Крупные индустриальные и культурные центры Польши патрулировались армейскими подразделениями, устанавливался комендантский час, вводился институт военных комиссаров, подлежали ограничению гражданские права и свободы. Большинство руководителей Солидарности было арестовано и интернировано, в том числе Л. Валенса (освобожден в ноябре 1982). Деятельность профобъединения подлежала запрету.
В подполье
Оставшиеся на свободе функционеры Солидарности ушли в подполье. Созданная нелегально в апреле 1982 региональными лидерами (З. Буяк, В. Лис, В. Хардек и В. Фрасынюк) Временная общепольская координационная комиссия Солидарности повела борьбу за легализацию профобъединения, освобождение интернированных активистов и всех политических узников. С этой целью в регионах сформировались нелегальные исполнительные комитеты. В октябре 1987 Валенса создал руководящий центр Солидарности, но это только углубило противоречия в руководстве. В региональных организациях назрел раскол на почве разного понимания стратегии и ближайших задач профобъединения. В декабре 1988 в Варшаве на нелегальной встрече независимой интеллигенции и деятелей оппозиции был создан Гражданский комитет при Валенсе с целью оказания интеллектуальной и организационной помощи лидеру Солидарности в деле легализации профобъединения. В тот же день в Гдыни была создана конкурирующая со сторонниками Валенсы нелегальная структура Солидарности из радикально настроенных функционеров (А. Гвязда, А. Словик, М. Юрчик, Я. Рулевский и др.), стремившихся к силовой конфронтации с режимом.
Приход к власти
В феврале-апреле 1989 Валенса, другие видные функционеры Солидарности вместе со своими советниками и экспертами (Т. Мазовецкий (см. МАЗОВЕЦКИЙ Тадеуш) , Б. Геремек (см. ГЕРЕМЕК Бронислав) , В. Сила-Новицкий и др.) активно участвовали в заседаниях так называемого «Круглого стола», в котором правительственная коалиция совместно с представителями всех течений политической оппозиции обсуждала проблему вывода страны из кризиса. В результате длительных и бурных дискуссий оппозиция добилась права выражать собственную точку зрения в рамках легальных государственных и общественных структур, добиваться реализации ее парламентскими методами. Солидарность получила право на легальную деятельность в соответствии с законом об изменении конституции ПНР. В июне 1989 на выборах в сейм и сенат ПОРП потерпела тяжелое поражение, в то время как Солидарность и близкие ей оппозиционные группировки получили значительную поддержку избирателей. Кроме того, католическая церковь однозначно поддержала Солидарность в избирательной борьбе. В августе 1989 новый сейм утвердил главой Совета министров Польши Т. Мазовецкого, поставившего целью формирование коалиционного правительства национального единства. Солидарность получила в новом правительстве более половины министерских портфелей.
Свободные президентские выборы в 1990 принесли успех Валенсе, в связи с чем он ушел с поста лидера Солидарности. Последующие годы выявили внутреннюю непрочность профобъединения. Столкновения личных амбиций региональных лидеров, споры по программным и идеологическим вопросам привели к ослаблению Солидарности и отходу от движения. По данным на 1997, Солидарность насчитывает немногим более 2 млн. членов и не играет прежней роли в общественно-политической жизни Польши. Лидер Солидарности - Марьян Кшаклевский. Печатный орган - «Тыгодник Солидарности».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СОЛИДАРНОСТЬ" в других словарях:

    Солидарность - Солидарность ♦ Solidarité Злоупотребление этим словом, слишком широко используемым на протяжении многих лет, привело к тому, что его строгий смысл почти утрачен. Чаще всего под солидарностью понимают некую стыдливую (например, когда жертвуют … Философский словарь Спонвиля

    Солидарность. Обратимся [...] к слову солидарность (БАС, 14, с. 212). По академическому словарю, оно не имеет семантической истории в русском литературном языке XIX XX вв. У него неизменное значение: активное сочувствие чьим либо действиям или… … История слов

    солидарность - и, ж. solidarité f. 1. Активное сочувствие чьи л. действиям или мнениям, общность интересов, единодушие. БАС 1. Во всяком обществе есть солидарность, в нашем страшная, она основывается на пословице: с волками надо выть по волчьи. 7. 12. 1847.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - «СОЛИДАРНОСТЬ» [польск.] полит. массовое польское профсоюзное объединение, возникшее на рубеже 80 х годов XX в. в г. Гданьск как оппозиция тогдашнему режиму правления в стране; отрицая марксистскую теорию классовой борьбы, провозгласило защиту… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Solidarity) Независимый профсоюз, созданный в 1980 г. в Польше под руководством Леха Валенсы. Солидарность использовала широкое недовольство коммунистическим режимом. После массовых забастовок он был вынужден пойти на беспрецедентные уступки.… … Политология. Словарь.

    См … Словарь синонимов

    Солидарность - (Solidarity), независимое профсоюзное движение в Польше, возникшее в 1980 г. на волне забастовок в Гданьске, организованных Свободным профсоюзом Балтийского побережья. Среди требований бастующих было создание профсоюза, неподконтрольного ком.… … Всемирная история

    Профобъединение в Польше, возникло как движение в 1980. Легализировано в апреле 1989. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Численность св. 2 млн. членов (1992). Руководящий орган Всепольская комиссия (ВК). До 1990 лидером… … Большой Энциклопедический словарь

    СОЛИДАРНОСТЬ, солидарности, мн. нет, жен. (от лат. solidus прочный) (книжн.). 1. Активное сочувствие каким нибудь мнениям или действиям, общность интересов, одинаковый образ действий или убеждений. 1 ое мая день международной боевой пролетарской… … Толковый словарь Ушакова

    СОЛИДАРНОСТЬ, и, жен. 1. см. солидарный. 2. Деятельное сочувствие каким н. мнениям или действиям, общность интересов, единодушие. День международной солидарности трудящихся (праздник Первого мая). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    Чувство взаимопринадлежности и практическое осуществление его. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Книги

  • Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние. Монография.-М.:Проспект, 2015. , Исаев Игорь Андреевич. Работа известного историка права и политико-правовых учений И. А. Исаева посвящена, как и предыдущие его работы по проблематике отношений власти и закона, остроактуальной теме социальной…

Которая со временем переросла в широкое общественно-политическое движение и внесла значительный вклад в борьбу польского народа с коммунистическим режимом.


1. Предпосылки возникновения движения

Упадок экономики, вызванный волюнтаристской политикой герекивського руководства, диспропорции материального производства, обострение социальных проблем, потеря молодым поколением веры в "социалистические идеалы" привели Польскую Народную Республику до глубокого социально-экономического и политического кризиса . Предпосылки ее в свою очередь тоже можно разделить на социально-экономические и политические. Первые ярко иллюстрируются статистическими показателями: производство сельхозпродукции в 1976-1980 гг снизилось на 8%, в частности, растениеводства - на 16%, общий среднегодовой спад производства в 1978-80 гг составил 6,5%, внешний долг в 1976 г. достиг 24 млрд. долларов США, национальный доход страны в 1979 г. упал на 2%. Среди важнейших политических причин кризиса можно выделить следующие: однопартийная система и отсутствие политического плюрализма, безраздельное господство государственно-партийной номенклатуры, нарушения прав человека , господство государства над обществом, чисто формальное существование демократических институтов, разрыв между официальными лозунгами правительства и реалиями подобное.

Основой для формирования широкой оппозиции коммунистическому режиму в Польше стал рабочее движение. В 70-е годы создавались организации, которые защищали права рабочих, формировались объединения профсоюзного типа. Затем стали возникать оппозиционные политические организации - Конфедерация независимой Польши и другие, выступали против социалистического пути развития. Среди населения резко усилилось влияние католической церкви, особенно после избрания Папой Римским Иоанна Павла II в октябре 1978 г.

Учитывая сложившуюся ситуацию, польское руководство в мае 1980 г. обратилось за экономической помощью к СССР , чтобы путем оперативных мероприятий в сфере хозяйства и социальной политики хоть отсрочить уже неизбежен взрыв общественного недовольства. Однако в Кремле были заняты делом интервенции в Афганистане , которая началась в декабре 1979 г., и проведением московской Олимпиады 1980 г. В таких условиях партия принял решение об увеличении экспорта товаров широкого потребления (прежде продуктов), что при командно-административной системе хозяйствования непременно имело следствие сокращения внутреннего потребления. Уменьшение предложения в свою очередь вызвало необходимость роста цен; чтобы замаскировать свои просчеты правительством был сделан выбор действовать на основе концепции "шагающих цен". Ее первым проявлением было внедрение без предварительного объявления "коммерческих цен" на мясные изделии пор продавались по рыночным ценам . Фактическое повышение цен лицемерно прикрывалось словами о "коммерциализации" торговли изделиями из мяса .

Положение, в котором оказалась Польша в начале 1980-х годов, не было случайностью или неудачным стечением обстоятельств. Предпосылки событий на несколько лет лишили нормального сна представителей правящей верхушки страны, складывались на протяжении многих лет в экономической, так и в политической сферах. Важное значение имело организационное оформление оппозиционных сил , что должны были принять и наконец взяли на себя руководство акциями общественного протеста: условия для активизации оппозиции наконец создала сама власть.


2. Начало движения

Фактором большой волны забастовок стало пидвищщеня цен на мясо, что произошло 1 июля г. Сначала забастовки имели локальный характер, но впоследствии распространились по всей Польше . Поводом к взрыву забастовки 14 августа на гданьской верфи им. Ленина стал приказ дирекции об увольнении с работы крановщицей Анны Валентинович , которая была символично фигурой на всем Балтийском побережье еще ​​со времен забастовки 1970

Сразу был основан забастовочный комитет во главе с Лехом Валенсой . Комитет потребовал с 21 политических, социальных и экономических тезисов, где центральным пунктом было согласование коммунистического государства с существованием независимых (от власти) профсоюзов. После долгих ПЕРГОВОРАМ 31 августа коммунистическое правительство Польши должен согласиться с существованием независимых профсоюзов.

"Солидарность" стала первым в странах советского блока независимым общественным движением в форме профессионального союза, объединившего под лозунгом мирных изменений представителей всех общественных слоев. В ряды "Солидарность" вступило почти 10 млн. человек, каждый третий взрослый поляк. Среди них были многочисленные члены коммунистической партии (ПОРП). Она быстро переросла в широкое общественное движение, стремившегося демократизации, реализации социальных гарантий и отмены цензуры.


3. Годы реакции

Под давлением с одной стороны 8 октября из-за введения нового Профсоюзного закона "Солидарность" было полностью запрещено. Независимый профсоюз "Солидарность" была вынуждена перейти к подпольным форм работы.

Однако общественное недовольство, которое росло в течение последующих лет, сила оппозиции и влияние церкви, экономические проблемы и международная ситуация заставили власть к ряду уступок. В 1980-е годы власть провела половинчатые реформы политической системы, вводя принципы, применяемые в демократических устройствах.

Наиболее активные члены "Солидарности", особенно ее правое крыло, перешли к подпольных форм борьбы. В июне в Вроцлаве основана политическую подпольную организацию "Солидарность, Борется" (сначала под названием "Соглашение Солидарности, что Борется"). Инициатором создания организации и ее председателем стал Корнель Моравецкий, делегат 1-го Съезда профсоюза "Солидарность" в Гданьске (1981 г.). В отличие от "Солидарности" - общественного и профсоюзного движения - "БС" стала с самого начала организацией со строгим членством, конспирацией и приобрела политический характер.


Рождение “Солидарности”

Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства непопулярного в обществе П. Ярошевича Э. Бабюхом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Стачки имели оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей.

Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. Другие профцентры (Центральный совет профсоюзов, автономные профсоюзы) значительно уступали ему по численности. “Солидарность” представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Л. Валенсой. Большую помощь в ее деятельности оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

“Солидарность” с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. Она выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”. Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП.

Политические притязания “Солидарности” и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон. Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и I съезда “Солидарности” в 1981 г. Каждая из сторон самоопределилась как единственный гарант развития процесса обновления в Польше. Польские руководители испытывали сильное давление со стороны СССР и некоторых других государств социалистического содружества, требовавших принятия более решительных мер против “Солидарности”.

В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В. Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти сосредоточилась в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим работы. В ходе введения военного положения погибли 8 человек.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния. Но оно не могло решить экономических проблем страны. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, т.е. должна была вестись в условиях, приближенных к конкурентным, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

“Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Это означало, что не оправдались надежды властей на то, что “Солидарность” согласится на их условия компромисса. Началась многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”, в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену легальной политической жизни.

Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в обществе продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства “Солидарности”, польско-язычные западные радиостанции выполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но и для оппозиции. Рабочие требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Уже в августе это требование стало основным во всех стачках.

Власти вынуждены были пойти на закулисные переговоры с частью деятелей “Солидарности”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Идея компромисса наталкивалась на противодействие как радикального крыла “Солидарности”, так и части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации “Солидарности”. Успеху реформаторов способствовала происходившая в это время в СССР “перестройка”.

“Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

От “реального социализма” к социальному обществу западного типа

17 апреля 1989 г. состоялась повторная регистрация “Солидарности”. После завершения работы “круглого стола” в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к выборам в парламент. По договоренности 65 % мандатов в сейме предназначались партиям правящей коалиции (в том числе 37 % ПОРП), а 35 % оппозиции. Выборы в сенат были свободными.

Прошедшие в июне 1989 г. два тура парламентских выборов принесли оппозиции колоссальный успех. Она провела практически всех своих кандидатов в парламент уже в первом туре, и завоевала 99 из 100 мест в сенате. 19 июля на совместном заседании сейма и сената президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от оппозиции не участвовали в голосовании. Победив формально, Ярузельский потерпел моральное поражение.

После избрания президента начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа. О готовности войти в него заявили оппозиция и бывшие союзники ПОРП - Объединенная крестьянская и Демократическая партии. Премьер-министром стал известный деятель движения католической интеллигенции и оппозиции Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Начиная со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, переживали глубокую трансформацию уже существовавшие. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение о ее самороспуске. Правопреемницей ПОРП стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП).

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона.

Для оздоровления экономики был принят план стабилизации(план Бальцеровича), предусматривавший введение жесткого контроля за финансовой сферой, снижение государственных дотаций предприятиям, обеспечение внутренней конвертируемости злотого, а также сокращение занятости и появление безработицы (“шоковая терапия”). План получил одобрение и финансовую поддержку Запада. Его внедрение позволило достаточно быстро стабилизировать финансы страны, насытить внутренний рынок товарами, начать акционирование и приватизацию предприятий. Но не удалось остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, быстрее, чем предполагалось, росла безработица, превысившая в начале 1992 г. показатель в 2 млн. человек.

В 1990 г. состоялись всеобщие президентские выборы, победу в которых во втором туре одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Вновь, как и в начале 20-х гг., сейм составили многочисленные политические фракции. Абсолютное преобладание получили правые и центристские партии и движения, возникшие в основной своей массе на базе бывшей “Солидарности”. Несмотря на общую родословную, эти силы пребывали в состоянии жесткой конфронтации. Их взаимодействию мешали не только программные и идеологические расхождения, но и амбиции лидеров. Левые во главе с СДРП, хотя и оказались в меньшинстве, продемонстрировали свою жизнеспособность, сплоченность и наличие устойчивого электората. Неплохие позиции были и у левоцентристского Польского стронництва людового (крестьянской партии), возникшего на месте ОКП. Сформированный Я. Ольшевским правый кабинет оказался не очень жизнеспособным, просуществовал немногим более полугода. После его отставки было сформировано право-центристское правительство Х. Сухоцкой, также не имевшее за собой надежного парламентского большинства.

В 1993 г. президент Л. Валенса, воспользовавшись конституционными полномочиями, досрочно распустил парламент, который в установленные сроки не смог утвердить государственный бюджет. Парламентские выборы были проведены на основании принятого сеймом незадолго до своего роспуска нового закона о выборах, вводившего 5 процентный избирательный порог.

Итоги выборов 1993 г. оказались благоприятными для левых, объединившихся в Союз демократических левых сил, и ПСЛ, получивших большинство мест в сейме и право формирования кабинета министров. При этом президент, в соответствии с так называемой “малой” конституцией, принятой парламентом в 1992 г., воспользовался своим правом назначать силовых министров и министра иностранных дел.

На протяжении двух лет продолжалось сосуществование левого правительства (премьерами последовательно были В. Павляк(ПСЛ) и социал-демократ Ю. Олексы) и ориентировавшегося на правые и право-центристские партии президента Л. Валенсы. Это был очень важный для упрочения парламентаризма в Польше период накопления опыта взаимодействия различных политических сил во имя широко понимаемых интересов страны.

В ноябре 1995 г. состоялись президентские выборы. По итогам второго тура, в который вышли Л. Валенса и лидер СДРП А. Квасьневский, победа осталась за левым кандидатом, получившим поддержку не только традиционного электората, но и многих молодых избирателей, вступивших в сознательную жизнь уже в 90-е гг. и свободных от идеологических симпатий и антипатий 80-х гг. Весной 1997 г. парламент принял новую конституцию Республики Польша, в соответствии с которой в ней устанавливается парламентская форма правления.

Выборы 1997 г. дали относительное большинство мандатов правым силам, сумевшим сплотиться в Избирательной акции “Солидарности”. По итогам выборов было сформировано коалиционное правительство во главе с Ю. Бузеком, в состав которого помимо победившего блока вошла центристская Уния свободы. Начался период сосуществования левого президента с право-центристским кабинетом.

В 1992-1993 гг. положительные сдвиги наметились в экономике, прежде всего в промышленности, в которой после многих лет спада начался подъем. Эта тенденция сохранялась и в последующее пятилетие. Существенно снизились темпы инфляции. Но социальная цена трансформации в экономике оказалась значительной, в 1996 г. безработица все еще превышала 2 млн. человек. Недовольство трудящихся своим положением проявляется в экономических забастовках, инициатором которых в последние годы чаще всего являлись крупнейшие профобъединения: Всепольское соглашение профсоюзов и “Солидарность”.

Признание западными союзниками СССР по антигитлеровской коалиции Временного правительства национального единства в 1945 г. и отказ от поддержки правительства в эмиграции способствовали быстрому возвращению Польши в международную политику. Польша получила право подписать Устав ООН в качестве одного из ее учредителей, занять место в старых и вновь создаваемых международных организациях. Отличительной особенностью ее внешней политики до конца 80-х гг. была последовательная ориентация на Советский Союз. Этому в немалой степени способствовали многие обстоятельства: тесное военно-политическое взаимодействие и идеологическое родство новой власти в Польше с СССР, негласный раздел сфер влияния в Европе между великими державами, по которому Польша оказалась в зоне преобладающего влияния Москвы, анализ политическими лидерами славянских государств печального опыта международных отношений в межвоенный период, их опасение перед возможностью повторения германской агрессии и др. Просоветская ориентация Польши в вопросах внешней политики диктовалась также тем, что именно благодаря активной позиции СССР на Потсдамской конференции 1945 г. к ней отошли большие территории на западе и севере, до 1939 г. принадлежавшие Германии: Нижняя Силезия, Опольская Силезия, Любушская земля, Западное Поморье, часть Восточной Пруссии, а также вольный город Данциг (Гданьск), т.е. все территории к востоку от рек Одра и Ныса-Лужицка, включая Щецин и Свиноуйсьце. Окончательное решение по вопросу о территориальных изменениях в Центральной Европе должна была принять мирная конференция по Германии, но она так и не состоялась. В 1953 г. западная граница Польши была закреплена договором с ГДР, а в 1970 г. - с ФРГ.

Серьезные трения вновь возникли при определении границы с Чехословакией в Тешинской Силезии. В конечном счете, не без давления со стороны СССР, Варшава согласилась на восстановление здесь статус-кво, существовавшего до октября 1938 г. Окончательное договорное закрепление этого участка границы произошло в 1958 г.

Польша активно участвовала в становлении лагеря народной демократии, который позже стал именоваться социалистическим содружеством. Она была в числе учредителей Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 г., экономической группировки государств Центральной и Юго-Восточной Европы во главе с СССР. В 1995 г. в ее столице был подписан Варшавский договор, подводивший международно-правовую основу под сложившийся к тому времени советский военно-политический блок в Европе, противостоящий НАТО и ремилитаризованной ФРГ.

Польское руководство было автором ряда предложений, направленных на смягчение международной напряженности в Европе. В 1957 г. ею был выдвинут план создания безъядерной зоны в Европе, вошедший в историю дипломатии под названием “плана Рапацкого”. Варшава была одним из инициаторов проведения Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г., активным участником Хельсинского процесса. Польские войска включались в состав миротворческих сил на Ближнем Востоке.

Распад советского блока вернул Польше всю полноту суверенитета и поставил ее политические элиты перед необходимостью поиска новых путей обеспечения национальной безопасности. В начале 90-х гг. они склонялись к идее создания региональных союзов. Вначале это была идея объединения совместно с Венгрией, Чехословакией, Австрией и Югославией (так называемого пентакона). Однако распад Югославии и начавшиеся там межнациональные войны помешали ее реализации. Польша принимала самое активное участие в создании в начале 90-х гг. таких субрегиональных структур, как “Вышеградская группа” (совместно с Венгрией и Чехо-Словакией), Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА). Она полностью поддержала объединение Германии.

В первой половине 90-х гг. приоритетной внешнеполитической целью основных политических сил страны стало участие в Европейском союзе и в НАТО, т.е. интеграция в уже существующие западноевропейские структуры партнерства и безопасности при ослаблении интереса к центрально-европейским союзам, а также поддержание дружественных отношений со всеми странами, прежде всего соседними, отказ от любых территориальных притязаний. Настойчивые усилия Варшавы по приему в Северо-Атлантический союз, несмотря на противодействие России, дали свои результаты. В конце 1997 г. в Мадриде всеми членами НАТО было принято единогласное решение о начале процедуры приема Польши в этот блок с условием, что на ее территории не будет размещаться ядерное оружие.

Польша является полноправным членом или тесно сотрудничает со многими влиятельными международными экономическими и политическими организациями регионального и глобального характера. Среди них: Совет Европы, Европейский союз, Западноевропейский союз, Совет североатлантического сотрудничества, Всемирная торговая организация, Организация экономического и социального развития и др.



НСПС (Независимый Самоуправляющийся Профессиональный Cоюз) Солидарность был массовым общественным движением 80х гг. Польская Солидарность выступала за социализм и равенство, а политику польской компартии (ПОРП; Польская Объединенная Рабочая Партия) критиковала за повышения цен, очереди, коррупцию, низкую оплату труда рабочих. Решения гданьского съезда Солидарности в сентябре-октябре 1981 г отражали идеи социализма и самоуправления.

Это было мирное восстание, цунами забастовок, начатое небольшими нелегальными рабочими организациями. Движение, открывшееся августовской забастовкой 1980 г. на судоверфях городов Гданьск и Щецин, достигло колоссальных масштабов. Летом-осенью 1980 г в Польше произошел социальный взрыв, втянувший в себя 10 из 13 миллионов трудящихся, то есть три четверти экономически активного населения. Ядро Солидарности составили рабочие и ИТР (инженерно-технические работники) крупнейших предприятий Польши (на небольших фабриках и в частном секторе Солидарность особым успехом не пользовалась). Это обстоятельство сразу же выбило почву из-под ног официальной большевистской пропаганды, которая объявляла компартию и контролируемое ей государство - рабочими.

Компартия, правившая в Польше, использовала государство для контроля над всеми экономическими и культурными процессами в обществе, подобно тому, как это делала КПСС в Советском Союзе. Поэтому рабочие, поддерживая социализм и экономическое равенство, но не желая больше зависеть во всем от государственной диктатуры, не могли и не хотели мыслить государственными категориями. Отсюда и идеи нового, иного социализма, основанного на самоуправлении работников. Как ни странно, .

И все же, перед нами очень своеобразное движение, вобравшее в себя всех недовольных большевистской системой. Для Солидарности, как и для венгерского восстания 1956 г. были характерны не только социалистические, но и национально-освободительные и даже националистические идеи, выраставшие из критики фактической советской оккупации. Кроме того, громадное влияние в Польше имела католическая церковь. Под влиянием этих трех протестных факторов, обусловленных нелегитимной никем не избранной властью монопольно правивших в стране советских марионеток из компартии, складывалась идеология Солидарности. Фактически, это движение стало своеобразным контр-обществом, объединив всех противников компартии. В этом была сила движения, но и его слабость - Солидарность оказалась очень разнородна.

Тем не менее, ее основу составляли рабочие организации на производстве. Основная деятельность Солидарности состояла в организации борьбы за увеличение зарплат работников. Кроме того, разрабатывались проекты передачи заводов в самоуправление. Важной частью борьбы стало требование передать хотя бы часть огромной инфраструктуры компартии (роскошные здания райкомов) неимущим. Наибольшей популярностью Солидарность пользовалась среди шахтёров, металлургов, транспортников, машино- и судостроителей. Главными оплотами Солидарности являлись судоверфи Гданьска и Щецина, угледобывающие шахты Силезии, металлургические комбинаты Катовице и Кракова, машиностроительные и ремонтные предприятия Варшавы, Вроцлава, Быдгоща, Люблина, текстильные предприятия Лодзи. Огромные заводы тяжелой промышленности стали главными центрами борьбы. Поднявшись против компартии, кадровый квалифицированный рабочий класс разрушил ее демагогию, согласно которой власть компартии тождественна власти самих работников. Заводские радиоузлы стали центрами анти-большевистской агитации. В рамках Солидарности была создана организация под названием Сеть, которая объединила до 4х тысяч крупнейших польских заводов: ее участники обсуждали формы будущего самоуправления - взятия предприятий в руки трудовых коллективов.

С сентября 1980 по декабрь 1981 было организовано около 150 крупных забастовок всепольского и регионального масштаба. Выдвигались требования повышения зарплаты, улучшения условий труда, признания социальных прав и прав выборных органов самоуправления на заводах (Рады работников), выражалась солидарность с другими бастующими. Но массы работников Польши, по признанию одного из руководителей профсоюза, Богдана Борусевича, хотели бОльшего. Они хотели, чтобы Солидарность взяла на себя все функции - образование, СМИ, охрану порядка, управление страной, СМИ... Так, спонтанно, в движении проявился потенциал классического революционного синдикализма. Ведь именно революционные синдикалисты и анархо-синдикалисты требовали, чтобы ассоциации работников и специалистов взяли на себя все функции организации жизни общества (от образования и судебной власти до организации ополчений). Тем не менее, профсоюз избегал этого. Солидарность опасалась развития событий по сценарию , поскольку это могло бы привести к интервенции СССР (как и случилось тогда в Венгрии). Солидарность в итоге не пошла по пути революционного анархо-синдикализма. Она назвала свою доктрину "самооограничивающейся революцией" и делала упор на мирные подзаконные методы борьбы.

По мнению французского исследователя, сторонника власти беспартийных автономных Советов Анри Симона, большой проблемой Солидарности стала ее бюрократия. Первоначально, организаторы забастовок объединялись в Межзаводские забастовочные комитеты, фактически независимые рабочие Советы. Они были напрямую связаны с трудовыми коллективами, избравшими их; существовала прямая телефонная связь и можно было в любой момент выяснить, как идут дела, и делают ли делегаты свою работу, а в случае неэффективности, заменить делегатов. Но затем комитеты пошли по пути создания легального профессионального союза с освобожденными работниками. До 40 тысяч освобожденных работников-управленцев (в два раза больше, чем в официальных про-государственных профсоюзах) постепенно взяли под контроль управление Солидарностью, а легалистская тактика парализовала взрывной потенциал рабочего класса.

Все это способствовало поражению Солидарности. В декабре 1981 г результате военного переворота, совершенного генералом Войцехом Ярузельским, Солидарность была разгромлена, ее остатки вернулись в подполье. Низовая автономная активность работников оказалась парализована профсоюзной бюрократией и стремлением полагаться на действующие правила и порядки государства - типичными элементами профсоюзной деятельности. Поэтому они не смогли противостоять военному перевороту и репрессиям. Сыграла свою роль в этом поражении и официальная доктрина "самоограничивающейся революции", избранная Солидарностью. Впрочем, в свое оправдание бывшие руководители Солидарности говорят, что более радикальная тактика привела бы к интервенции Советского Союза и огромным потерям.