Древнегреческий теоретик музыки - аристоксен. Античный мир.Выдающиеся философы Древней Греции Первые древнегреческие мыслители

В древней Греции проблемы языкознания заняли видное место в рассуждениях философов (до возникновения Александрийской школы). Этот народ, «универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ», выдвигал не религиозно-практические, а познавательно-философские, педагогические и ораторские задачи. Философский подход к языку наложил отпечаток, как на существо обсуждаемых проблем, так и на их решение. Наибольший отзвук получила дискуссия об отношении между мыслью и словом, между вещами и их именами. Энгельс говорил, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрений. Вторая дискуссия возникла между сторонниками и противниками полного соответствия между логическими и грамматическими категориями (спор аналогистов саномалистами).

Древнегреческих мыслите­лей разделил на два враждующих лагеря спор «о природном или условном» характере слов. В качестве лозунгов спорящие направления выдвигали, с од­ной стороны, термин «physei» (фюзей) "по природе" (т. е. наименова­ние определяется самой природой предмета), с другой - термин «thesei» (тезей) "по положению" (т. е. наименования избираются по условному соглашению, по обычаю, по установлению самих людей, иначе говоря, сознательно, произвольно, без связи с природной сущностью предметов). Этот спор обычно возводят к взглядам Гераклита и Демокрита.

Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н. э.) считал, что каждое имя неразрывно связано с той вещью, названием которой оно служит, что в именах раскрывается сущность вещей, что имя отражает природу обозначаемой вещи, подобно те­ням предметов, отражению деревьев в ре­ке, нашему собственному отражению в зеркале.

Демокрит из Абдеры(460-370 гг. до н. э.), в противоположность Геракли­ту, учил, что вещи обозначаются слова­ми не сообразно природе самих вещей, а согласно обычаю, по установлению людей. Об этом, по его мнению, свидетельствуют многие несоответствия между вещами и их названиями: 1) многие слова имеют по нескольку значений, т. е. обозначают разные вещи; 2) многие вещи имеют по нескольку названий, что было бы невозможно при «природном» характере языка; 3) с течением времени одно название вещи мо­жет заменяться другим; 4) многие понятия не имеют словесных обозначений. Таким образом, говорил Демокрит, слов в первом случае недостаточно, во втором - они излишни, в третьем - они неустойчивы и в четвертом - их не хватает. Столь несовершенными могут быть только произведения людей, а не создания природы.

Этот спор об отношениях между предметами и их названиями отражен в знаменитом диалоге Платона (428-348 гг. до н. э.) «Кратил». Сам этот диалог, содержащий конфронтацию обоих традиционных воззрений на природу названий, был шагом вперед в развитии взглядов на язык. Кроме Сократа, выступающего в роли арбитра, в этом диалоге участвуют два собеседника - Гермоген и Кратил. Кратил утвер­ждает, что «у всякого существующего есть правильное имя, вро­жденное от природы, и что не то есть имя, чем некоторые люди, условившись так называть, называют, произнося при этом частицу своей речи, но некое правильное имя врождено и эллинам и вар­варам, одно и то же у всех». Он выступает, следовательно, за со­гласованную с самим предметом «правильность» имени по природе и не может допустить то, что сговорились признавать лишь неко­торые люди.

Гермоген, напротив, заявляет: «Не могу поверить, что правиль­ность имени состоит в чем-либо ином, чем в договоре и соглашении. Ведь мне кажется, какое имя кто чему установит, таково и будет правильное имя; ведь никакое имя никому не врождено от природы, но принадлежит на основании закона и обычая тех, которые этот обычай установили и так называют».

Платон , в лице Сократа, занимает среднюю линию. Он не со­глашается с тем, будто слово всегда отражает сущность предмета, хотя и приводит этимологию некоторых слов, связанную с характерными признаками вещи. Отвергает он и мнение, будто связь между предметом и его названием случайна, ибо в таком случае невозможно было бы человеческое общение. По его мнению, вначале между звуками слова и обозначаемыми понятиями существовала какая-то внутренняя связ (символика звуков, ономатопоэтический принцип). От этих первоначальных слов люди образовали такое множество слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом была закреплена общественной традицией. Эта дискуссия не привела, следова­тельно, к определенному результату, но она имела большое значение для развития языкознания. Так, например, Платон на логической основе пытается классифицировать слова в языке. Он выделяет две категории - имя и глагол. Именами он называет слова, о которых что-либо утверждается (подлежащее); глаголы показывают, что утверждает­ся об именах (сказуемое).

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) рас­сматривал грамматические вопросы в тесной связи с логикой. Его взгляды оказал огромное влияние на проблему выделения и классификации грамматических категорий. Рассматривая человеческую речь, Аристотель в «Поэтике» пи­сал: «Во всяком словесном изложении есть следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение». Элементом признается «неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово». Под звуком здесь может пониматься и слог, и даже слово. Гласные и полугласные (согласные), по мнению Аристотеля, «различаются в зависимости от формы рта, от места их образования, густым и тонким придыха­нием, долготой и краткостью и, кроме того, острым, тяжелым и средним ударением». Слог - это не имеющий самостоятельного значения звук, состоящий из безгласного и гласного. Союз (к ко­торому, очевидно, следует отнести также местоимения и артикли-члены) - «это не имеющий самостоятельного значения звук, который не препятствует, но и не содействует составлению из не­скольких звуков одного, имеющего значение. Он ставится и в нача­ле и в середине, если его нельзя поставить в начале предложения самостоятельно. Или - это не имеющий самостоятельного зна­чения звук, который может составить один, имеющий самостоятель­ное значение, из нескольких звуков, имеющих самостоятельное значение». Некоторые исследователи видят в «элементах» Аристо­теля - неделимых звуковых единицах, лишенных значения, но способных образовывать значимые части языка,- представление, соответствующее современной фонеме.

Основными частями речи, по Аристотелю, являются имя и гла­гол. Имя - «это составной, имеющий самостоятельное значение, без оттенка времени, звук, часть которого не имеет никакого само­стоятельного значения сама по себе». Глагол - «составной, имею­щий самостоятельное значение, с оттенком времени, звук, в котором отдельные части не имеют самостоятельного значения так же, как в именах. Например, «человек» или «белое» не обозначают времени, а «идет» или «пришел» имеют добавочное значение: одно - нынеш­него времени, другое - прошедшего». Имена и глаголы, в класси­фикации Аристотеля, могут иметь падежи, под которыми понима­лись все их косвенные формы и формы множественного числа, на­пример: человеку, люди, иду, идешь, иди и т. д.

Таким образом, именем в собственном смысле слова будет лишь исходная форма - прямой или именительный падеж. Остальные падежи будут косвенными, т. е. отклонениями. Имена делятся по родам на мужские, женские и лежащие меж­ду ними (средние). Предложение - «составной звук, имеющий самостоятельное значение, отдельные части которого также имеют самостоятельное значение». Последнее определение отличает пред­ложение от всех других составных звуков. «Не всякое предложе­ние состоит из глаголов и имен. Может быть предложение без гла­голов, например определение человека. Однако какая-нибудь часть предложения всегда будет иметь самостоятельное значение». В предложении часто имя и глагол соединяются союзами или связ­ками, передающими лишь грамматические значения.

Аристотелю принадлежит также чрезвычайно точная характе­ристика членораздельной речи: «Издавать звук голоса нельзя ни одной частью тела, кроме дыхательного горла. А говор есть расчле­нение голоса с помощью языка; голос и гортань издают гласные, язык и губы - безгласные, а из соединения одних и других состоит говор».

Большой вклад в изучение языка после Аристотеля внесла философская школа стоиков . Ее главой был Хрисипп (280-206 гг. до н. э.). Стоики считали, что слова воспро­изводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатле­ния, которые предметы произвели в душе человека. Именно поэтому слова выражают подлинную внутреннюю сущность предметов с помощью природных звуков. Стоики придерживались в философском споре о соотношениивещей и названий убеждения, что слова «изначально истинны», соответствуют истинной сущности обозначаемых ими вещей, и что, исследуя слова, подвергая их анализу, можно проникнуть в самую сущность вещей, иными словами, вскрыть истинную природу слов - их этимон (по-гречески-"истина"). Подобный подход к слову привел к созданию особой отрасли языкознания - этимологии, т. е. нау­ки об «истинном значении слов».

Поисками «истинных» значений слов вслед за стоиками много занимались древнеримские и средневековые грамматисты и филосо­фы (Варрон, Сенека, Августин и др.). Однако их произвольные толкования не имеют ничего общего с современной этимологией.

У них не было ни тех критериев, которыми располагают современ­ные этимологические исследования, ни материалов для сравнения из родственных языков и принципов закономерности фонетических и семантических изменений. В результате деятельности стоиков и их последователей этимология получила дурную репутацию в Евро­пе (ср. слова Вольтера о том, что этимология - это наука, в которой гласные ничего не стоят, а согласные стоят немногим больше). Только развитие сравнительно-исторического языкознания и воз­никновение научной этимологии восстановили авторитет этой от­расли языкознания.

Стоики продвинули вперед познание грамматических катего­рий и, вслед за Аристотелем, дали наименование многим грам­матическим явлениям, которые в старославянской калькирован­ной форме употребляются и в нашей грамматической терминологии.

В частности, стоики перенесли логический термин «часть речи» в языкознание. Они насчитали в древнегреческом языке 24 звука (буквы), подразделяя их на гласные и согласные. У каждой буквы они различали звучание, изображение и название. Стоики уже раз­личали пять частей речи: глагол, союз-связку, член (артикль и ме­стоимение) и как самостоятельные части речи имя собственное и имя нарицательное (нарицание). Стоики окончательно разрешили вопрос о падеже. Понятие падежа начинает относиться только к именам. Они и прямую, естественную форму имени (без отклонения) стали называть именительным падежом. Они стали различать пря­мой и непрямые падежи, которым дали названия: родительный па­деж (форма, означающая род, вид), дательный падеж (падеж дава­ния), винительный падеж (падеж, обозначающий то, что подверг­лось действию; его лучше было бы перевести как «причинный»), звательный падеж.

Александрийские грамматисты. Величайшего расцвета греческое языкознание достигло в эллинистическую (греко-во­сточную) эпоху (334-31 гг. до н. э.) в поселениях греческих коло­нистов в Александрии (Египет), Пергаме (на побережье Малой Азии) и на о. Родос. Этот период называют грамматическим пери­одом греческого языкознания. Грамматисты этой эпохи, находив­шиеся вдали от Греции и не заставшие славное время ее культур­ного расцвета, стремились оградить старую греческую литературу и ее язык от посторонних влияний.Разбор языка древних памятников, анализ реалий и критика текста способствовали развитию филологической науки, в недрах которой стала позднее вычленяться уже и собственно грамматика.

Александрийские ученые стремились поддерживать нормы обще­греческого литературного языка, так называемого койне, устано­вили полный текст поэм Гомера, трудились над лексическими и грамматическими комментариями к произведениям Эсхила, Со­фокла и др. Важную роль играла Александрийская библиотека, насчитывавшая в лучшие времена около 800 тысяч рукописных свитков. История александрийской образованности охватывает целое тысячелетие - до разгрома Александрии арабами в 642 г. н. э. Александрийские грамматисты не чуждались и философских вопросов. В противовес стоикам, которые утверждали, что в языке часто встречаются отклонения от закономерности - аномалии, они признавали в языке строгую законосообразность и видели в нем гармоническую систему, в которой имеются и аномалии - исключения. Причину строгой системности языка александрийцы усматривали в господстве аналогии, в стремлении к единообразию и закономерности. Этот отвлеченный спор между аномалистами и аналогистами в итоге привел к практическим последствиям, так как обнаруженные в процессе этого спора языковые факты высту­пили в качестве материалов для построения систематической грам­матики, в правилах которой наряду с регулярными граммати­ческими явлениями нашли место и аномалии - исключения из правил.

Убеждение александрийских ученых в том, что язык весьма сложное явление, обладающее регулярным и системным характе­ром, явилось базой для создания систематической грамматики. Главным представителем этого направления был Аристарх (215-­143 гг. до н. э.). На протяжении многих лет он был хранителем Александрийской библиотеки и вместе со своими учениками со­ставил выверенный полный текст Гомера. Грамматические взгляды Аристарха и его последователей известны нам, к сожалению, толь­ко в отрывках и пересказах более поздних авторов, в частности римского языковеда М- Варрона. Ученик Аристарха Дионисий Фракийский (170-90 гг. до н. э.), используя опыт своих предше­ственников, около 100 г. до н. э. написал первую систематическую греческую грамматику для римлян «Искусство грамматики» («Tekhne grammatike», «Ars grammatical Его взгляды развил и обобщил наиболее известный из греческих грамматистов Аполлоний Дискол (II в. до н. э.), написавший сочинение о синтаксисе грече­ского языка - «О синтаксисе» («Peri syntakseos»). В этом сочине­нии находим уже ту грамматическую систему, которую унаследо­вали мы через латинские и старославянские грамматики.

Александрийские ученые большое внимание обращают на зву­ковую сторону языка. Однако описание звуков у них опирается преимущественно на акустическое впечатление. Отождествляя звуки и буквы, они подразделяли их на гласные и согласные. Бук­вы «называются гласными, так как они сами по себе образуют пол­ный звук». Гласные могут быть долгими, краткими и «двухвремеН" ными», т. е. способными быть то краткими, то долгими. Согласные «сами по себе не имеют звука, но в сочетании с гласными образуют полный звук». Дионисий Фракийский отмечает также двугласные (дифтонги), двойные согласные и плавные.

Слово определяется им как «наименьшая часть связной речи», а предложение (или речь) как «соединение слов, выражающее за­конченную мысль». Аристарх установил восемь частей речи: «Ча­стей речи восемь: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоиме­ние, предлог, наречие, союз»; у древних римлян, в языке которых не было артикля, добавлялось еще междометие.

При определении частей речи теперь учитывается не только их синтаксическая роль, но и морфологические критерии, в част­ности словоизменение, а также их семантика. Так, имя Дионисием Фракийским определяется следующим образом: «Имя есть склоня­емая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело - например, камень; вещь - например, воспитание) и высказываемая как общее и как частное: общее - например, человек; частное - например, Сократ». Имена изменяются по падежам и числам. Под эту катего­рию, естественно, подводятся и прилагательные. «Глагол есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание». Диони­сий называет восемь категорий глагола: наклонения, залоги, виды, образы (фигуры), числа, лица, времена, спряжения. Наклонений он выделяет пять - изъявительное, повелительное, желательное, подчинительное и неопределенное. Залогов три - действия, стра­дания, середина (средний залог). Видов четыре-законченный, замыслительный, участительный, начинательный. Чисел три - единственное, двойственное и множественное. Лиц три- первое, второе, третье: первое - от кого речь, второе - к кому речь, тре­тье - о ком речь. Времен три - настоящее, прошедшее, будущее, из них прошедшее имеет четыре разновидности: длительное, предлежащее, преждезавершенное и неограниченное. «Причастие есть слово, причастное к особенностям и глаголов и имен». Признаки причастий те же самые, что у имени и глагола, кроме лиц и наклонений. Таким образом, мы видим, что Дионисий на первый план вы­двинул при определении частей речи флективный критерий, под­разделяя их на изменяемые и неизменяемые, причем первые на склоняемые и спрягаемые. Другие части речи выделяются с по­мощью или синтаксического (роль в предложении), или семантиче­ского критерия. «Член есть склоняемая часть речи, стоящая впереди и позади склоняемых имен». Признаков у него три: роды, числа, падежи. «Местоимение есть слово, употребляемое вместо имени, пока­зывающее определенные лица». «Предлог есть часть речи, стоящая перед всеми частями речи и в составе слова, и в составе предложения», т. е. использующаяся и при словообразовании, и в синтаксисе. «Наречие есть несклоняемая часть речи, высказываемая о гла­голе или прибавляемая к глаголу». «Союз есть слово, связывающее мысль в известном порядке и обнаруживающее пробелы в выражении мысли». Из союзов одни - соединительные, другие - разъединительные, третьи - причинные и т. п. Междометие определялось римским грамматистом Донатом как «часть речи, помещаемая между другими частями речи для вы­ражения душевных аффектов».

Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии. Духовная Европа имеет место рождения» , - сказал Э. Гуссерль, немецкий философ, живший и работавший в конце XIX- начале XX века. Это место – Греция VII-VI столетий до Рождества Христова. Эту же мысль в той или иной форме высказывает большинство философов самых различных направлений. «Греки навсегда останутся нашими учителями» , - писал К. Маркс.

Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой философии также являются предметом пристального внимания. Возникновение философии – сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических представлений и зарождающегося научного знания, с одной стороны, особой социальной атмосферы, с другой, и привело к возникновению философии - качественно нового явления, отличного от древнего мифа, предфилософских представлений, житейской мудрости и эмпирических наблюдений.

Формирование греческой философии связано с именами Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, с философами Элейской школы. Греческая философия выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая наука, как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания.

Фалес. (625 г. до н. э. – 547 г. до н. э.) Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из воды. Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

Анаксимен. (ок. 585 г. до н. э. – ок. 525 г. до н. э.) Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом, мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни. Соответственно, все остальные вещи – это сгущение или разрежение воздуха. Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь появилась в воде и только потом вышла на сушу

Гераклит. (ок. 535 г. до н. э. – ок. 475 г. до н. э.) Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность, т. к. считал, что это свойство мертвых. Он приписывал движение всем вещам. Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут между собой борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому наличие одной противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов. Эту закономерность он называл логосом. «Все совершается через борьбу и по необходимости» . Надо прислушиваться к голосу природы, “поступать согласной с ней”, говорил он. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи.

Демокрит. (460 г. до н. э. – 360 г. до н. э.) Демокрит – один из основателей атомистической теории. Его смелый и революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и пустота. При этом атомы, т. е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов.

Сократа. Сократ – человек, древнегреческое философское учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем линии Платона в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества

Аристотель (384 -322 до н. э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение. Этика Аристотеля тесно связана с его учением о душе. Душа, по его мнению, принадлежит только живым существам. Душа разумная присуща только человеку, она не является энтелехией, оно отделима от тела, не прирожденна ему, бессмертна.

Философские учения Древней Греции были положены в основу культуры многих народов. Античные мифы стали основой зарождения новой истории древнего мира.

Первые философы Древней Греции

Ранние учения философии зародились в 7-5 веках до Р.Х. в период становления первых крупных древнегреческих городов-государств. Сюда включают такие древние философские школы: милетская, элейская, пифагорейцы, школа Гераклита Эфесского. Философы этих течений пытались объяснить явления внешнего мира, одушевляли природу и искали первооснову всего, не используя дискуссии как средство познания истины.
Милетская школа возникла в 6 веке до н.э. в . Она была названа в честь большого полиса Милет, где и образовалась. Основателем данного течения философии был Фалес. Ученик Фалеса - Александр впервые выявил закон сохранения материи. Его последователь Анаксимен приравнивал богов к силам природы, планетам и звездам.
Пифагорейцы - это последователи великого математика Пифагора. Данное учение возникло в 6-5 веках до н.э. Пифагорейцы первоосновой зарождения мира и всех явлений считали числа.
Элейская школа родилась в городе Элея в 6-5 веках до н.э. Самыми выдающимися ее мыслителями были: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты стали прародителями идеализма.

Знаменитые древние философы в Греции

Демокрит заложил основы течения материализма в философии. Он предполагал, что все живое и неживое вокруг состоит из мельчайших частиц - вечных атомов. Именно движение этих частиц - причина жизни.
Сократ - известный древнегреческий философ, не поддерживал демократическое устройство государства. Он перемещал ракурс познания с окружающей действительности на внутренний мир человека («Познай самого себя»). Был казнен в 399 году до н.э.
Платон - один из величайших мыслителей в Древней Греции, ученик Сократа. На его учениях основываются многие европейские и древнегреческие философии. Сторонник идеализма считал, что существует лишь мир идей, а все прочее - лишь производные от него.
Аристотель - еще один знаменитый философ, написал такие труды, как «Органон» и «Политика». Позже ими руководствовался .


Философы Древней Греции и Рима

В 3 веке до н.э. — 6 веке н.э. главным учением античности был неоплатонизм, славившийся своей педагогической традицией. Эта школа соединила в себе элементы платонизма с другими философскими течениями. Центром неоплатонизма стали

Понятие философии, особенности философских знаний.

Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь
разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия - «любовь к мудрости» (от греч. phileo - люблю и sophia -
мудрость).

Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке
- в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских
размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим формам
человеческой духовной деятельности.

Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического
сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер.
Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития.
Зарождение ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки.
Рождение философии означало рождение понятийного мышления - мышления,
которое оперирует понятиями, категориями.

В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической
деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия
человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и
далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не
только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна
к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью
предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с
помощью какой-то другой теории - более общей теории не существует.

Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие
линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения
философии в решении своих проблем.

Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах
собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом
свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер
философии выразил в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен
делать», «на что я могу надеяться». В этих вопросах сочетается не
сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это
парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант
пришел к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: «что есть
человек».

Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и
человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия
имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о
бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях.
Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также
философскую антропологию.

Функции, выполняемые Философией:

1) Синтез знаний и создание единой картины мира,
соответствующей

определенному уровню развития науки, культуры и исторического
опыта;

2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения

3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека в
окружающем

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к
бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму,
однако всегда остается выражением человеческого стремления к
целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от
решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших
лагеря - материалистический и идеалистический.

Идеализм - учение, признающее исходным, первичным началом всего дух,
идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая - объективный
идеализм.

Философы этого направления считают идеальное существующим объективно,
независимо от человека. Вторая - субъективный идеализм. Субъективные
идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

Материализм - направление в философии, которое признает материю
первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов
дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным
идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на
щит силы и способности человеческих чувств и разума.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой
борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего
многовекового развития философии.

Существует две разновидности философии: философия, как теория и
философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос: что
такое объективная и субъективная реальность и что такое материя и
познание. Философский метод говорит о том, как применять эти знания для
понимания преобразования бытия и сознания.

2. Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой
философии.

«Духовная Европа имеет место рождения», - сказал Э. Гуссерль,
немецкий философ, живший и работавший в конце XIX- начале XX века. Это
место - Греция VII-VI столетий до Рождества Христова. Эту же мысль в той
или иной форме высказывает большинство философов самых различных
направлений. «Греки навсегда останутся нашими учителями»,- писал К.
Маркс.

Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной
философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой
философии также являются предметом пристального внимания. Возникновение
философии - сложное взаимодействие изменившихся социальных и
индивидуальных потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие
мифологических представлений и зарождающегося научного знания, с одной
стороны, особой социальной атмосферы, с другой, и привело к
возникновению философии - качественно нового явления, отличного от
древнего мифа, предфилософских представлений, житейской мудрости и
эмпирических наблюдений.

Формирование греческой философии связано с именами Фалеса, Анаксимена,
Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, с философами Элейской
школы.

Греческая философия выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая наука,
как наука наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного
мышления все области знания.

История древнегреческой философии - это история борьбы первоначального,
наивного материализма против различных идеалистических учений. На
протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет
культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое
мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало
учение о космосе.

В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала.

Одни философы (натурфилософы) считали, что основой вещей является
чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и
определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в
математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в
едином, незримом бытии; четвертые (Демокрит) считали такой
основой неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь
тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих
отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до
конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам
второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из
него самого.

На первых порах древнегерческие философы не осознавали, что основной
вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э.
(Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии,
борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

Три периода в развитии античной философии:

В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, принято
выделять три основных периода. Первый период - формирование греческой
философии (VI в. до н.э.), философия, так называемых, «досократиков».
Второй период - расцвет греческой философской мысли (V-VI вв. до н.э.),
в центре его находится философия Сократа и его последователей, философия
Платона и Аристотеля. Третий период - закат и, затем, упадок (III в. до
н.э.-V в. до н.э.), греко-римская философия.

Первый период - VI век до н.э.

Это философия периода образования рабовладельческого общества.
Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно
стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе
милетской школой и Гераклитом.

Материалистические школы - милетская и эфесская - боролись с
идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и
элейской школ.

Философы милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр - исходили из
признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о
«гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу
противоположностей.

Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению об изменчивости
и многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и
неизменном бытии.

Элейская школа положила начало идеализму.

Второй период - V век до н.э.

На этом этапе предмет философии расширился и углубился. Вопрос о
строении материи встал в центре внимания всех материалистических школ,
связанных с именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита.

Третий период - философия периода кризиса и упадка рабовладельческого
общества. Материалистическая линия античной философии была продолжена в
этот период Эпикуром и его школой. Эпикур - материалист, атеист и
просветитель - возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его
от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд
изменений.

Гераклит, Демокрит)

Особое место в Философии античности занимает материалистическое
направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из
какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм
Философии античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит,
а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что существует материал, из
которого состоят все вещи. Этот материал значительно позднее стали
называть субстанцией.

Согласно Фалесу это вода, Анаксимену - воздух, Гераклиту - огонь,
Эмпедоклу - земля, вода, огонь и воздух.

Фалес. (625 г. до н.э. - 547 г. до н.э.)

Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что
первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же
время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись
свойства и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым
сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая
основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят
из воды.

Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению
ближнего космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а
некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея
некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

Анаксимен. (ок. 585 г. до н.э. - ок. 525 г. до н.э.)

Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом,
мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни.
Соответственно, все остальные вещи - это сгущение или разрежение
воздуха. Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что
Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения.
Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь
появилась в воде и только потом вышла на сушу

Гераклит. (ок. 535 г. до н.э. - ок. 475 г. до н.э.)

Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность,
т.к. считал, что это свойство мертвых. Он приписывал движение всем
вещам. Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут
между собой борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому
наличие одной противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит
учил о тождестве противоположностей и в борьбе противоположностей видел
источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки
зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит от промысла
богов. Эту закономерность он называл логосом. «Все совершается через
борьбу и по необходимости». Надо прислушиваться к голосу природы,
“поступать согласной с ней”, говорил он.

Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил
к закономерным преобразованиям вечной материи.

Демокрит. (460 г. до н.э. -360 г. до н.э.)

Демокрит - один из основателей атомистической теории. Его смелый и
революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия
развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и
пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы
материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они
отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком.
Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные
свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих
вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о
первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются
тела; распад атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит
из атомов.

Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение
древнегреческих

атомистических идей оказалось исключительно большим и
предопределило дальнейшее развитие в этой области.

окружающего мира.

Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за
миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из
одного мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так,
первоосновой Гераклит считал огонь - подвижное начало, подчиняющееся
внутреннему закону логосу: «этот космос, один и тот же для всего
существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он
был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами
потухающим». Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом.
Гераклиту кажется недостаточным для объяснения единства мира обращение к
первовеществу, он вводит нечто более абстрактное - порядок, закон как
неотъемлемое свойство первовещества. Мир единого и мир многого уже не
находятся в трагическом противостоянии. Основа мира - «это возможность
всего», это неопределенная множественность бытия. Война - отец всего
существующего, говорит Гераклит. Борьба, даже борьба по правилам,
подчиненная закону, несет в себе элемент свободы, ее исход не предрешен.
Возможность свободы, лежащая в самой основе мира, придает уверенность и
человеку - «микрокосмосу». Огонь, логос постигаются только с помощью
разума.

Разум - свидетельство силы человека, он прямо приближает его к началу
мира.

Для Демокрита задача научного познания, состоит в том, чтобы
наблюдаемые явления свести к области «истинного сущего» и дать им
объяснение исходя из общих принципов атомистики. Это может быть
достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума.

Основные черты метода научного познания Демокрита:

1. В познании исходить от единичного;

2. Любые предмет и явление разложимы до простейших элементов
(анализ) и

объяснимы исходя из них (синтез);

3. Различать существование “по истине” и “согласно мнению”;

4. Явления действительности - это отдельные фрагменты упорядоченного
космоса,

который возник и функционирует в результате действий чисто
механической

причинности.

Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как бытие, так и
небытие, считал Демокрит. Отсюда следует его гибкий подход к познанию.
Поскольку наш мир, как продукт бытия, так и продукт небытия, то мы можем
иметь как верное о нем представление (знание), так и поверхностное
(мнение). Уже в ощущении мы можем получить верное знание о предмете,
поскольку ощущение- это копия вещи, которая отделяется от самой вещи и
проникает в наши органы чувств. Ум корректирует наши знания, помогает
понять вещи, недоступные чувствам. Прежде всего, это относится к атомам,
которые человек не может увидеть, но убеждается в их существовании с
помощью ума.

5. Этическое учение Сократа.

Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших
теоретических

дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

Говоря о Сократе, необходимо упомянуть об учении софистов, к которому он
принадлежал.

Софисты - первые профессиональные учителя «мудрости» и красноречия,
центром философских исследований которых являлся человек и его отношение
к миру. Основная группа софистом по своим философским взглядам примыкала
к материалистическому лагерю. Наиболее яркие представители софистов
Протагор, Платон, Сократ.

Сократ - человек, древнегреческое философское учение которого знаменует
поворот от материалистического натурализма к идеализму. Он
представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения,
открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно
поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного
знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем линии Платона в
античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и
просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся
место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,
политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс
человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в
духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе,
популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,
трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом
легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко
переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной
тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во
все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не
убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти,
добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и
ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и
авторитетный пример того, как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к
Сократу

во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем
своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого
разума

в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в
дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, «столь
великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду
присутствует, и обо всем имеет попечение». Нужны гадания, а не научные
исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в
этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного
жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал
делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и
вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на
основании свидетельств Платона и Аристотеля. «Познай себя» - так звучит
его главный тезис. Сократ дал образцы определения и обобщения
этических понятий, например «доблести» и «справедливости». Этика
Сократа рационалистична. По Сократу дурные поступки порождаются только
незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. Он первым увидел
опасность растворения человека в чистой субъективности. Сократ
принадлежал к софистам и одновременно отрицал софистскую мудрость в
существенных моментах. Например, вслед за софистами он отрицал
поглощение человека бытием как чем-то внешним ему, отрицал зависимость
человека от внешних политических авторитетов, отрицал некритическое
отношение к богам традиционной религии (за что и был осужден). Но Сократ
отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала
человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого
себя. Значение Сократа для будущего всей европейской культуры
многократно подчеркивали ученые.

Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов
природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью,
заставляет мыслить. Философия- вот истинный путь к Богу, считал Сократ.
Он не боялся смерти, поскольку думал, что человек не есть простой
элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он
может только сказать: «я знаю только то, что ничего не знаю». Человек
может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему
идеальному началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа -
человек, поэтому его философию называют началом первого
антропологического поворота в истории философской мысли.

Главной задачей своей жизни Сократ считал обучение человека мышлению,
умению находить в себе глубинное духовное начало. Метод, который он
избрал для решения этой непростой задачи - ирония, освобождающая
человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения.
Цель иронии - не разрушение общих нравственных устоев, напротив, в
результате иронического отношения ко всему внешнему, к предвзятым
мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале,
которое лежит в каждом человеке. Разум и нравственность в своей основе
тождественны, считал Сократ. Счастье и есть осознанная добродетель.
Философия должна стать учением о том, как следует человеку жить.
Философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу
существующего, которая для человеческого разума оказывается благом -
высшей целью. Единая основа человеческой жизни не существует в отрыве от
духовных усилий самого человека, это не равнодушное природное начало.
Только когда единое станет целью человека, будет представлено в форме
понятия, оно составит его счастье. Такое сближение знания и
нравственности стало вызывать недоумение у мыслителей последующих эпох.
Однако «этический рационализм» Сократа, непонятный современному
человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных
связей, традиционной религии Древней Греции.


Платона.

Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в
отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное,
захватывающее описание самого процесса становления концепции, с
сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками
разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту,
многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона
какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так
как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных
высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции
мысли порой превращаются в свою противоположность.

Платон - великий ученик Сократа, основатель собственной школы -
Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, развертывает образ мира,
достойный рождающейся человеческой личности; ставит перед человеком
цели, достойные гармонии Космоса. Бытие и небытие в его системе не есть
два равноправных объяснительных принципа мироустройства, безразличные
человеку, его целям и надеждам. Мир «центрируется» вокруг человека, у
ног его клубится бесформенная материя - небытие, взор его обращен к небу
- прекрасному, благому, вечному - бытию.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует
идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения -
искажения в реальном мире вещей. По мнению Платона, высказанному им в
трактате “Государство”, главной основой идеального государства является
справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было
отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре, т.е.
справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь
государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства),
когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной
сущностью. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия,
Платон предлагает деление общества на сословия: философов-правителей,
воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти сословия Платон
отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным,
яростным и

вожделеющим.

Платон, считал, что бог примешал в души людей частицы металлов: в души
тех из них, что способны править и, потому, наиболее ценны, он примешал
золота, в души их помощников - серебра, а в души земледельцев и
ремесленников - железа и меди. Если же у последних родится ребенок с
примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен
только по инициативе правителей.

Для Платона идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в
своих интересах общественному целому, не представляет собой еще
личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию
в поступках. У него государство и гражданское общество представлены в
едином, нерасчлененном понятии.

Целью государства, которое Платон считал идеальным, является
обеспечение для максимального числа их граждан условий для
добродетельной жизни.

Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия),
аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. Самым
правильным и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные
формы правления являются последовательным отклонением от идеального
государства. Аристократия - это правление лучших с одобрением народа.
Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. В основе
такой формы правления лежит равенство по рождению. По мнению Платона, на
роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет
быть правителем и заниматься исправлением чужих пороков. Наименее
подходят люди, руководствующиеся честолюбием, деньгами, почетом. Чтобы
достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих
вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность
имущества и быта. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится
общность жен и детей. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь
частную собственность, деньги, торговать на рынках.

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни
общества, Платон, тем не менее, выступал за ограничение хозяйственной
активности и сохранение аграрного, замкнутого, «самодостаточного»
государства. Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за
собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных
землевладельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй
тип государства, или тимократия («тиме»- честь), господство сильнейших
воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства - олигархия, появляется в
результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на
имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как
бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое государство,
раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с
собой. Следующей формой государственного правления, является демократия
,которая логически вытекает из олигархии. Победа бедняков приводит к
установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие и
безразличие. Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою
противоположность - чрезмерное рабство. Устанавливается тирания,
наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и
насилии. Главной причиной смены всех форм государства Платон считал
порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он
связывал с возвратом к изначальному строю - правлению мудрых.

7. Аристотель о высоком предназначении человека.

Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий ученый, основоположник
науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире
(восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в
Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия.
Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям
самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного
мира, для которого характерно движение, изменение.

Этика Аристотеля тесно связана с его учением о душе. Душа, по его
мнению, принадлежит только живым существам. Душа - это энтелехия.
Энтелехия - это осуществление целенаправленного процесса,
обусловленность через цель. Душа тесно связана с телом, она способствует
развертыванию всех возможностей, таящихся в живом существе. Есть три
вида души. Душа растительная (способность к питанию), душа животная
(способность к ощущению). Эти два вида души неотделимы от тела и присущи
также и человеку. Душа разумная присуща только человеку, она не является
энтелехией, оно отделима от тела, не прирожденна ему, бессмертна.

Главная цель человека - стремление к благу. Высшее благо - это счастье,
блаженство. Поскольку человек наделен разумной душой, его благо -
совершенное выполнение разумной деятельности. Условие достижения блага -
обладание добродетелями. Добродетель - это достижение совершенства в
каждом виде деятельности, это искусность, способность самому найти
единственно верное решение. Некоторые аналогии удивляют современного
человека: Аристотель говорит о хорошем зрении, например, как о
«добродетели глаза». Он утверждает, что добродетель всегда выбирает
между избытком и недостатком, стремится к середине. Так, щедрость
находится посередине между скупостью и расточительностью. «Среднее» в
данном случае означает самое совершенное. За таким «техническим»
пониманием добродетели, далеким от современного понимания добра,
скрывается глубокая мысль. То, что природа «находит» естественным путем,
человек должен искать сознательно, он должен постоянно контролировать
свое поведение, искать свою, человеческую меру во всем, помнить, что он
не животное, но и не Бог. «Середина» - это и есть собственно
человеческое. Человек, говорит Аристотель, родитель не только своих
детей, но и своих поступков. И порок, и воздержание зависят от нас.
Аристотель выделил этические добродетели (добродетели характера) и
дианоэтические (интеллектуальные: мудрость, разумность, благоразумие).
Этические добродетели связаны с привычками, дианоэтические требуют
специального развития.

Понятие философии, особенность философских знаний.

Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии.

Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен,
Гераклит, Демокрит.

Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком
окружающего мира.

Этическое учение Сократа.

Линия Платона в древнегреческой философии. Общественно-политические идеи
Платона.

Аристотель о высоком предназначении человека.

Использованная литература:

«Философия». Справочник студента. Москва. «АСТ» 1999г.

Богомолов А.С. «Античная философия» Москва 1985г.

История философии. Под редакцией Александрова Г.Ф.

Таранов П.С. «Звезды мировой философии» «АСТ» 1999г.

Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии» Москва
«Высшая школа» 1999г.

Краткий философский словарь. Под ред. Розенталя М.и Юдина П. М.
«Государственное издательство политической литературы» 1952г.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

27 Июл 2005

Платон был выдающейся личностью – одним из могучих сынов античного времени.

О взглядах и учении Сократа мы знаем именно из сочинений Платона, так как сам Сократ не оставил никаких сочинений. Многие мысли Сократа и его изречения Платон добросовестно записал для потомков. И сам он внес большой вклад в развитие философии.

Свой талант Платон использовал в полной мере: до сих пор его в обязательном порядке изучают будущие историки, философы и политические деятели.

Платон основал в Афинах философскую школу – Академию, которая существовала ещё около 900 лет после его смерти, пока не была закрыта византийским императором Юстинианом. Из стен Академии вышло немало талантливых философов, знаменитых аттических ораторов и государственных деятелей.

Из биографии Платона:

Настоящее имя Платона - Аристокл. «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Молодой человек был атлетически сложен и весьма широкоплеч.

Будущий философ родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Так как предки его отца были царского рода, а предки по материнской линии занимались законотворчеством. Ничего удивительного, что в таком семействе появился новый светоч ума.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н.э. в Афинах или Эгине, как раз в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 21 мая, в который по мифологическому преданию родился бог Аполлон.

Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх, получив даже награду.

Первым учителем Платона был гераклитовец Кратил, потом Сократ. По легендам, в юности Платон сочинял стихи и готовил себя к занятиям политикой. Однажды он нёс в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, и под впечатлением разговора с ним сжёг свою трагедию и занялся философией. Встреча эта произошла, когда самому Платону было около 20 лет. Это случилось около 408 г. до н. э. Побеседовав с философом, он становится в ряды учеников Сократа, впоследствии став и его другом.

Сократ и Платон

Восемь лет дружбы между Платоном и Сократом закончились достаточно грустно: Сократа приговорили к смерти, а Платон пустится в 12-тилетнее странствие.

Как известно, Сократ был осуждён афинским судом и приговорён к смерти. Платон вместе с другими учениками пытался повлиять на решение суда и спасти Сократа, когда же из этого ничего не вышло, он уехал из Афин и на долгие годы отправился в странствия. Он побывал в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, Египте и, возможно, в Индии.

Там Платон продолжил образование, слушая других философов Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил посвящение, остановившись на третьей ступени, дающей ясность разума и господство над сущностью человека. Вскоре Платон отправляется в Южную Италию, где знакомится с пифагорейцами. Изучая манускрипты Пифагора, он заимствует у него идеи и план системы.

Платон и Аристотель

Вернувшись в Афины в 387 году, Платон основал собственную философскую А школу – Академию. Название пошло не от академических знаний, которые получали учащиеся, а от наименования садов Академа, которые, в свою очередь, были названы в честь античного героя Академа.

Возле входа в академию была надпись: «Не знающим геометрии - вход воспрещен». Вообще, Платон считал, что следует обучать четырем дисциплинам - арифметике, геометрии, стереометрии и теоретической астрономии. Платон подчёркивал вовсе не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума перед переходом к более серьезной науке – философии. Из академии вышли много мудрых и талантливых людей, прославившиеся до наших дней. (Например, Аристотель – прямой ученик Платона).

Платон прожил долгую и довольно счастливую жизнь. Скончался он в возрасте более 80 лет на свадебном пиру, куда был приглашен в качестве гостя.

Умер он в 347 году, по преданию в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее для него не было места. По преданию, на его могиле была выбита надпись: «Двух Аполлон сыновей – Эскулапа родил и Платона, Тот исцеляет тела, этот целитель души».

Основные учения Платона:

Сочинения Платона пользовались популярностью долгое время, заложив возникновение и развитие многих ветвей философии. Ему приписывают 34 сочинения, известно, что большинство (24) из них были истинными сочинениями Платона, остальные же написаны в диалоговой форме с его учителем Сократом.

Первое собрание сочинений Платона собрал воедино филолог Аристофан Византийский в 3-м веке д. н.э. Оригинальные тексты Платона не сохранились до современности. Самыми древними копиями произведений считаются копии на египетских папирусах.

В научной жизни Европы труды Платона стали использоваться только в XV-веке, после перевода всех его трудов на латинский язык итальянским христианским философом Фичино Марсилио.

Диалоги раннего периода (399 - 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ.

Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известные работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”. И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи

В течение всей жизни душу Платона волновали высокие нравственные цели, одной из которых был идеал возрождения Греции. Эта очищенная вдохновенной мыслью страсть заставляла философа неоднократно предпринимать попытки мудростью воздействовать на политику. Трижды (в 389-387, 368 и 363 гг.) он пытался осуществить свои идеи построения государства в Сиракузах, но всякий раз был отвергаем невежественными и властолюбивыми властителями.

В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений.

*Платон о человеке

Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Поэтому он требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведении людей, в жизни общества.

*Платон о душе

Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души- основа добродетели, мудрости; Вторая – пылкая, аффектно-волевая часть души- основа мужества. Третья часть - чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.

*Учение Платона о познании

Платон считал, что истинное знание не может быть передано в словах или в чувственном восприятии. Для правильного движения к истине следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, а правильное мнение человек должен понять (вспомнить) сам. Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

*«Модель мира» Платона

Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи - это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).

*Платон о государстве

Платон определяет государство как «единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции». Помимо этого, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве есть те же три начала, что и в душе человека: разум, ярость и вожделение. Естественным (и идеальным) является то состояние, когда разум руководит. Идеальным государством Платон считал аттический город-полис. Идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.

Интересные факты из жизни Платона:

*Одним из увлечений философа Платона был спорт. Он два раза выигрывал соревнования по панкратеону в Олимпийских играх (это тогда был род борьбы).

*Платон был первым, кто рассказал о существовании Атлантиды, погибшей высокоразвитой цивилизации. Рассказав в своих сочинениях об этом легендарном острове, затонувшем в результате катастрофы, Платон загадал загадку, над которой человечество бьётся до сих пор.

*Платоническая любовь впервые описана в диалогах Платона, и изначально означала любовь-дружбу учителя и ученика (например, Платона и Аристотеля).

*Знавшие Платона близко современники отмечали его скромность и застенчивость.

*Именно Платону принадлежит гипотеза о том, что каждый ищет свою «половинку».

*Платон одним из первых сказал о том, что всякий человек должен реализовывать в жизни отпущенные ему таланты.

*«Звонок на урок» - это тоже изобретение Платона. Учеников Академии созывал на занятия сигнал, подаваемый часами: когда из ёмкости истекала вся вода, через клапан проходил поток воздуха, заставлявший звучать флейту.

* Платон оставил потомству много рассуждений об устройстве мира, о правильной организации общества.

* Примечательно, что перед встречей с Платоном Сократ видел во сне, у себя на коленях, молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь - птица посвященная Аполлону. Платон обрёл в лице Сократа учителя, которому оставался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях, став поэтическим летописцем его жизни.

*Сократ же дал Платону то, чего так ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования.