Леонид Парфенов эмигрировал в Израиль? Леонид парфенов переехал в израиль

Если кто-то до сих пор сомневался, что свободы слова в России больше нет, то последние события на телеканале НТВ окончательно посрамили скептиков. Вечером во вторник, 1 июня, стало известно о том, что руководство канала в лице генерального директора ОАО "Телекомпания НТВ" Николая Сенкевича уволило Леонида Парфенова - ведущего еженедельной программы "Намедни", одного из самых ярких российских тележурналистов последнего десятилетия, до сих пор поддерживавшего отблески былой славы этого канала образца 1993-2001 годов.

Причины, по которым был отправлен в отставку Леонид Парфенов, уже известны. В официальном сообщении, процитированном в вечернем выпуске НТВ, говорится следующее: "Причиной увольнения стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании".

И даже про "нарушение трудового договора" тоже все уже известно. В минувшие выходные творческий коллектив программы "Намедни" планировал показать сюжет журналистки Елены Самойловой под названием "Выйти замуж за Зелимхана", посвященный вдове бывшего президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева, три месяца назад в столице Катара Дохе. Оказывается, сюжет был отснят еще во время майских праздников и подготовлен к эфиру больше недели назад. Но, как выяснилось, показывать его в предыдущем выпуске "Намедни" было нельзя.

Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме.

Гендиректор НТВ Николай Сенкевич

"Тогда руководство компании (и не только) просило нас не давать сюжет в эфир. Нам сказали, что надо отложить показ, потому что речь идет о судьбе людей. Я пошел навстречу, решив, что ничего не изменится за неделю", - объяснил эту ситуацию сам Парфенов. Действительно, в настоящее время в Катаре , которых обвиняют в убийстве Яндарбиева, поэтому пускать в эфир сюжет о вдове погибшего вроде как и неудобно - вдруг повлияет на судьбу соотечественнков, попавших в беду?

Но через неделю Парфенов решил, что теперь уже удобно, и 30 мая сюжет вышел в дневном выпуске, рассчитанном на дальневосточную аудиторию. Смотреть это выпуск, из-за отсутствия в Москве самого Сенкевича, пришел его заместитель по информационному и политическому вещанию Александр Герасимов - на НТВ существует практика предварительных, "дневных" просмотров новых программ руководителями канала, которые по ходу вносят в уже готовый материал технические и иные коррективы, после чего одобренный сюжет идет в вечерний эфир по московскому времени.

На этот раз коррективы были серьезными. "После эфира у нас состоялась длиннющая дискуссия, – сообщил Парфенов. – Герасимов настаивал на том, что есть просьба спецслужб до разрешения вопроса с подсудимыми ничего про процесс в Катаре не давать. А моя позиция была, что не показывать я не могу: у нас попытка сделать что-то эксклюзивное, а, насколько я знаю, это первое интервью Малики Яндарбиевой, и я не могу согласиться с тем, что это непрофессионально".

Слово за слово, Парфенов заявил Герасимову, что просьба спецслужб ему не указ, а указ - письменное распоряжение непосредственного начальства, то есть самого Герасимова. Как впоследствии пояснил опальный тележурналист, на НТВ никто никогда ничего в письменной форме делать не запрещал. Наверное, Парфенов и рассчитывал, что Герасимов спасует перед бумагой и отступится. Но Герасимов проявил твердость, и Парфенов получил на руки официальный документ о том, что сюжет Елены Самойловой снят с эфира.

Итак, 30 мая "Намедни" вышли без сомнительного сюжета, а через два дня Парфенова уволили с НТВ с указанной выше формулировкой: за "нарушение трудового договора". Попрание свободы слова налицо. Шеф-редактор программы "Сегодня с Михаилом Осокиным" на НТВ Елена Савина прокомментировала это событие так: "Конечно, это квинтэссенция кремлевской глупости и пошлости. За последние четыре года власть всегда из двух возможных решений выбирает самое неудачное. Парфенов никогда не внушал Кремлю доверия. Он оставался вещью в себе, занимался профессией, а не кремлевскими играми. Мы, новостники, понимаем, что это серьезная атака является предупреждением и нам, и Татьяне Митковой. Я рассматриваю случившееся как начало перепрограммирования компании, подготовки НТВ к превращению в третьесортный канал".

А генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко пошел еще дальше и назвал увольнение Леонида Парфенова с НТВ таким же революционным и знаковым событием, как убийства Дмитрия Холодова и Владислава Листьева или закрытие телеканала ТВС: "Если до этого мы все знали, что у нас есть цензура и контроль государства за федеральными каналами, но у нас хотя бы была дозированная гласность, когда телевизионным мэтрам кое-что позволялось, то сейчас, получается, ничего не позволяется даже им, и телеканал даже не заботится о своем рейтинге".

Для того чтобы оценить всю политическую подоплеку этого события, следует обратиться к самому сюжету о Малике Яндарбиевой. К счастью для россиян, которым не повезло так, как жителям Дальнего Востока, газета "Коммерсант" в понедельник опубликовала полную распечатку неблагонадежного материала. Тут не хватает видеоряда, но ведь главное-то, конечно, текст самого интервью с вдовой покойного президента:

"Выйти замуж за Зелимхана"

Содержание снятого с эфира сюжета программы "Намедни".

Корреспондент за кадром : Это последняя съемка из домашнего архива Яндарбиевых. День накануне покушения Зелимхан провел в саду. К приусадебному хозяйству его пристрастила жена Малика. Ей, чеченской селянке, неуютно показалось в катарских песках. Хотела, чтоб на новом месте было как на родине до войны, когда зеленые деревья еще не называли на армейский манер зеленкой.

Теперь она редко выходит из дома. Три месяца Малика Яндарбиева носит траур и прячет лицо под хиджабом.

На дискотеке гремит песня t.A.T.u. "Нас не догонят" по-английски. После своих гастролей девичья группа известна в Катаре не меньше, чем мужской дуэт из России, который обвиняют в убийстве Яндарбиева. В судебной хронике их всегда показывают со спины, Малика пошла в зал суда, чтобы заглянуть в глаза.

Малика Яндарбиева, вдова Зелимхана Яндарбиева : Один с белыми волосами, светлыми. Высокий. Это Анатолий Яблоков. Этот Анатолик обиделся, что его сравнили с филиппинцем. Но он немножко похож на филиппинца. Низкий такой, полный. Мне кажется, он еще полнее стал. Видимо, его в тюрьме раскормили.

Корреспондент за кадром : Район, где стоит дом Яндарбиевых, что-то вроде Посольской слободы - дипломатический квартал. Убийство Зелимхана вызвало здесь свою бурю в пустыне. Ведь убили не просто президента Чечни, как его здесь называли, а личного гостя самого эмира.

Малика Яндарбиева : Сам эмир Хамад аль-Тани, его жена Моза, шейха Моза, - очень чувствительный, хороший человек, понимающий. Они после убийства были, у сына были, проведали нас. Сказали, что никаких проблем не будет. Шейха Моза сказала: "Малика, знай, твои дети - это мои дети".

Корреспондент за кадром : Семья Хусейна Нимаи живет неподалеку от мечети, где в тот день Зелимхан молился вместе с сыном Даудом. Закончив намаз, они сели в джип, но не успели далеко отъехать. Взрывом разворотило машину. Отец погиб на месте, сына забрали в реанимацию.

Хусейн Нимаи : Да, я слышал, был взрыв. Убили президента Чечни. Я думаю, это сделали русские или кто-то из другой страны. Какие-то свои разборки.

Корреспондент в кадре : Для Персидского залива Катар - все равно что Монако для Лазурного берега. Одна из самых богатых и миролюбивых стран Аравийского полуострова. Здесь одинаково комфортно и катарским подданным, и иностранцам, которых вдвое больше коренных жителей.

Корреспондент за кадром : Русским туристам Катар полюбился сразу: шикарные отели с неограниченным алкоголем, сувенирные бутики, где можно купить чадру от Armani. Рекламный ролик министерства туризма заманивает в страну любителей острых ощущений: ловля жемчуга, соколиная охота и экстремальное сафари на джипах, что теперь звучит жутковато.

Яндарбиев не прятался в лесах, уходя от зачисток, как Басаев и Масхадов. Свою борьбу он вел в глубоком тылу.

Малика Яндарбиева : Он хотел у себя дома умирать. Не хотел уезжать и где-то далеко не хотел старческой смертью умирать. И он действительно умер от руки врага в чужом государстве.

Корреспондент за кадром : Когда они познакомились, Малика работала библиотекарем, а начинающий поэт Зелим сотрудничал в грозненской газете "Ленинский путь". Потом Яндарбиев пошел своим путем, но стихи продолжал писать только лирические.

Малика Яндарбиева :
Когда лампы все погасишь ты,
Поняв, что обманута судьбой.
Дни пусты и ночи все пусты,
Только одиночество с тобой. (Плачет.)
Поклянешься ты себе (плачет) тогда
Прогонять и мысли обо мне.

Корреспондент за кадром : Семейный альбом Яндарбиевых. Старший сын Бешто - несколько лет назад его сбила машина. Приемный сын Абдусалам - убит при зачистке в Чечне. 12-летний Дауд - поправляется после покушения. И 8-летняя Аминат.

Малика Яндарбиева : Я не кровожадная (смеется) . Как Аллах предписал, так оно и будет. Мне самое главное, чтобы дети от этого стресса отошли. Чтобы мальчику вернуть здоровье, которое он потерял так рано (плачет) . Вот такая жизнь.

По-моему, все кто сидел в зале суда, думали, о каких нарушениях прав русские могут говорить вообще, если речь идет о людях, которые прибыли в чужое государство и взорвали невинного человека с ребенком, пришедших помолиться? А ведь жертв могло быть огромное количество! О каких правах русские могут говорить, если посмотреть на то, что они сотворили с нашей цветущей страной, особенно с чеченской столицей? Во что они ее превратили? За что? А сколько убили невинных чеченских детей, женщин и братьев? Кара неотвратима и Аллах за все спросит. Я уверена в этом, потому что знаю, - мой муж прожил чистую, честную и прекрасную жизнь, и был убит за веру во Всевышнего, за стремление к свободе, которую нам дал Аллах, а ведь только Он может отнять ее.

Из интервью Малики Яндарбиевой сайту "Чеченпресс"

Вот такой сюжет. Не зря все-таки Елена Самойлова съездила в Катар. Сколько нового узнали бы телезрители из ее материала - и о популярности группы "Тату" на Ближнем Востоке, и о шикарных отелях с неограниченным алкоголем, и о чадрах от Armani. И даже стихотворение покойного поэта в почти аутентичном исполнении послушали бы. Ну и о слезах вдовы поэта тоже услышали бы, и о том, что Анатолик похож-таки на филиппинца.

Вот только непонятно, почему Парфенов называет это интервью с вдовой Яндарбиева эксклюзивным. На центральных российских телеканалах, действительно, такого еще не было, а вообще-то Малика Яндарбиева за эти три месяца успела дать не одно интервью, в которых говорила совсем не так и не такими словами отзывалась об Анатолии Яблокове и о России вообще.

Даже если оставить в стороне вопрос о том, кем на самом деле был Зелимхан Яндарбиев и что сотворили с цветущей чеченской столицей не только русские, но и граждане свободной Ичкерии, все равно хочется спросить: так кто же вводит цензуру на НТВ? Герасимов, которому кто-то из ФСБ что-то сказал, или Парфенов, которому никто ничего не говорил и который, вроде бы, выдавал задание Елене Самойловой совершенно свободно? Почему же из сюжета, замешанного на слезах и крови не одной чеченской семьи, а, по большому счету, десятков, если не сотен тысяч людей, вышло слащаво-приторное, пряничное действо? Малика Яндарбиева может говорить российской корреспондентке все, что хочет, но российская корреспондентка, если уж не просто интервью в эфир выпускает, а снабжает его своими комментариями - что, не знает, с чем имеет дело?

Вопрос, впрочем, риторический. Таков вообще был стиль программы "Намедни" - остроумно, занимательно, с шутками, с предметами в студии, но неглубоко, беззубо и бессодержательно. Словом, понемногу обо всем - что-то вроде "Спокойной ночи, малыши" для взрослых.

Родился в Череповце в 1960 году. В 1982 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета.
После университета печатался в "Огоньке", "Правде", "Советской культуре".
С 1983 года работал корреспондентом в газете "Вологодский комсомолец", затем на Вологодском областном телевидении.
В 1985 году, работая на Вологодском ТВ, провел телеинтервью с опальным в то время музыкальным критиком Артемием Троицким.
С 1986 года - спецкор молодежной редакции ЦТ, корреспондент программы "Мир и молодежь".
В 1987 году вместе с Андреем Разбашем создал трехсерийный документальный фильм "Дети XX съезда" о поколении шестидесятников.
В 1988 году пришел на "Авторское телевидение".
В 1991 году выпустил на "ATV" первую версию "Намедни" - еженедельный выпуск "неполитических новостей".
В 1992 году подготовил серию программ "Портрет на фоне".
В 1993 году перешел на НТВ.
В 1997 году стал членом совета директоров НТВ и генпродюсером канала (в этой должности проработал до 99-го).
В 1997 году выпустил масштабный проект "Намедни: 1961-1991. Наша эра", в котором впервые выступил в роли историографа.
С января 2001 года - ведущий рубрики "Особый взгляд" в программе Евгения Киселева "Итоги" (НТВ).
3 апреля 2001 года на общем собрании акционеров ОАО "Телекомпания "НТВ", созванного по инициативе ОАО "Газпром-Медиа", был избран в состав Совета директоров ОАО "Телекомпания "НТВ". Однако в тот же день отказался участвовать в заседаниях этого управленческого органа.
6 апреля 2001 года в открытом письме руководителю телекомпании Евгению Киселеву заявил о своем уходе с телеканала.
16 апреля 2001 года вошел в состав редакционного совета телекомпании НТВ.
С 2001 года - член Правления ТК НТВ.
1 июня 2004 года уволен с НТВ

Несомненно, Герасимову и Сенкевичу кто-то что-то действительно сказал. И просил сюжетов о Катаре и о процессе над россиянами не ставить. Хотя и вряд ли имел в виду парфеновские сюжеты, не способные сформировать никакого общественного мнения. И, несомненно, руководство телеканала НТВ побежало впереди паровоза, решив перестраховаться и на всякий случай пресечь все. Но ведь еще быстрее тех, кто бежит впереди паровоза, бегает Парфенов, давно отказавшийся от серьезной журналистской работы.

Так за что все-таки уволили Леонида Парфенова?

Еще весной 2001 года, когда со стонами и руганью в первый раз разваливалось НТВ, Парфенов принял решение, удивившее многих его коллег: остался на телеканале, который власть силой отобрала у законного владельца - предпринимателя Владимира Гусинского. Причем оформил свой разрыв с коллегами в виде к тогдашнему руководителю НТВ Евгению Киселеву. Тогда было много разговоров относительно этичности или неэтичности подобного шага (который совершил, кстати, не один Парфенов), но сам Леонид всякий раз объяснял это в таком духе: я хочу делать свою работу, а финансовые дрязги, политические амбиции и сведение чьих-то счетов - не для меня. И впоследствии, когда Парфенова в различных интервью вызывали на откровенный разговор по поводу обстановки на новом НТВ, он старался дистанцироваться от происходящего. Так, когда в 2003 году все тот же Герасимов попытался отправить в бессрочный отпуск руководимую Парфеновым программу "Страна и мир", сам Парфенов, выступая на радио "Свобода", говорил: "Я не знаю, нужно ли говорить о внеэфирных вещах, главное - то, что программа выходит и сегодня будет очередной ее выпуск, в 22 часа. Ну... Ну да, всякое бывает".

Правда, еще в начале 2003 года Парфенов был среди тех одиннадцати топ-менеджеров НТВ, которые выразили недоверие Николаю Сенкевичу, новому назначенцу "Газпрома" на пост руководителя канала. Но... в результате остался работать на НТВ и дождался того, что Сенкевич, которого сам Парфенов в свое время обвинял в непрофессионализме, в конце концов его уволил.

Нельзя не признать: если бы Парфенов действительно занимал какую-то принципиальную позицию, он не проработал бы на НТВ столько лет при тех политических, идеологических и профессиональных метаниях, которыми отмечена история этого телеканала в последние годы. Видимо, по-настоящему его занимало только одно - возможность быть в кадре, занимать ту уникальную нишу, которую он для себя нашел - стильного ведущего, законодателя телевизионных мод (откуда и термин "парфенизм"), журналиста, умеющего при случае уколоть сильных мира сего, но понарошку, совсем чуть-чуть... И на открытый конфликт готов был идти лишь тогда, когда под угрозой оказывалась именно эта ниша.

А о том, что нынешний конфликт с руководством НТВ спровоцировал сам Парфенов, а вовсе не Герасимов с Сенкевичем, и уж тем более не Кремль, говорят факты: впервые за все время своей работы тележурналист вынес сор из избы. Получив в руки письменное свидетельство о подцензурном характере работы телеканала, Парфенов уже на следующий день предоставил его в распоряжение "Коммерсанта" и в подробностях изложил историю о том, как "острый" репортаж о катарской вдове не был допущен до эфира... Собственно, уволили его именно за это.

Вот только непонятно, почему обычный спор честолюбий надо называть ущемлением свободы слова.

— Шоубиз Теги: Парфенов Странные иногда приходят новости. Такие, которые вообще сложно как-то оценить. Из этого разряда и новость о Леониде Парфёнове. Верится с трудом, но...

Вчера в ряде СМИ прошла информация о том, что известный тележурналист Леонид Парфёнов покидает Россию. По данным телеканала ILand (Израиль), вчера днём Парфёнов, прилетевший в аэропорт им.Бен-Гуриона, при прохождении паспортного контроля предъявил не обычную туристическую визу, а визу на ПМЖ . Как предполагают журпналисты, Парфёнов получил право на репатриацию в Израиль по линии своей жены, журналистки Елены Чекаловой, и сейчас проходит процедуру получения гражданства.

Также высказываются предположения по поводу того, чем Леонид Геннадьевич собирается заниматься на новом месте: он якобы уже подписал контракт с одним из крупнейших телеканалов и будет работать там то ли ведущим, то ли продюсером, то ли ещё кем-то.

Всё это пока не получило никакого официального подтверждения, не считая одного источника. Вчера утром дочь телеведущего, Мария Парфёнова, выложила в своём аккаунте Facebook фото с географической меткой "Терминал D аэропорта Шереметьево (SVO)" и упоминанием матери - Елены Чекаловой - и брата - Ивана Парфёнова. Леонид Парфёнов на фото отмечен не был, но в кадре присутствовал только он:

В комментариях под фото Мария прямо называет конечную точку полёта - Израиль. Аэропорт, правда, не называет. Но это несущественно: в Израиле всего 4 международных аэропорта, из них только один в столице - как раз тот, в котором и видели Парфёнова. Так что вся эта история с эмиграцией похожа на правду.

Я бы сказал, даже слишком похожа. Возможно, это грамотно сработанный фейк, дезинформация. Благо недоброжелателей у него хватает. Их, конечно, не так много, как у других публичных персон, более активно выражающих свои оппозиционные взгляды, но тем не менее. И вполне возможно, что кто-то просто хочет очернить известного журналиста - вот, мол, гад такой, покинул страну.

Но может оказаться, что это и правда. Вполне вероятно. И в этом случае немного жаль. Всё же Парфёнов, безотносительно его взглядов, много сделал для развития отечественной тележурналистики. И многое ещё мог бы сделать.

Ну, как-то так.

Сохранено

23 февраля 2017

Об этом радиостанции «Говорит Москва» рассказал источник в Берлине.

Известный журналист и телеведущий Леонид Парфенов с семьей планирует переехать на постоянное место жительство в Германию, со ссылкой на анонимный источник сообщает «Говорит Москва».

По неподтвержденной информации, Парфенов занимается на курсах немецкого языка, якобы чтобы сдать экзамен. Однако для эмиграции совершенно не обязательно держать испытание сразу. Сам телеведущий информацию журналистам никак не прокомментировал.

В 2016 году сообщилось, что Парфенов готовится к эмиграции в Израиль, но тележурналист продолжил свою работу в Москве. Оказалось, что получение израильской визы необходимо было для съемок фильма «Русские евреи. До революции». Кстати, после этого проекта Парфенов планировал снять ленту о русских немцах. И вполне возможно, что слухи о переезде Леонида в Германию сильно преувеличены.

У жены Парфенова Елены Чекаловой в Москве был собственный ресторан, который в 2016 году закрылся. Владелица тогда так объяснила свое решение — «решение принято по совокупности ряда обстоятельств».

Первый и неизбежный вопрос.

- Что вас побудило принять израильское гражданство?

Ничто не побудило. Меня уже дважды поселяли в США. Где я только не живу, если верить разговорам...

Вместе с Сергеем Нурмамедом Леонид Парфенов работал над фильмами «Зворыкин-Муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России», «Глаз Божий», «Цвет нации». Интерес к их новому проекту невольно подогрели Владимир Познер и Иван Ургант, чей многосерийный фильм «Еврейское счастье» вызвал бурную и в основном негативную реакцию у наших бывших соотечественников в Израиле. Как скажет Сергей Нурмамед, авторы «Русских евреев» стремились сделать зрелищное кино и при этом сохранить признаки документальности.

Первая часть трилогии рассказывает о еврейском бытовом укладе, «деле Бейлиса», первой волне эмиграции, соратниках Ленина. Повествование начинается в современном Киеве, но с его прошлого, где уже в XI веке имелся еврейский квартал. «Не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям» - прозвучит с экрана про результаты раздела Польши.

Чего мы только не узнаем от Леонида Парфенова: об Амалии Натансон из Западной Украины, ставшей матерью Зигмунда Фрейда, о русском художнике Левитане, биография которого начиналась со слов «родился в бедной еврейской семье», о Ленине, скрывавшемся в Разливе с Зиновьевым, хотя 50 лет нам твердили о его одиночестве.

В нашей истории было три народа, которые ярко и массово в определенные периоды приходили в русскую культуру: евреи, немцы, грузины, - рассказывает Леонид. - Первый фильм нынешней трилогии про евреев заканчивается 1917 годом, это период царского антисемитизма, второй - период с 1918 по 1948 годы, период советской юдофилии. Третий - с 1948-го по 1990-й - от начала официальной юдофобии до массового исхода.

Нас занимает цивилизация, евреи, писавшие по-русски и оставившие нам более серьезную литературу, чем та, что написана на идиш. Мандельштам, Бродский и Пастернак - классики русской поэзии XX века, и евреи они в нашей памяти только по происхождению родителей.

Мне Галина Борисовна Волчек рассказывала, что в Министерстве культуры все главные режиссеры считались евреями, кроме Ефремова. Потому что так и норовили протащить идеологическую заразу. Вечно у них подтекст в спектаклях. Юрий Петрович Любимов был для Фурцевой явным евреем. Вот до какой степени смешались к концу СССР диссидентство и еврейство.

Одна из самых колоритных сцен в «Русских евреях» - приход отца Леонида Утесова, тогда еще Лазаря Вайсбейна, в мясную лавку. Он упрашивает соседа-мясника отдать его сына учиться вместе со своим. Нужно привести «своего русского», чтобы не нарушать в училище Файга в Одессе процентную квоту для евреев. Отец Утесова готов заплатить за обучение Никиты, за завтраки и форму в придачу. Еще знаменитый еврей новейшей истории - Мишка Япончик. Леонид Парфенов вспоминает о нем, сидя в любимом кафе знаменитого бандита. Особый эпизод - «Дело Бейлиса», обвиненного в Киеве в 1910-х годах в ритуальном убийстве православного подростка.

- Люди в первую очередь интересуются - российский или израильский у вас проект?

Международный, и прежде всего - русский. Он снят по-русски нашими профессионалами. И аудитория в России наверняка будет воспринимать его лучше всего.

Для показа в мире делаются субтитры на иврите, английском и немецком языках. В Израиле, если это не аудитория, приехавшая из бывшего СССР, наверняка будут некоторые затруднения. «Цвет нации» я показывал на фестивалях и в Красноярске, и в Лондоне. Реакция была, конечно, очень разная, и очень про разное спрашивали после показа. Как, к примеру, перевести для зарубежной аудитории РСДРП, которая не раз упоминается в нынешнем фильме? Оставлять аббревиатуру нельзя, а писать каждый раз целиком - слишком длинно для субтитра. У нас-то можно один раз сказать - партия или будущая КПСС, а в переводе этого недостаточно. А тем более не объяснишь на ходу - что это такое: единственная правящая 70 с лишним лет партия. Когда действие фильма происходит в России и авторы - русские, иностранцам смотреть трудно из-за незнания контекста.

- Вы ставите перед собой просветительские задачи или вам важно высказаться на интересующую тему и все?

Мне важна сверхзадача: про что? Вот «Цвет нации» про то, что была позапрошлая страна, которую можно увидеть в сегодняшнем стандарте изображения на фотографиях Прокудина-Горского, сопоставить его с нынешним. А здесь - случаи с евреями, грузинами и немцами - про то, как многообразна русская цивилизация, как приходили самые разные люди и становились ее частью. И тем самым обогащали. Наш фильм - о русских евреях, о тех, кто в какое-то время превратился в городах во вторую титульную нацию. Это не история о евреях вообще.

- А вы думаете о том, что за люди сидят у телевизора, насколько они образованны и способны чувствовать?

Делаю так, как говорили в советские времена, - для пионеров и пенсионеров, чтобы любой зритель мог видеть что-то свое. Я исхожу из того, что человек может ничего не знать про «дело Бейлиса», впервые увидеть картины Левитана, но все равно что-то понять, если он в принципе чем-то интересуется. То, о чем вы говорите, - вопрос профессиональной интуиции, а не раз и навсегда зафиксированного закона.

- Вы по природе аналитик, исследующий массив материала, или же идете от эмоционального ощущения?

Людям интересна жизнь, богатая своими проявлениями. И мне важно показать, что вот местечко Броды, вот в нем речка, вот брод, и отсюда все Бродские вышли.

- Вы так эмоционально говорили о своем фильме! Но почему решили снимать про евреев?

У меня до сих пор снято где-то 150 документальных серий про русскую историю и культуру разных времен. И сейчас сделал фильм о многообразии ее проявлений, которое считаю драгоценным свойством. Мне интересно понять, что есть в нашей цивилизации, где немцы, евреи и грузины становились русскими.

- А что хорошего в смешении культур? Разве не лучше сохранять самобытность?

Мне не кажется, что это смешение. Владимира Даля, имевшего немецко-датское происхождение, впечатлило слово «заволакивает». С этого начался его знаменитый Толковый словарь, в котором нет ничего датского или немецкого. Иосиф Бродский пришел в литературу как наследник акмеистов. У него в эмиграции потребность была написать строки на смерть Жукова так, как Державин когда-то написал на смерть Суворова. Что еврейского в этой задаче? Разве задаются французы вопросом, что Ив Монтан - итальянский еврей? Главный французский шансонье. Где же смешение?

Вы откуда все это знаете? Про Монтана и Леонида Утесова, про многих людей, которые появляются в вашем фильме?

Сцена в мясной лавке - из воспоминаний Утесова. Она - для того, чтобы стало понятно, что такое процентная норма. Надо с собой привести русского, тогда соотношение не будет нарушено. Я готов делать фильм про русских немцев, потому и знаю. У нас есть целый великий роман «Обломов», посвященный русскому и немцу, как иню и яню. Как прожить Обломову без Штольца, а Штольцу без Обломова? Как можно быть русским, не прочитав этого? Да у нас дольше всех правили страной немка и грузин.


- И они станут предметом вашего рассмотрения?

В том числе и они. Но только они русские. Пушкин даже утверждал, что русский Петр нас сделал немцами, а немка Екатерина - русскими. Она была, в понятиях того времени, матушка земли русской. А чего стоит фраза Василия Сталина, сказанная сестре Светлане: «А ты знаешь, что отец раньше был грузин?».

- Вам теперь ответ держать за всех евреев. Готовы?

Я занят публичной профессией. И значит, кому-то понравится то, что ты делаешь, а кому-то нет. Будешь тихо сидеть дома у теплой батареи, то точно никого не обрадуешь и не разозлишь. Кто-то сочтет «фобией» уже то, что помню: Левитан - он Исаак Ильич. Кого-то возмутит «филия», когда я говорю, что для меня он - более русский пейзажист, чем Иван Иванович Шишкин. Я смотрю на левитановскую щемящую печаль, и это родное. А у Ивана Ивановича наша природа чересчур бодренькая.

Почему и сегодня евреи скрывают свое происхождение? Хотя из-за этого не откажут при поступлении на работу или в вуз.

В 2000-х годах я с этим уже не сталкивался. Когда-то это действительно имело значение для карьеры. Речь ведь идет о России? Уже давно графы «национальность» нигде нет же. А у нас не живут люди, говорящие на идише и иврите, и религиозных среди русскоговорящих очень мало. Какие же они евреи? Это тип русского городского населения. Разве они по субботам не работают? Не едят свинину? Евреями могли быть их дедушки и бабушки, жившие в каком-нибудь местечке, в Витебске, Житомире, Виннице. Если бы не «Список Шиндлера», вы бы вспоминали о национальности Спилберга? Сколько кинодеятелей Америки - выходцы из Российской империи. Как говорила Людмила Гурченко: «О! Наши люди с Одессы. Голден и Майер. Спасибо вам, товарищи, за трофейное кино». Мне представляется, что это богатство русской цивилизации, если Матвей Исаакович Блантер написал главную русскую народную песню XX века - «Катюшу». Он не стал еврейским композитором. То есть, выходит, у евреев убыло, оказалось на потенциального композитора меньше, а у русских прибыло, появился автор, сочинивший «На солнечной поляночке», «С берез неслышен, невесом», «Летят перелетные птицы», «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

- А у русского человека есть основания стесняться того, что он - русский?

Я не оказывался в подобной ситуации. Мне понятны чувства диссидентов, которым было стыдно за деятельность государства, когда ввели танки в Чехословакию. А так чего стесняться? Русских родителей? Того, что русский - твой родной язык? Это точно не ко мне. Мне себя больше некем ощущать просто.


Кадры из фильма «Русские евреи».

Более того, у меня четкое разделение - русский северный человек и русский южный. Я - северный. С трудом воспринимаю южный говор с его «гхэканьем»: «Ой, Хала! Та это он! Та у нас в хораде, на раёне! Та давайте сфотаемся». У меня на родине так себя не ведут и не говорят. Я из Вологодской области, и «если вы хотите, чтобы я так говрил, то я знаю, как говрить». (Тут Леонид переходит на северный говор, получается у него лихо.)

- Вы так говорили?

- (Продолжает говорить по-вологодски.) Сам я буквально так не говрил, но могу так говрить. И когда дома оказываюсь, то поневоле начинаю подпускать это. Особенно в разговоре - дак запросто. Мы как-то там сымали с ребятами, и я с местными обсуждал, что земельные участки не поделены по кадастру... Меня потом спрашивали, что это за слова вологодские? Ничего понять нельзя.

- Вы себе хозяин, на службу не ходите? Как средства находите на фильмы? Насколько имя работает на вас?

Жалею, что поздно перешел на вольные хлеба, медлил. У меня в 2007-м на два года вперед были расписаны авторские проекты, и я понял, что не успею их сделать, если попутно за зарплату буду где-то работать. С тех пор не служу.

Почти девять лет нигде не работаю и никогда не работал так много. За эти годы выпущено семь томов «Намедни», с текстами, заново написанными, в каждом - по 500–600 иллюстраций, которые мною отобраны. И шесть фильмов сделано, в основном двухсерийных.

- Вы все время в кадре. Ощущаете себя автором или еще и актером?

Остаюсь собой, ничего не изображаю. Конечно, в кадре стараешься не сутулиться, четче произносить слова. Но эта задача журналистская, а не игровая. Какой тут образ? Не в этом же заключается актерская игра. Она - в перевоплощении. Нужно стать другим. Я этого сделать не могу.

Меня много раз приглашали на маленькие роли. Я, например, был дьяком Щелкановым в «Борисе Годунове» у Владимира Мирзоева. Поскольку это осовремененная история в нынешних костюмах, то я знаю, как должен выйти пресс-секретарь главы государства к журналистам и сообщить о самоубийстве Ирины Годуновой. Все мне говорили: «Нет, играть ты, конечно, не можешь». Если в художественных фильмах я что-то и изображаю, то скорее себя, как в «Generation П» Виктора Гинзбурга.

- Вы прекрасно выглядите - стройный и подвижный.

В меру упитанный?

- Так легко поднялись по Потемкинской лестнице! Крупный план, и никакой одышки.

Зато в этот день больше ничего уже снять было нельзя. Начали мы в 9.30 и к 15 часам закончили.

- Столько лет вы снимаете кино, а азарт не проходит. И фильм смешной получился, с иронией.

Не всем это нравится, что у меня иронический прищур. Кто-то посчитает комичным, что я шастаю по бродам и из этого вывожу Бродских. Я всякий раз делаю то, что мне самому интересно. Это единственный бензин, на котором едешь. Иначе я бы ничего делать не мог.

- Неужели нет у вас режиссерских амбиций?

У меня нет даже режиссерских обязанностей. Могу что-то предложить, а потом услышать в ответ в Русском музее, что не будет у меня комментария у серовского портрета Иды Рубинштейн, потому что там не снять. В обычном документальном кино нет человека, который ведет за собой. Но меня режиссер порой и втемную использует. Я ведь не знаю, сколько раз нужно через эту самую речку перейти, сколько грязного ила вычерпать, прежде чем будет снят эпизод.