Пространственная структура биоценоза презентация. Презентация "Биоциноз, Экосистема. Состав и структура биоценоза" презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему. Б) наличием цепей питания

1 слайд

Биогеоценозы и биоценозы. Презентация Климовой Ирины Генриховны учителя биологии I квалификационной категории МОУ СОШ №11 г.Североуральска Свердловской области

2 слайд

Задачи: изучить структуру биогеоценозов и биоценозов, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз, выявить продуктивность биоценозов, развивать умение выделять главное, делать выводы. *

3 слайд

Академик Владимир Николаевич Сукачёв - советский ботаник, лесовод, географ. В (1880-1967) 1940 году дал определение биогеоценоза. *

4 слайд

Биогеоценоз хвойного (слева) и смешанного лесов. Биогеоценоз – это биоценоз, неразрывно связанный с неорганическими компонентами (почва, влага, атмосфера и т.п.). *

5 слайд

Биоценоз пресного водоёма. Биоценоз – это сообщества растительных и животных организмов, населяющих участок биосферы с однородными условиями существования. *

6 слайд

7 слайд

8 слайд

Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные. Такая последовательность называется пищевой цепью; каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание») *

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Пример пастбищной цепи (выедания) Сок растения тля Божья коровка паук Насекомоядная птица

14 слайд

Существует ещё одна группа организмов, называемых редуцентами. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков. Детритофагов, в свою очередь, могут поедать хищники. В отличие от пастбищных пищевых цепей, начинающихся с первичных продуцентов (то есть с живого органического вещества), детритные пищевые цепи начинаются с детрита (то есть с мёртвой органики).

15 слайд

Тела погибших растений и животных еще содержат энергию и "строительный материал». Эти органические материалы разлагаются микроорганизмами, а именно грибами и бактериями, живущими как сапрофиты на органических остатках. Упавшие деревья и ветви могут разлагаться многие годы. Очень существенную роль в разложении древесины (и других растительных остатков) играют грибы, которые выделяют фермент целлюлазу, размягчающий древесину, и это дает возможность мелким животным проникать внутрь и поглощать размягченный материал.

16 слайд

Приведем две типичные детритные пищевые цепи наших лесов (разложения) Мёртвое животное муха лягушка уж опад Дождевой червь дрозд Ястреб – перепелятник

17 слайд

Биоценозы характеризуются определёнными показателями, имеющими количественное выражение: Видовое разнообразие – число видов растений и животных, образующих биоценоз. Плотность видовых популяций, т.е. количество особей данного вида, рассчитанное на единицу площади или единицу биомассы. Биологическая продуктивность - скорость продуцирования биомассы. Различают первичную и вторичную продуктивность. *

Биоценоз

Преподаватель химии и биологии

ГБПОУ РО «НАТТ»

Лепешенко Т.И.


Цели урока

Сформировать знания по основным понятиям биоценоза, структуре биоценоза и агроценоза, сравнения их структур и применения.


Основные понятия

Биоценоз - «биос» -жизнь, «ценос»- сообщество.

Название « биоценоз» ввёл в науку

Немецкий учёный Карл Мебиус в 1877г.

Биоценоз - это сложная природная система, которая поддерживается за счёт связей между видами.

Биоценозы включают только взаимосвязанные между собой живые организмы, обитающие в данной местности.


Примеры биоценозов

  • Биоценоз моховой кочки, пня, луга, пруда, болота, леса.
  • Рукотворные биоценозы- аквариум, террариум, теплица, оранжерея.
  • Обитатели лесной поляны.
  • Обитатели ствола упавшего дерева.

Показатели биоценоза

Видовое разнообразие , т.е. число видов растений и животных образующих биоценоз.

Плотность популяций, т.е. число особей данного вида, отнесённых к единице площади или объёма.

Биомасса - общее количество живого органического вещества, выраженного в единице массы.


Весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов называют биоценозом



Структура биогеоценоза

Видовая

структура

биоценоз

Пространственная

структура

Трофическая

структура


Видовая структура биоценоза

Наиболее массовые виды биоценоза называют доминантами

В ельнике-черничнике среди деревьев постоянно доминирует ель, среди наземных растений – черника, зеленые мхи, среди птиц – пеночка-теньковка, синица-гаичка, из куриных птиц – рябчик, а среди мышевидных грызунов преобладает рыжая полевка.

Массовые виды составляют основное ядро биоценоза


Значение многочисленных и малочисленных видов

Массовые виды – важные средообразователи, сильно влияющие на условия жизни для других видов.

Малочисленные виды составляют как бы резерв сообщества и являются видами- индикаторами


Пространственная структура биоценоза

Вертикальное распределение видов в пространстве ярусность

Ярус– элемент вертикального расчленения биоценоза, совокупность растений, обладающих сходством внешних признаков, относящихся, как правило, к одной жизненной форме, одинаковой высотой.


Функциональные группы организмов

продуценты консументы

редуценты







Понятие о агроценозах

В природе, помимо естественных биогеценозов (леса, тундры, луга, степи, реки, моря и т. д.), существуют и экосистемы, которые формируются в результате хозяйственной деятельности человека. Их называют агроценозами (агробиогеоценозами или агроэкосистемами).

Агроценоз (греч. agros - поле) - это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений.


Понятие о агроценозах

Примерами таких экосистем являются поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д.

Сообщества растений и животных, искусственно создаваемые человеком в морских и пресноводных водоемах, также можно отнести к категории агроценозов.


Значение агроценозов

Агроценозы занимают примерно 10% всей поверхности суши (около 1,2 млрд. га) и дают человечеству около 90% пищевой энергии. Их неоспоримые преимущества по сравнению с естественными экосистемами заключается в неограниченных потенциальных возможностях увеличения продуктивности. Однако их реализация возможна только при постоянном, научно обоснованном уходе за почвой, обеспечении растений влагой и элементами минерального питания, охране растений от неблагоприятных абиотических и биотических факторов.


Структура агробиоценоза

В агроценозе , как и в биогеоценозе, существуют продуценты (культурные растения и сорняки), консументы (насекомые, полевки, птицы, мыши, лисы и т.д.), редуценты (грибы и бактерии). При этом обязательным звеном пищевых цепей является человек , возделывающий поля, сады и собирающий урожай. Как и в природной экосистеме, в агроценозе при переходе от одного пищевого уровня к другому происходят большие потери биомассы и энергии, т.е. агроценозы являются такими же сложными экологическими системами, как лес или луг.


Видовое разнообразие

В агроэкосистемах резко снижено видовое разнообразие живых организмов. На полях обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений (монокультура) , что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий.

Кроме того, биологическое однообразие сортов культурных растений, занимающих большие площади (иногда десятки тысяч гектаров), часто является основной причиной их массового уничтожения специализированными насекомыми (например, колорадским жуком) или поражения возбудителями болезней (мучнисторосяными, ржавчинными, головневыми грибами, фитофторой и др.).


Отличия агроценоза от природного биоценоза

  • и меют ограниченный видовой состав растений и животных, короткие пищевые цепи.
  • н е способны к самообновлению и саморегулированию .
  • п одвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней и т ребуют неустанной деятельности человека по их поддержанию .
  • Имеют незамкнутый круговорот веществ .

Таким образом, по сравнению с естественными биогеоценозами агроценозы:

  • имеют ограниченный видовой состав растений и животных
  • не способны к самообновлению и саморегулированию
  • подвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней
  • требуют неустанной деятельности человека по их поддержанию

Тестовое задание

Задание №1 (один ответ)

Агроценозом называют:

  • оболочку Земли, заселенную живыми организмами
  • территорию, временно изъятую из хозяйственного пользования
  • территорию, отведенную для сбора лекарственных растений
  • искусственную экосистему, возникающую в результате сельскохозяйственной деятельности человека

Задание №2 (один ответ)

Почему поле кукурузы считают искусственным сообществом?

1) в нем преобладают продуценты одного вида

2) оно имеет популяции растений и животных

3) в нем отсутствуют редуценты

4) его устойчивость поддерживается разнообразием консументов


Задание №3 (Несколько ответов)

Сходство поля, засеянного овсом, и луга обусловлено

А) небольшим числом видов

Б) наличием цепей питания

В) наличием продуцентов, консументов, редуцентов

Г) использованием солнечной энергии

Д) использованием дополнительных источников энергии

Е) замкнутым круговоротом веществ


Задание №4 (Несколько ответов)

В природной экосистеме, в отличие от искусственной:

  • длинные цепи питания
  • продуценты изымаются из круговорота
  • небольшое число видов
  • осуществляется саморегуляция
  • замкнутый круговорот веществ
  • используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

Задание №5 Установите соответствие

Характеристики БГЦ

А создаются под действием естественного отбора

Б способны к саморегуляции

В численность одного или нескольких видов значительно превышает численность других

Г нуждаются в постоянном контроле со стороны человека

Д круговорот веществ осуществляется не полностью, часть вещества выносится

Е большое видовое разнообразие

Типы БГЦ

  • Естественные

5. А-1, Б-1, В-2, Г-2, Д-2, Е-1.

7 класс

Тема урока: « Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение»

Задачи урока:

Обучающие : Сформировать представление о многообразии голосеменных растений, установить их роль в биосфере и жизни человека.

Развивающие : Развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезу, решать творческие задачи.

Воспитательные : Формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Технология развития критического мышления.

Урок включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия.

На стадии рефлексии учащиеся решают творческие задачи (ТРИЗ).

Стратегия урока : «Зигзаг-1».

Оборудование и материалы : Тексты о голосеменных растениях, гербарный материал, фотографии растений, карточки - задания, презентационные карточки, карточки с задачами.

Ход урока.

1.На стадии вызова учащимся предлагается вставить недостающее слово (названия голосеменного растения) в предложение. Карточки с «загадками» висят на доске.

От века в семечке заложен шум ветвей,

Но __________ не знает, что родится скрипкой. (Ель)

Величав ее сказочный рост,

Да она и растет на горе.

По ночам она шарит меж звезд

И пылает огнем на заре. (Сосна)

Растение в себе содержит время,

Как форму листьев, запах, цвет и сок. (Гинкго)

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей,

И корни ядом напоила. (Тис)

Шатер раскинув навесной,

Покрытая загаром,

__________смолой исходит в зной

И пахнет скипидаром. (Сосна)

Ребята высказывают свои предположения, пытаются аргументировать ответы.

2.На стадии осмысления класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся в группе получает свой текст и карточку - задание. Ребенок работает со своим текстом, выделяет главное, обращает внимание на вопросы, затронутые в карточке.

Примечание. Учитель предложил тексты о сосне, лиственнице, тисе, гинкго, ели. Тексты подбирает учитель. Количество текстов равно количеству учащихся в группе.

Карточка - задание. (Такие же карточки для других растений)

Особенности биологии растения:

СОСНА.

Признаки

Особенности

Жизненная форма

Корневая система

Крона

Хвоя

Шишки

Экология растения.

Роль в природе.

Роль в жизни человека.

Практическое значение.

По окончании работы ребята переходят в другие группы- группы экспертов.

Стадия размышления (рефлексии): работа в группе экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме (по одному и тому же растению). В процессе обмена информацией ребятами заполняется карточка - задание и составляется рассказ по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Подготавливается карточка для презентации. Она большего размера по сравнению с рабочей карточкой.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные рабочие группы. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит всех со своей темой, пользуясь своей карточкой. Ребята заносят информацию о растениях в таблицу в тетради.

Один из экспертов (его ребята выбрали заранее) от каждой экспертной группы проводит презентацию по своей теме. Презентационная карточка (большого размера) вывешивается на доске. Другие эксперты этой группы вносят дополнения, отвечают на вопросы.

Таким образом, ребята прослушивают информацию 2-ой раз. После такой работы каждый ребенок из группы может сообщить информацию о любом из изучаемых растений.

Прослушав информацию, учащиеся возвращаются к «загадкам», заданным им на стадии вызова и исправляют допущенные ошибки.

Эту стадию усиливаем решением творческих задач (ТРИЗ), которые ребята решают в режиме мозгового штурма. Карточки с задачами получает каждая рабочая группа. Нерешенные задачи учитель задает ребятам на дом.

Творческие задачи:

1) Ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле хвоя, мох и трава. Почему?

2) Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

3) Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников или в березовом? Почему?

5) У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

6) Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

7) В промышленных городах хвойные деревья гибнут быстрее лиственных. Объясните это явление.

8) Семена тиса, побывавшие в желудке птиц, прорастают лучше, чем опавшие. Почему так происходит?

9) В березовом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление?

10) Как-то в сосновый лес поздней осенью приехал ревизор. Увидев голые хвойные деревья, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Домашнее задание:

Обязательное задание для всех:

1. Стр. 66-72 учебника.

2. Ответить на вопросы после параграфа, стр. 72.

Творческое задание (по желанию):

Ответить на вопросы творческих задач, которые вызвали затруднения на уроке (задачи раздаются на листочках каждому ученику).


Биоценоз. Структура биоценоза 2 Биоценоз (от греч. bios – жизнь, koinos – общий) – исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих экологически однородную среду обитания. Термин биоценоз впервые употребил немецкий гидробиолог К. Мебиус в 1877 г.


Биоценоз. Структура биоценоза 3 Карл Август Мёбиус (нем.Karl A.Möbius, 7 февраля 1825, Айленбург 26 апреля 1908, Берлин) немецкий зоолог и ботаник, один из родоначальников экологии, первый директор Музея естествознания в Берлине. В годах Мёбиус изучал экологию среды обитания устриц, главным образом для того, чтобы выяснить возможность разведения устриц в прибрежных зонах Германии. По этому вопросу Мёбиусом были написаны две работы: «Разведение устриц и мидий в прибрежных водах Северной Германии» (опубликована в 1870 году) и «Устрицы и устричные фермы», в которых он подвёл итог своих исследований разведение устриц в Северной Германии практически невозможно. Мёбиус подробно описал взаимодействия различных организмов, обитающих на побережьях, и ввёл понятие «биоценоз», ставшее ключевым термином синэкологии.






Биоценоз. Структура биоценоза 6 Место обитания биоценоза называется биотопом. Биотоп (от греч. bios – жизнь, topos – место) ­– участок территории с однородными условиями среды. Иногда в экологической литературе употребляют термин «экотоп». Экотоп – комплекс абиотических факторов окружающей среды без участия живых организмов.


Биоценоз. Структура биоценоза 7 Фитоценоз (от греч. phyton – растение, koinos – общий) – растительное сообщество на определенной территории, изменяющееся как в течение года, так и по годам. Зооценоз (от греч. zoon – животное, koinos – общий) – совокупность популяций животных, населяющих определенный биотоп. Микоценоз (от греч. mykes – гриб, koinos – общий) – сообщество различных видов грибов. Микробоценоз (от греч. micros – малый, koinos – общий) – совокупность популяций вирусов, бактерий и протистов.






Биоценоз. Структура биоценоза 10 Структура биоценоза поддерживается во времени и пространстве за счет разнообразных связей между популяциями. Связи возникают с целью удовлетворения определенных потребностей одной популяции за счет другой популяции. Связи в лесном биоценозе




Биоценоз. Структура биоценоза 12 Трофические связи (от греч. trophe – пища) – связи между популяциями, когда особи одной популяции получают пищу за счет особей другой популяции. Это может происходить путем поедания особей, питания отмершими органическими остатками или продуктами жизнедеятельности особей другого вида.






Биоценоз. Структура биоценоза 15 Топические связи (от греч. topos – место) – связи между популяциями, когда особи одной популяции используют особей другой популяции в качестве местообитания или испытывают их влияние на свою среду обитания. Птицы используют деревья и кустарники как места для гнездования.




Биоценоз. Структура биоценоза 17 Форические связи (от греч. phora – ношение) – связи между популяциями, когда особи одной популяции участвуют в расселении (распространении) особей другой популяции. Термин, предложенный В. Н. Беклемишевым (1951). В роли транспортировщиков выступают животные. Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией, перенос других, более мелких животных – форезией (от лат. форас – наружу, вон). Длинноязыкий листонос кормится. Для переноса пыльцы и семян растения используют всех, кто подвернётся, от пчёл до летучих мышей.


Биоценоз. Структура биоценоза 18 Форезия животных распространена преимущественно среди мелких членистоногих, особенно у разнообразных групп клещей. Она представляет собой один из способов пассивного расселения и свойственна видам, для которых перенос из одного биотопа в другой жизненно необходим для сохранения или процветания. Например, многие летающие насекомые – посетители скоплений быстро разлагающихся растительных остатков (трупов животных, помета копытных, куч гниющих растений и т. п.) несут на себе клещей, переселяющихся таким образом от одного скопления пищевых материалов к другому. Жуки навозники иногда ползают с поднятыми надкрыльями, которые не в состоянии сложить из за густо усеявших тело клещей. Форезия Форезия клещей на насекомых: 1 – дейтонимфа уроподового клеща прикрепляется к жуку стебельком из затвердевшей секреторной жидкости; 2 – форезия клещей на муравьях. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 19 Зоохория Перенос осуществляется обычно с помощью специальных и разнообразных приспособлений. Животные могут захватывать семена растений двумя способами: пассивным и активным. Пассивный захват происходит при случайном соприкосновении тела животного с растением, семена или соплодия которого обладают специальными зацепками, крючками, выростами (череда, лопух). Распространителями их обычно служат млекопитающие, которые на шерсти переносят такие плоды иногда на довольно значительные расстояния. Активный способ захвата – поедание плодов и ягод. Не поддающиеся перевариванию семена животные выделяют вместе с пометом. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 20 Примеры форических взаимоотношений Распространением семян растений занимаются не только птицы и звери огромную роль тут играют насекомые, в частности муравьи. Существует даже специальный термин мирмекохория, обозначающий распространение семян растений муравьями. Некоторые тропические рукокрылые питаются нектаром. Цветки много кактуса распускаю/пси по ночам и источают сильный запах, привлекающий летучих мышей. Пыльца переносится па шерсти зверька. Многие растения, например (Luffii acutangula), имеют яркие крупные цветки, привлекающие насекомых. Зрелая пыльца пристает к телу насекомого ч таким образом переносится от одного цветка к другому.


Биоценоз. Структура биоценоза 21 Фабрические связи (от лат. fabriсo – изготовлять) – связи между популяциями, когда особи одной популяции используют выделения или мертвые части тела особей другой популяции в качестве материала для строительства гнезд, нор, убежищ и др. Например, бобры сооружают бобровые хатки из стволов и ветвей деревьев. Некоторые птицы выстилают свои гнезда мхом, опавшими листьями, сухой травой, перьями и пухом и т.д. Бобровая хатка Гнездо зяблика


Биоценоз. Структура биоценоза 22 Птицы используют сухие веточки, траву, пух, шерсть для строительства гнезд. Например, аисты строят гнезда из веток деревьев и выстилают их сухой травой. Примеры фабрических взаимоотношений Муравьи используют опад хвойных деревьев, как основной строительный материал для муравейников.


Биоценоз. Структура биоценоза 23 Видовая структура биоценоза – это видовое разнообразие биоценоза и соотношение видов по их численности. Видовое разнообразие Видовое богатство – общее количество видов, обитающих в биотопе. Каждый вид в биоценозе представлен популяцией. Видовая насыщенность – количество видов, приходящихся на единицу площади или единицу объема биотопа.


Биоценоз. Структура биоценоза 24 Соотношение видов по их численности. В любом биоценозе есть виды, преобладающие по численности и занимающие большую площадь территории биотопа. Эти виды называются доминантными или доминантами. Например, в сосновом лесу – это сосна, в березовой роще – береза.


Биоценоз. Структура биоценоза 25 Доминанты, которые участвуют в формировании среды для всего сообщества (средообразующие виды), называются видами- эдификаторами. Эдификаторы верхового болота – это сфагнум и клюква, степей – ковыль, дубрав – дуб и т.д. Иногда эдификаторами могут быть и животные: бобры формируют бобровые ландшафты, копытные животные – степные ландшафты и т.д. Сфагум и клюква – эдификаторы верхового болота.


Биоценоз. Структура биоценоза 26 В зависимости от процентной доли особей данного вида в общей численности особей биоценоза – степени доминирования, их разделяют на категории: субдоминантные виды – это довольно многочисленные и часто встречающиеся в биотопе виды, но заметно уступающие по численности доминантным; малочисленные виды – это виды с небольшой численностью, изредка встречающиеся в биотопе; редкие виды – это виды с очень малой численностью, встречающиеся только в отдельных местах биотопа; случайные виды – это виды, нетипичные для данного биоценоза, и представленные здесь единичными экземплярами.


Биоценоз. Структура биоценоза 27 Пространственн ая структура биоценоза Вертикальная структура (ярусность) Горизонтальная структура (мозаичность) Пространственная структура биоценоза – закономерное расположение видов в биотопе, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.






Биоценоз. Структура биоценоза 30 Ярусность Надземная Подземная В лиственном лесу обычно включает пять растительных ярусов. I ярус образован деревьями первой величины (дуб, береза и др.). Ко II ярусу относятся деревья второй величины (черемуха, рябина и др.). III ярус – это подлесок из кустарников (лещина, крушина, бересклет и др.). IV ярус представлен высокими травами и кустарничками (папоротники, крапива и др.). V ярус составляют низкие травы и кустарнички (черника, брусника, земляника и др.). Обусловлена разной глубиной расположения корневой системы. Количество ярусов в ней меньше чем в наземной. К подземным ярусам относятся: подстилка, корневое пространство и минеральный слой. В подстилке начинается преобразование отмершего органического вещества в гумус (перегной). Здесь находятся мхи, грибы, лишайники, муравьи, жуки, улитки, пауки, черви.


Биоценоз. Структура биоценоза 33 В вертикальном направлении, под воздействием растительности, изменяется микросреда, включая не только выравненность и повышение температуры, но и изменение газового состава за счет изменений направления потоков углекислого газа ночью и днем, выделения сернистых газов хемосинтезирующими бактериями и т. п. Изменения микросреды способствуют образованию и определенной ярусности фауны от насекомых, птиц и до млекопитающих.


Биоценоз. Структура биоценоза 34 Животные приурочены к определенным ярусам фитоценоза. I ярус населяют листогрызущие насекомые (обитатели кроны деревьев). Во II ярусе обитают птицы и стволовые вредители (короеды, усачи, златки). В III и IV ярусах – копытные и хищные животные, некоторые грызуны. V ярус богат различными многоножками, жужелицами, шмелями, клещами и другими мелкими животными.



Биоценоз. Структура биоценоза 36 Эпифиты являются внеярусными организмами Эпифиты (от эпи... и греч. phytón растение), растения, поселяющиеся на других растениях, главным образом на ветвях и стволах деревьев, а также на листьях так называемые эпифиллы, и получающие питательные вещества из окружающей среды. Наиболее богаты ими влажные теплые области, особенно тропические леса, в которых встречаются как низшие, так и высшие растения- эпифиты (главным образом из семейства орхидных и бромелиевых). У эпифитов в процессе эволюции выработались приспособления для улавливания воды и минеральных веществ из воздуха. Это интересно знать!


Биоценоз. Структура биоценоза 37 Горизонтальная структура биоценоза (мозаичность) Помимо ярусности в пространственной структуре биоценоза наблюдается мозаичность изменение растительности и животного мира по горизонтали. Площадная мозаичность зависит от разнообразия видов, количественного их взаимоотношения, от изменчивости ландшафтных и почвенных условий. Мозаичность может возникнуть и искусственно в результате вырубки лесов человеком. На вырубках формируется новое сообщество. Мозаичность в лесном биоценозе

Актуализация опорных знаний
  • 1. Дайте определение популяции.
  • 2. Что определяет взаимодействие популяций?
  • (Определяет характер функционирования природного сообщества - биоценоза)
  • 3. Что представляет собой природное сообщество?
  • (совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга)
  • 4. Какие примеры природных сообществ вы можете привести?
  • (лес, степь, пустыня, река, море)
  • 5. Назовите примеры искусственных сообществ.
  • (поле, огород, парк, сад)
Мотивация деятельности учащихся
  • «…накопление знаний подобно росту дерева…»
  • (Винсон Браун)
  • На этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о сложной природной системе – биоценозе.
Ввод в новую тему
  • Расшифровка новых терминов: «биоценоз», «виды – доминанты», «ярусность»
  • Познавательная цель урока:
  • выяснить структуру биоценоза,
  • положение вида в составе биоценоза,
  • установить причины устойчивости биоценоза
Изучение нового материала
  • 1. Биоценоз как надорганизменный уровень организации жизни
  • Какие причины обусловливают видовой состав биоценоза?
  • Какие типы взаимодействия существуют между организмами в сообществе?
Составить схему «Биоценоз»
  • Составить схему «Биоценоз»
  • Растения
  • (фитоценоз)
  • Животные
  • (зооценоз)
  • Микро-
  • организмы
  • (микро-
  • биоценоз)
2. Видовая структура биоценоза
  • 2. Видовая структура биоценоза
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Прочитать текст учебника «Видовая структура сообщества», рассмотреть рис. 59, 60.
  • Проанализировать кривую соотношения видов по численности в биоценозе.
  • Сделать вывод.
  • (по данным показателям все виды, образующие биоценоз, делят на доминантов и редких – в сообществах важны и те, и другие)
  • (чем выше видовое разнообразие, тем стабильнее биоценоз)
3. Распределение видов в пространстве
  • 3. Пространственная структура сообщества
  • Работа с рис. «Пример ярусности в лесу»
  • Ярусы
  • Большие деревья
  • Малые деревья
  • Кустарники
  • Травы и кустарнички
  • Мхи и лишайники
  • Подстилка
4. Экологическая ниша вида - совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования вида. Сообщение учащегося о насекомых леса Работа в малых группах
  • Задание 1
  • Приведите доказательства правильности или ошибочности трактовки пословицей экологических закономерностей взаимосвязи организмов в сообществе
  • «Мужик березу рубит, а щепа по грибам и ягодам бьет»
  • Задание 2
  • Что помогает растениям приспособиться к жизни в едином сообществе?
  • Задание 3
  • Сравните число ярусов в разных лесных биоценозах: в смешанном лесу, в еловом, на злаково - клеверном лугу
  • З адание 4
  • Из предложенного списка организмов, составьте «этажи» леса
Задание на дом
  • Изучить § 15
  • Задание 1, 2 по вариантам к § 15
Рефлексия
  • Закончите предложения.
  • 1.Самым интересным для меня было …
  • 2. Мне понравилось…
  • 3. Я бы хотел …
  • 4. Я себя чувствовал на уроке…
  • 5. Мне было …