О дивный новый мир когда написан. Олдос хаксли - о дивный новый мир. Возвращение в дивный новый мир

Отсчитывается новое летоисчисление - Эра Т - с появления Форда Т . Потребление возведено в культ , символом потребительского бога выступает Генри Форд , а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком Т».

Согласно сюжету, люди не рождаются естественным путём, а выращиваются в бутылях на специальных заводах - инкубаториях. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями - от «альф», обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных «эпсилонов». Дети с момента зачатия готовятся к тем видам труда, который должны будут выполнять. Люди низших каст (будущие чернорабочие и обслуга) специально отупляются, их эмбрионы угнетаются этиловым спиртом и выращиваются с применением метода бокановскизации (почкование зиготы с целью её многократного деления и получения десятков однояйцевых близнецов). Для поддержания кастовой системы общества посредством гипнопедии людям прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам, а также ценности общества и основы поведения в нём. Ввиду технического развития общества значительная часть работ может быть выполнена машинами и передается людям лишь для того, чтобы занять их свободное время. Большинство психологических проблем люди решают с помощью наркотика - сомы , который не вызывает абстиненного синдрома, но убивает потребляющих его к возрасту около 60 лет. Благодаря достижениям медицины, к этому возрасту люди не успевают состариться и умирают молодыми и красивыми. Даже смерть они встречают весело, беспрерывно развлекаясь музыкой, телепередачами и наркотиками. Вместо нравственности людям с детства во сне внушаются примитивные гипнопедические установки на потребление, коллективизм и гигиену, например: «Сомы грамм - и нету драм!», «Лучше новое купить, чем старое чинить», «Чистота - залог благофордия», «А, бе, це, витамин Д - жир в тресковой печени, а треска в воде».

Института брака в описанном в романе обществе не существует, и, более того, само наличие постоянного полового партнёра считается неприличным, а слова «отец » и «мать » считаются грубыми ругательствами (причём если к слову «отец» примешан оттенок юмора и снисходительности, то «мать», в связи с искусственным выращиванием в колбах, едва ли не самое грязное ругательство). Уроки сексуального воспитания и сексуальные игры обязательны для всех детей, а взрослые ведут беспорядочную половую жизнь и смотрят в кино порнографию. Все это считается залогом психического здоровья: ведь по учению Фрейда, детско-родительские отношения и сексуальные запреты вызывают неврозы, поэтому и были устранены как вредные. Для нестерилизованных женщин обязательна контрацепция и уроки мальтузианства. В жизни общества ликвидировано все возвышенное и вызываюшее сильные чувства: любовь, религия, высокое искусство, свободомыслие и фундаментальная наука. Все это имеет свои плебейские заменители: безопасный секс и наркотики, культ Форда, индустрию массовых развлечений, внушение стереотипов без подлинных знаний и осмысления. Почти все люди счастливы примитивным, гедонистическим счастьем. Книга описывает жизнь различных людей, которые не могут вписаться в это общество. Ими становятся те, кто не усвоил всеобщий коллективизм и у кого развились индивидуальность и самосознание.

Героиня романа Ленайна Краун - медсестра , работающая на конвейере производства людей, член касты бета (плюс или минус, не сказано). Она состоит в связи с Генри Фостером. Но подруга Фанни Краун настаивает на том, чтобы Ленайна придерживалась порядка вещей и была с другими мужчинами. Ленайна признается, что ей приглянулся Бернард Маркс.

Бернард Маркс - альфа-плюсовик, специалист по гипнопедии, отличающийся от людей своей касты и внешне и психологически: низкий ростом, замкнут и большую часть времени проводит один, из-за этого обладает дурной репутацией. Про него ходят слухи, что «когда он был в бутыли, кто-то ошибся - подумал, что он гамма, и влил ему спирту в кровозаменитель. Оттого он и щуплый на вид». Дружит с Гельмгольцем Уотсоном - лектором-преподавателем на институтской кафедре творчества, с которым их единила общая черта - осознание своей индивидуальности.

Ленайна и Бернард летят на уик-энд в индейскую резервацию , где встречают Джона, носящего прозвище Дикарь, - белого юношу, рождённого естественным путём; он сын директора воспитательного центра, где они оба работают, и Линды, теперь опустившейся алкоголички, всеми презираемой среди индейцев, а некогда - «беты-минусовички» из воспитательного центра. Линду и Джона перевозят в Лондон, где Джон становится сенсацией среди высшего общества, а Линду помещают в больницу, где она остаток жизни предается сомоотдыху и вскоре умирает от передозировки наркотика.

Джон, влюблённый в Ленайну, тяжело переносит смерть матери. Юноша любит Ленайну неуместной в обществе возвышенной любовью, не смея признаться ей, «покорный обетам, которые никогда не прозвучали». Она искренне недоумевает - тем более, что подруги спрашивают её, какой из Дикаря любовник. Ленайна пробует соблазнить Джона, но он называет её шлюхой и убегает.

Психический срыв Джона ещё усиливается из-за смерти матери, он пытается объяснить работникам из низшей касты «дельта» такие понятия, как красота, смерть, свобода. Он срывает их ежедневную раздачу наркотиков, выбрасывает в окно таблетки сомы. Толпа бросается избивать его. Ему пытаются помочь Гельмгольц и Бернард, в результате чего всех троих арестовывают.

В кабинете Главноуправителя Западной Европы Мустафы Монда - одного из десяти, представляющих реальную власть в мире, - происходит долгая беседа. Монд откровенно признаёт свои сомнения по поводу «общества всеобщего счастья», тем более, что сам был некогда одарённым физиком. В этом обществе фактически под запретом наука , искусство, религия . Один из защитников и глашатаев антиутопии становится, по сути, рупором для изложения авторских взглядов на будущее религии и экономического устройства общества.

В результате Бернарда отправляют в ссылку в Исландию , а Гельмгольца - на Фолклендские острова . Монд при этом добавляет: «Я почти завидую вам, вы окажетесь среди самых интересных людей, у которых индивидуальность развилась до того, что они стали непригодны для жизни в обществе». А Джон становится отшельником в заброшенной башне. Чтобы забыть Ленайну, он ведёт себя неприемлемо по меркам гедонистического общества , где «воспитание делает всех не то что жалостливыми, но до крайности брезгливыми». Например, он борется со своими страстями и молится, вызывает у себя рвоту, чтобы очиститься от скверны цивилизованного мира и устраивает самобичевание , свидетелем чего становится репортёр. Джон становится сенсацией - уже во второй раз. О нем снимают фильм, после чего к месту его отшельничества слетаются на вертопланах сотни человек, чтобы поглядеть на диковинного «дикаря». Увидев прилетевшую Ленайну, он срывается, бьёт её бичом, крича о том, что она - блудница. Он не смог простить ей, что он боготворил ее, но она оказалась неспособной на любовь и верность, а только на бесстыдную сексуальность. Толпа зевак впадает в исступление, под влиянием неизменной сомы, начинается массовая оргия. Джон падает перед искушением и присоединяется к ней. Придя в себя, Джон, раздавленный чувством вины за совершенное грехопадение и крахом своей надежды убежать от искушений, кончает жизнь самоубийством .

Кастовая система общества

Разделение на касты происходит ещё до рождения. Выращиванием людей занимается Инкубаторий. Уже в бутылях зародышей делят на касты и прививают определённые склонности к одному роду деятельности и, наоборот, отвращение к другому. У химиков формируют стойкость к свинцу , каустической соде, смолам, хлору . Горнорабочим прививают любовь к теплу. Низшим кастам прививается отвращение к книгам и нелюбовь к природе (гуляя на природе, люди ничего не потребляют - вместо этого было решено прививать любовь к загородным видам спорта).

В процессе воспитания людям прививается любовь к собственной касте, восхищение к вышестоящей и пренебрежение к низшим кастам.

Высшие касты:

  • Альфа - ходят в одежде серого цвета. Наиболее интеллектуально развиты, ростом выше представителей других каст. Выполняют самую высококвалифицированную работу. Управленцы, врачи, преподаватели.
  • Бета - ходят в красном. Медсёстры, младший персонал Инкубатория.

Генетический материал низшим кастам берут у себе подобных. После оплодотворения зародыши проходят специальную обработку, в результате одна зигота почкуется до 96 раз. Это создает стандартных людей. «Девяносто шесть тождественных близнецов, работающих на девяноста шести тождественных станках». Затем зародышам значительно снижают подачу кислорода, отчего снижается умственно-телесный уровень. Низшие касты ниже ростом, интеллект снижен.

  • Гамма - ходят в зелёном. Рабочие специальности, требующие небольшого интеллекта.
  • Дельта - ходят в хаки .
  • Эпсилоны - ходят в чёрном. Обезьяноподобные полукретины, как их описывает сам автор. Не умеют читать и писать. Лифтёры, неквалифицированные рабочие.

Имена и аллюзии

Определённое количество имён в Мировом Государстве, принадлежащих выращенным в бутылках гражданам, можно связать с политическими и культурными фигурами, сделавшими большой вклад в бюрократические, экономические и технологические системы времён Хаксли, а также, предположительно, и в эти же системы «Дивного нового мира» :

  • Фрейд - «второе имя» Генри Форда, почитаемого в Государстве, которое он по необъяснимым причинам использовал, когда рассуждал о психологии - по имени З. Фрейда, основателя психоанализа.
  • Бернард Маркс (англ. Bernard Marx ) - по имени Бернарда Шоу (хотя не исключена отсылка и к Бернару Клервоскому или Клоду Бернару) и Карла Маркса .
  • Ленайна Краун (Lenina Crowne ) - по псевдониму Владимира Ульянова .
  • Фанни Краун (Fanny Crowne ) - по имени Фанни Каплан , которая известна, главным образом, как исполнитель неудавшегося покушения на жизнь Ленина. По иронии автора, в романе Ленайна и Фанни являются подругами и однофамилицами.
  • Полли Троцкая (Polly Trotsky ) - по фамилии Льва Троцкого .
  • Бенито Гувер (Benito Hoover ) - по имени итальянского диктатора Бенито Муссолини и президента США Герберта Гувера .
  • Гельмгольц Уотсон (Helmholtz Watson ) - по фамилиям немецкого физика и физиолога Германа фон Гельмгольца , и американского психолога, основателя бихевиоризма , Джона Уотсона .
  • Дарвин Бонапарт (Darwin Bonaparte ) - от императора Первой Французской империи Наполеона Бонапарта и автора труда «Происхождение видов » Чарльза Дарвина .
  • Герберт Бакунин (Herbert Bakunin ) - по имени английского философа и социального дарвиниста Герберта Спенсера , и фамилии русского философа и анархиста Михаила Бакунина .
  • Мустафа Монд (Mustapha Mond ) - по имени основателя Турции после Первой мировой войны Кемаля Мустафы Ататюрка , запустившего в стране процессы модернизации и официального секуляризма , и фамилии английского финансиста, основателя Imperial Chemical Industries , ярого врага рабочего движения, сэра Альфреда Монда (англ. ) .
  • Примо Меллон (Primo Mellon ) - по фамилиям испанского премьер-министра и диктатора Мигеля Примо де Ривера , и американского банкира и министра финансов при Гувере Эндрю Меллона .
  • Сароджини Энгельс (Sarojini Engels ) - по имени первой индийской женщины, ставшей президентом Индийского национального конгресса , Сароджини Найду и по фамилии Фридриха Энгельса .
  • Моргана Ротшильд (Morgana Rothschild ) - по имени банковского магната США Джона Пирпонта Моргана и по фамилии банкирской династии Ротшильдов .
  • Фифи Брэдлоо (Fifi Bradlaugh ) - по фамилии британского политического активиста и атеиста Чарльза Брэдлоу .
  • Джоанна Дизель (Joanna Diesel ) - по фамилии немецкого инженера Рудольфа Дизеля , изобретателя дизельного двигателя .
  • Клара Детердинг (Clara Deterding ) - по фамилии Генри Детердинга , одного из основателей «Royal Dutch Petroleum Company».
  • Том Кавагути (Tom Kawaguchi ) - по фамилии японского буддистского монаха Кавагути Экай , первого подтверждённого японского путешественника из Тибета в Непал.
  • Жан Жак Хабибулла (Jean-Jacques Habibullah ) - по именам французского философа эпохи Просвещения Жана-Жака Руссо и эмира Афганистана Хабибуллы-хана .
  • Мисс Кийт (Miss Keate ) - по фамилии одного из наиболее известных директоров Итонского колледжа Джона Кита (англ. ) .
  • Архипеснослов Кентерберийский (Arch-Community Songster of Canterbury ) - пародия на архиепископа Кентерберийского и решение Англиканской Церкви в августе 1930 об ограниченном использовании контрацепции.
  • Попе (Popé ) - от Попе , лидера восстания индейцев пуэбло , известного как Восстание пуэбло .
  • Дикарь Джон (John the Savage ) - от термина «благородный дикарь », впервые использованного в драме «Завоевание Гранады (англ. ) » Джона Драйдена , и позже ошибочно ассоциируемого с Руссо. Возможно является аллюзией на роман Вольтера «Дикарь» [ ] .
  • Генри Фостер (Henry Foster) - возможно, что имя персонажа произошло от небольшого изменения фамилии Форд, то есть персонаж является пародией на Генри Форда.

Возвращение в дивный новый мир
Brave New World Revisited
Жанр антиутопический роман [d] , пародия , научно-фантастический роман [d] , роман о политике [d] и философский роман
Автор

О дивный новый мир

Действие этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет 632-й год эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют - "Господь наш Форд". В государстве этом правит технократия. Дети здесь не рождаются - оплодотворенные искусственным способом яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах. Причем выращиваются они в разных условиях, поэтому получаются совершенно разные особи - альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Альфы как бы люди первого сорта, работники умственного труда, эпсилоны - люди низшеи касты, способные лишь к однообразному физическому труду. Сначала зародыши выдерживаются в определенных условиях, потом они появляются на свет из стеклянных бутылей - это называется Раскупоркой. Младенцы воспитываются по-разному. У каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определенного цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы - в зеленом, эпсилоны - в черном.

Стандартизация общества - главное в Мировом Государстве. "Общность, Одинаковость, Стабильность" - вот девиз планеты. В этом мире все подчинено целесообразности во благо цивилизации. Детям во сне внушают истины, которые записываются у них в подсознании. И взрослый человек, сталкиваясь с любой проблемой, тотчас вспоминает какой-то спасительный рецепт, запомненный во младенчестве. Этот мир живет сегодняшним днем, забыв об истории человечества. "История - сплошная чушь". Эмоции, страсти - это то, что может лишь помешать человеку. В дофордовском мире у каждого были родители, отчий дом, но это не приносило людям ничего, кроме лишних страданий. А теперь - "Каждый принадлежит всем остальным". Зачем любовь, к чему переживания и драмы? Поэтому детей с самого раннего возраста приучают к эротическим играм, учат видеть в существе противоположного пола партнера по наслаждениям. И желательно, чтобы эти партнеры менялись как можно чаще, - ведь каждый принадлежит всем остальным. Здесь нет искусства, есть только индустрия развлечении. Синтетическая музыка, электронный гольф, "синоощущалки - фильмы с примитивным сюжетом, смотря которые ты действительно ощущаешь то, что происходит на экране. А если у тебя почему-то испортилось настроение - это легко исправить, надо принять лишь один-два грамма сомы, легкого наркотика, который немедленно тебя успокоит и развеселит. "Сомы грамм - и нету драм".

Бернард Маркс - представитель высшего класса, альфа-плюсовик. Но он отличается от своих собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным.

Линайна Краун - девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких говорят "пневматичная"), Бернард ей приятен, хотя многое в его поведении ей непонятно. Например, её смешит, что он смущается, когда она в присутствии других обсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки. Но поехать с ним в Нью-Мексико, в заповедник, ей очень хочется, тем более что разрешение попасть туда получить не так-то просто.

Бернард и Линайна отправляются в заповедник, туда, где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили благ цивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются. В индейском селении Мальпараисо Бертран и Линайна встречают странного дикаря - он непохож на других индейцев, белокур и говорит на английском - правда, на каком-то древнем. Потом выясняется, что в заповеднике Джон нашел книгу, это оказался том Шекспира, и выучил его почти наизусть.

Оказалось, что много лет назад молодой человек Томас и девушка Линда поехали на экскурсию в заповедник. Началась гроза. Томас сумел вернуться назад - в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили, что она погибла. Но девушка выжила и оказалась в индей ском поселке. Там она и родила ребенка, а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому и не хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью. В поселке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у нее не было сомы, которая помогает забывать все проблемы; индейцы её презирали - она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась с мужчинами, ведь её учили, что совокупление, или, по-фордовски, взаимопользование, - это всего лишь наслаждение, доступное всем.

Бертран решает привезти Джона и Линду в Заоградныи мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Бертрану поручают знакомить Дикаря с благами цивилизации, которые его не поражают. Он постоянно цитирует Шекспира, который рассказывает о вещах более удивительных. Но он влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться "взаимопользованием", он приходит в ярость и называет её блудницей.

Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду. Для него это - трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу. Дeтeй c сaмoгo рaннeгo вoзpaстa водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями - все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в ней страдания. После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно убеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удается остановить, напустив на очередь пары сомы. А Дикаря, Бертрана и его друга Гельмгольца вызывают к одному из десяти Главноуправителей, его фордейшеотпу Мустафе Монду.

Он и разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество. Мустафа Монд рассказывает о том, что в юности он сам слишком увлекся наукой, и тогда ему предложили выбор между ссылкой на далекий остров, где собирают всех инакомыслящих, и должностью Главноуправителя. Он выбрал второе и встал на защиту стабильности и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. "Не хочу я удобств, - отвечает Дикарь. - Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех". Гельмгольцу Мустафа тоже предлагает ссылку, добавляя, правда, при этом, что на островах собираются самые интересные люди на свете, те, кого не удовлетворяет правоверность, те, у кого есть самостоятельные взгляды. Дикарь тоже просится на остров, но его Мустафа Монд не отпускает, объясняя это тем, что хочет продолжить эксперимент.

И тогда Дикарь сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает самое необходимое - одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь - Иисусу ли, индейскому ли богу Пуконгу, своему ли заветному хранителю орлу. Но как-то раз кто-то, случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь - лишь забавное и непонятное существо. "Хотим би-ча! Хотим би-ча!" - скандирует толпа. И тут Дикарь, заметив в толпе Линайну, с криком "Распутница" бросается с бичом на нее.

На следующий день пара молодых лондонцев приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.

Серия: 1 книга – О дивный новый мир

Год издания книги: 1932

Книга Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» стала образцом антиутопий для нескольких поколений. Этот роман не раз попадал в разнообразные рейтинги 100 лучших книг прошлого столетия, роман не раз экранизировался и даже запрещался в некоторых странах. В 2010 году Американская ассоциация библиотек даже включила роман в список «Самых проблемных книг». Тем не менее интерес к этому произведению Олдоса Хаксли все так же высок, а читатели относят его к тем книгам, которые меняют их мировосприятие.

Сюжет книги «О дивный новый мир» кратко

В книге Хаксли «О дивный новый мир» читать можно о событиях, развивающихся примерно в 2541 году. Но это по нашему летоисчислению. Согласно местного летоисчисления это 632 год Эры Форда. На нашей планете создано единое государство все граждане которой счастливы. В государстве существуют кастовая система. Все люди разделены на альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Причем каждая из этих групп может иметь еще знак плюс или минус. Член каждой группы людей имеет одежду определенного цвета и зачастую отличить людей из разных групп можно чисто визуально. Добиваются этого за счет того, что все люди выращиваются искусственно на специальных заводах. Здесь им искусственно задают требуемые физические и интеллектуальные характеристики, а затем в процессе воспитания внушают нужные качества, такие как призрение к низшей касте, преклонение перед высшей кастой, неприятие индивидуальности и многое другое.

На одном из таких заводов и работают главные герои книги Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Бернард Макс – доктор по гипнопедии, алфа-плюсовик и медсестра бета Ленайна Краун, которая работает на конвейере производства людей. Сюжет начинает разворачиваться, когда эти двое летят из Лондона в Нью-Мексико в специальный заповедник, где люди живут как раньше. Здесь они встречают молодого человека Джона, который отличается от других индейцев. Как оказывается он рожден естественным путем, бетой Линдой. Линда так же была здесь на экскурсии, но во время бури потерялась. Затем она родила ребенка, зачали которого еще до попадания в резервацию. Теперь она предпочитает спиваться в заповеднике, чем показаться в современном обществе. Ведь мать это одно из самых страшных ругательств.

Бернерад и Ленайна решают забрать Дикаря и Линду с собой в Лондон. Линду помещают в больницу, где она умирает от передозировки наркотиком – сомой. Этот наркотик в современном обществе употребляют для снятия стресса. Дикаря же пытаются познакомить с благами современного мира. Но он вырос на , поэтому ему чужды современные взгляды. Ему нравится Ленайна, но ее свободное отношение к любви его страшит. Он пытается донести до людей такие понятия как красота, свобода, любовь и в порыве гнева разбрасывает таблетки наркотиков во время их ежедневной раздачи. Утихомирить его пытаются Бернард и его друг Гельмгольцем. В итоге всех троих арестовывают и препровождают к Главноуправителю Западной Европы – Мустафе Монду.

В кабинете и Монды происходит увлекательный разговор. Оказывается, у этого человека так же развита индивидуальность. Когда его поймали, то предложили либо место управителя, либо быть сосланным на острова. Он выбрал первой и теперь стал рупором «счастливого общества». В результате Бернарда и Гельмгольцема ссылают на острова, и Мустафа им практически завидует, ведь там столько интересных людей, а Джон решает жить отшельником.

Главный герой книги «О дивный новый мир» Хаксли селится в заброшенной башне, сам выращивает хлеб и занимается самобичеванием, дабы забыть Ленайну. Однажды его самобичевание видят с вертоплана. На следующий день уже сотни вертапланов хотят посмотреть на это зрелище. Среди них и Ленайна. В порыве чувств он бьет ее бичем. Это вызывает всеобщую оргию в которой участвует и Джон. На следующий день его нашли повешенным в собственной башне.

Что же касается по книге Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» отзывов, то они практически единогласно носят положительный характер. Тот мир, который выстроил писатель, кажется очень жизнеспособным и для некоторых даже привлекательным. Его часто называют доработанным миром , но он во многом и отличается. Книга достаточно тяжелая, но ее сюжет увлекает и заставляет задуматься. Исходя из этого роман «О дивный новый мир» читать обязательно просто всем, кто жаждет примерять на себе мир абсолютного совершенства.

Роман «О дивный новый мир» на сайте Топ книг

Книгу Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» читать популярно вот уже не одно поколение. И она по праву занимает высокое место среди . Кроме того, благодаря своему фантастическому содержанию она попала в наш , а также в рейтинг . И учитывая интерес к произведению - это далеко не предел, и мы еще не раз увидим ее на страницах нашего сайта.
О дивный новый мир:

В своем жанре не лучшая, но достаточно интересная книга, особенно понравилось то, как автор ловко переходил с одной сцены к другой, потом обратно, а иногда балансировал на троих сценах, я впервые вижу такое, понравилось.
Кто-то говорит, что не испытал симпатию к героям, а я скажу обратное, со временем симптию читателя завоевывает то один герой, то второй, то третий. Единственный минус - действительно растянутая, но цепляет. Не поглощаешь страницы за день, но книга заставляет скучать по ней.

Оценка 4 из 5 звёзд от Niger 21.03.2019 14:20

Что меня всегда забавляло, так это вездесущие моралфобы с истеричными бомбежками в коммах. Те же моралфаги, только наоборот))

Оценка 4 из 5 звёзд от Брутал 06.10.2018 18:34

Кроме сцены с отсылкой на остров ничего не радует, так серо.

Оценка 3 из 5 звёзд от Сир Шурий 24.08.2018 22:49

Великолепное произведение, если уже довелось прочесть Оруэлла и Бредбери - однозначно рекомендую!

Оценка 5 из 5 звёзд от ila.punch 30.12.2017 21:19

Книга действительно шедевральная. Актульна будет еще долго, человек в глобальном смысле не сильно меняется.

Оценка 5 из 5 звёзд от mikhail.antipin 12.10.2017 10:26

Прочитала данное произведение после "451градус про Фаренгейту" Р.Брэдбери. "О новый дивный мир" понравился чуть меньше, так как местами затянут и оконцовка не очень понравилась - слишком утопично (поэтому твердая 4). А так, в целом рекомендую)) очень познавательно))

Оценка 4 из 5 звёзд от wise.owl 24.04.2017 16:35

почему у моралфагов так бомбит? отличная книга. Бога вам обесценили? Так он нужен только слабакам и глупым. Чайлдфри не нравится? Ну так давайте все будет как при совке: семья - ячейка общества и бла бла бла. Просто надо за собой следить и делать мир лучше вокруг себя, а не строчить ерунду в интернетиках)

Оценка 5 из 5 звёзд от Эдвард 09.03.2017 10:43

Господи Форде! Мы уже в этом всем живем!

Оценка 5 из 5 звёзд от Nad 05.02.2017 15:03

Оценка 5 из 5 звёзд от виктория 22.01.2017 01:26

Досить цікаво й легко читається! Сам сюжет в принципі непоганий, але не насичений. Втім, напевно дається в знаки те, що книга написана в 1932, а зараз 2017 рік.
Як на мене, то найбільш цікавими видалися останні розділи 16 та 17, в яких герої ведуть плідні дискусії про місце людини у всесвіті, про суспільні стандарти та про те, як має розвиватися цивілізація. Решта книги лише довга приамбула до цих висновків. Кінець хотілося б, щоб був трошки іншим.

Оценка 4 из 5 звёзд от Ілля 16.01.2017 13:30

По мне так автор, что называется был в теме, т.е. имел доступ к планам мирового закулисья. Для тех кто имеет уши да услышит. Ведь многое из того, что описал автор уже воплотилось в жизнь - беспорядочная половая жизнь поощряется, наркотики практически свободно, развивается общество потребления, всяческие чайлдфри и т.п., движение ЛГБТ, моральные устои повержены в забытие. Заметьте это 1932 год.

Оценка 5 из 5 звёзд от Александр 06.06.2016 12:47

Почему-то все 3 антиутопии (Замятин "Мы", Оруэлл "1984" и "Дивный мир") напомнили "В круге первом" Солженицына. И насколько "В круге первом" богаче языком и мыслями, насколько глубже!! Антиутопии, все эти 3, кажутся мне при мпогочисленных достоинствах (где-то афористичность языка, лёгкость и увлекательность чтения сочетается со сложностью породивших книгу проблем) несколько схематичными, будто не романы это, а сценарии для кино или даже для компьютерных игр... Может, я просто не люблю фантастику?.. У Солженицына же язык гораздо богаче, текст цельный, полнокровный, хочется читать и перечитывать, ибо не сюжетом единым... "В круге первом"-- не антиутопия по жанру, а кусочек реального страшного советского тоталитаризма, книга о сильных и слабых людях, о бюрократии и вырождении социализма, который, развившись из чудесной идеи, превратился в чудовище,медленно умирающее и продолжающее пожирать (тоже медленно...) свои жертвы... Если вам по душе пришлись (или прошлись по душе...) антиутопии, то "В круге первом" тоже понравится, этот роман выгодно отличается от утопий именно своей реальностью, а ещё-- атмосферой...

Оценка 4 из 5 звёзд от Ольга 14.05.2016 18:33

Сначала прочла "О дивный новый мир", потом взялась за "1984" Оруэлла, так как их все сравнивают. Теперь могу написать комментарий о своих собственных впечатлениях. "...дивный мир" не впечатлил, не прониклась. Начало обещало белее увлекательное чтиво, чем я получила. Потом мне было скучно, были мысли бросить читать. Мало событий, мир в книге меня угнетал и шокировал, от этого еще меньше хотелось в нем находиться, пусть даже это всего лишь книга. К героям не испытывала никакой симпатии (хотя они в этом не виноваты - мир такой), так что никто не заставлял за себя переживать. Хотя, конечно, был одни, не сразу, но был...
От книги осталось в памяти по большей части начало и концовка.

Оценка 3 из 5 звёзд от Tanya_led 12.09.2015 20:43

читается взахлеб

Оценка 5 из 5 звёзд от junesj 03.09.2015 14:54

В принципе, мне понравилась книга. Довольно много в ней выражено мыслей, над которыми стоит задуматься. Особенно выделяется начало книги, предисловие. Сама книга вызывает бурю эмоций и протеста. Но конец для меня стал слишком уж оборванным. Не успела втянуться, а она - Бац! - и закончилась.

Оценка 4 из 5 звёзд от Веселый Молочник 21.08.2015 15:50

Отличная вещь. Не на любого читателя, конечно. Странно здесь читать некоторые отзывы, сравнения с 1984. Можно провести некоторую параллель с другой антиутопией - "Мы" Замятина, ведь роман Хаксли вышел намного раньше "1984". Книга легкая и остроумная. Автор гениален, а кто не воспринял - лучше воздержитесь от комментариев, дабы... Советую.

Оценка 5 из 5 звёзд от avtooffer 02.08.2015 00:46

Интересная книга, заставляет задуматься, завораживает описанием нового штампованного общества, которое уже появилось в некоторых странах. Жаль людей.

Оценка 5 из 5 звёзд от eloxy 28.07.2015 23:32

Так, проблеми описані в книзі неймовірно актуальні сьогодні, хоча книга написана ледве не століття тому, читається легко... Але я ще ніколи так довго не читала книгу, нудна історія, принаймні закінчилася нетипово.

Оценка 3 из 5 звёзд от lera.dubych 29.03.2015 19:42

Понравилась

Оценка 5 из 5 звёзд от alex501007 25.02.2015 23:43

Мое мнение - книга намного сильнее и глубже, чем 1984 Оруэлла, как по литературному мастерству, так и по темам затронутым в ней, хотя на первый взгляд этого не кажется. Оруэлл более схематичен, ну и современен на целых 17 лет, здесь же все ближе именно человеческим переживаниям. Не стоит забывать, что Хаксли получил образование как литератор, а Оруэлл все же больше журналист и публицист, чем писатель.

Оценка 5 из 5 звёзд от xs15 29.01.2015 02:08

Книга интересна тем, что предвосхитила эру потребления, описала проблемы современного общества! Но читать её тяжело, Хаксли неважный писатель..

Оценка 4 из 5 звёзд от smetan4ik

Когда вы с увлечением читаете книгу, вы не заботитесь о том, чтобы запомнить все основные события и имена героев. Поэтому спустя пару лет вы вспомните только нечто, отдаленно напоминающее сюжет. Чтобы призвать память к ответу, предлагаем вам ознакомиться с кратким пересказом произведения. А для полного понимания изложенных событий советуем прочитать от «Литерагуру».

Тридцати четырёх этажное здание — «Центральный Лондонский Инкубаторий и Воспитательный центр», где висит вывеска, которая гласит: «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ». Внутри находится зал оплодотворения, где триста сотрудников склонили головы над специальными микроскопами. Директор ведёт лекцию, касающуюся текущего века: 632 год эры стабильности — Эры Форда, одновременно показывая процесс искусственного оплодотворения из пробирок.

Далее студентов, пришедших изучать описываемый выше процесс, ведут к яйцеклеткам, из которых появляются так называемые «расы»: альфа, бета, гамма, дельта и эпсилоны. Директор объясняет, что ради такой «стабильности» многим сотрудникам требуется большая внимательность при воспитании таких «детей».

Например, альфы представляют собой высшее звено — умственных работников, создающих технологии; эпсилоны же — низший сорт, которых создают только для тяжелой физической работы (им специально дают меньше кислорода для того, чтобы их физиологические показатели отличались от строения более высших каст). Однако «расы» определятся не только по внутреннему содержанию, но и по внешнему — цвету одежды. Подробный процесс рождения, который показывает мистер Форд, заключается в том, чтобы зародыши появлялись из специальных бутылей — это называется Раскупоркой.

Фостер и Директор решают пройти в вышеуказанный отдел вместе со студентами.

Глава вторая

Директор открыл дверь в «МЛАДОПРИЕМНИК. ЗАЛЫ НЕОПАВЛОВСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕОЛЕКСОВ». Мистер Фостер остался на другом этаже. Все помещение представляло собой большой детский сад, в котором правили няни.

Директор дает команду няням привести «ползунков», няни привозят большие тележки, в которых лежат дети, одетые в хаки — цвет дельты. Затем он даёт команду подвести ребятишек к стенду с книжками и цветами. Дети ринулись к красивым обложкам, но их обдало током. Процедура повторилась, больше малыши не ползли к заветным цветочкам и книжкам.

Директор объясняет эту меру необходимостью того, что дельт с детства отучают любить природу и литературу. На их эстетическое и умственное развитие не стоит «расходовать время Общества», ведь дельты должны выполнять определенные функции, и в их перечень не входит интеллектуальная и творческая деятельность. Иными словами: при возникновении любви к растениям, дельты начинают пользоваться транспортом, чтобы уехать на природу — это влечёт экономические затраты, которыми «страдало предыдущее общество». Директор ликует от такого умного решения обезопасить Общество от «ненужного потребления».

Далее герой рассказывает, как формируются мировоззрения каждой касты. Директор решает рассказать некую притчу о Рувиме Рабиновиче — польском мальчике, который по недосмотру родителей слышал ночью включённый радиоприёмник, транслирующий передачу Б. Шоу, и на утро повторил все слово в слово на английском языке — так открыли принцип запоминания информации во сне: гипнопедии. Студенты были в явном удивлении от услышанной истории, так как понятия «мать, отец, рождение» для них считались явной фантастикой и более того — неприятной темой.

Директор рассказывает студентом тонкости открытого метода: детям во сне дают такую информацию, которая потом усваивается ими как должное, как нерушимая истина, поэтому они даже не думают о переходе в другую касту, ибо у них все лучше, чем у других.

Глава третья

За зданием находился специальный парк для маленьких детей, играющих в странную игру, подкидывая мяч на специальное кольцо, которое вращало его и возвращало обратно. Детектор со студентами увидели в кустах 7-летних детей, играющих в сексуальную игру. Директор рассказал «историческую небылицу», заключающуюся в том, что раньше — до Эры Форда — сексуальные игры для детей были запрещены, и до 20-летнего возраста им не позволялось вступать в половые отношения — это заявление вызвало бурю смеха и бурю «охов». К компании подошёл его фордейшество Мустафа Морд — черноволосый человек среднего роста.

Пробило 4 часа. Из приёмников начали раздаваться голоса: «Первая смена окончена». Генри Фостер и помощник Главного предопределителя пошли к Бернарду Марксу — специалисту из отдела психологии.

Мустафа Монд — Главноуправитель Западной Европы, один из десяти, начал объяснять студентам «основы жизни»: «история — чушь», «жить в семье и иметь дом» — ужасно.

В это же время бетаминусовка Линайна Краун поднялась на 17 этаж и оказалась в «Женской раздевальной» с вибровакуумными массажными аппретами. Поздоровалась с Фани Краун, которая работала в Укупорочном зале; их фамилии совпадали, так как на миллиард жителей приходилось 10. 000 имён и фамилий.

Линайна и Фани разговаривали о том, что Фани прописали псевдобеременность, а так как она брюнетка с широким тазом, ей нужно было сделать это на 2 года раньше, а не в ее 19 лет. Фани узнала, что Линайна все ещё с Генри Фостером. 4 месяца — уже большой срок, это, по словам Фани, «уже неприлично». Линайна сказала, что Директор сегодня похлопал ее по ягодницам, Фани была приятно удивлена таким строжайшим приличием.

Монд в это же время объяснял студентам, что господь их Фрейд раскрыл опасности семейной жизни: она несет лишь страдание. Единобрачие и одна влюблённость — замкнутость и узкое русло, именно поэтому в Эру Форда дозволено все! Стабильность же — залог успеха, ибо только стабильность движет Общество.

Разговор Фани и Линайны зашёл о Бернарде, оказалось, что он альфа-плюсовик — самая высокая каста. Фани не поняла привязанности Линайны к Бернарду, так как он по общим меркам считался странным из-за частного «одиночества». Ходили слухи, что ему по ошибке испортили генетику еще в пробирке, поэтому неполноценен. Тем временем Бернард, услышав наставления о Линайне от Фостера, разозлился на порядок отношения к человеку, как к «котлете», которую всем предают.

Глава четвёртая

Встретившись в лифте с Бернардом, Линайна предложила ему съездить вместе в Нью-Мехико, однако он сконфузился и засмущался. В лифт зашёл эпсилон-минус, постоянно повторяющий слово «крыша», из динамика ему приказывали спускаться вниз — это вызвало смех.

Генри Форд ждал Линайну у себя в кабинете. Они пересели в машину и взлетели над Лондоном. Приземлились в Сток-Поджес и пошли играть в гольф.

Бернард открыл двери своего ангарного отсека и попросил дельта-минусовиков выкатить его вертоплан. Ему всегда было трудно разговаривать с низшими кастами, так как он сам был на них похож — по внешним характеристикам. Он был на 8 сантиметров ниже альф, а значит и щуплее.

Приземлившись на крыше Института технологии чувств, где издавались газеты «Ежечасные радиовести» для высших каст, «Гамма газета» и «Дельта-Миррор», Бернард пошел к Гельмгольцу Уотсону — красивому альфа-плюсовку, лектору-преподавателю. Они разговаривали о своей несчастливой жизни, а об этом, как известно, говорить было нельзя, ибо все у всех было идеально по общепринятым стандартам.

Глава пятая

Пока Линайна и Генри летели обратно, они обсуждали счастье быть определённой кастой. Например, если бы не было бы эпсилонов, не было бы физического труда, а значит, не было бы никакой технической стороны обслуживания, а это важная часть стандартизации. При этом эпсилон не может знать, что значит быть не-эпсилоном, в психике каждой расы заложены определённые идеалы. Это высшее проявление справедливости.

Они приземлись на крышу сорокаэтажного дома, где жил Генри, поужинали и отправились в обновлённое аббатство, где играла музыка. Танцы длились всю ночь, было принято 3 дозы сомы (наркотика, который погружал человека в счастье).

Бернарду раз в две недели, по четвергам, нужно было присутствовать в сходке единения: слушали Песнь Единения, танцевали в хороводе, пили сому.

Глава шестая

Первый день Линайны и Бернарда прошёл очень странно: Бернард не хотел лететь в Люксембург из-за толпы, не хотел принимать сому, которую ему предложила Линайна — «Сому ам! — и нету драм». Это гипнопедическая мудрость была не по нутру герою, ему надоели шаблонные сограждане.

Пока они летели над Ла-Маншем, между ними завязался разговор. Что, если бы Бернард не был психологически запрограммирован? Что он смог бы делать? Линайна ответила, что она счастлива по-настоящему, а вот ужасные вещи, которые говорит Бернард, ее пугают.

После приземления в Лондоне, на следующий день, Бернард зашёл в кабинет к Директору за подписью, но посмотрев внимательно на обычный листок, который ему приносят на подпись, Директор увидел слова «Нью-Мехико». Он был крайне удивлён насчёт этой резервации, но задумался о возрасте Бернарда — ему было 20 лет. Затем, он начал рассказывать про то, что ему тоже хотелось взглянуть на дикарей, и его желание осуществилось, но во время этого путешествия пропала его девушка, которую так и не могли найти. Бернард высказал своё сожаление и зря — это обстоятельство разгневало Директора.

Он принимался говорить Бернарду о том, что его «не радуют сведения о его внеслужебном поведении». Директор следил за репутацией сотрудников центра, а потому — Бернард был предупреждён. Как только он вышел, Директор принялся что-то писать.

Бернард рассказал про эту историю Гельмгольцу, но он не похвалил Бернарда и даже ничего не сказал, потому что, исходя из слов друга, он вышел победителем — а это хвастовство.

На «Синей Тихоокеанской ракете» Линайна и Бернард отправились в своё путешествие. Для пропуска нужна была специальная виза от Хранителя резервации, но он бесконечно долго говорил о дикарях, до сих пор рожающих детей и сохраняющих «первобытную» религию. Бернард и Линайна «освободились» от Хранителя, и тут пришло сообщение о том, что на место Бернарда ищут нового психолога, а его самого отправляют в Исландию (там был округ, где жили все недовольные изгнанники). Он принял 4 таблетки сомы и ознакомился с экскурсией.

После облёта по острову они приземлились в селении Мальпасараисо.

Глава седьмая

После долгой и утомительной дороги с индейцем, от которого «пахло», по словам Линайны, Бернард со своей спутницей увидели светлого юношу, непохожего на дикарей, играющих на барабанах, которые, кстати говоря, очень понравились Линайне. Бернард решил с ним познакомиться поближе.

Оказалось, что этот белокурый юнец родился и вырос в селе, а старый английский, на котором он разговаривает, он знает из книги Шекспира, которую нашёл в своей резервации. Молодей человек, пригласивший их в «хижину», позвал некую Линду. Зрелищу Бернара и Линайны предстала толстая светлая индианка, у которой отсутствовали передние зубы. Она была безмерно счастлива видеть «цивилизованных людей».

Линда — так звали незнакомку — объяснила названым гостям, что однажды, когда-то давно, она и ее спутник затерялись в джунглях, вот только он вышел, а она — нет. Она оказалась в индейском посёлке, где была «полная антисанитария» и где каждый принадлежал только одному человеку, поэтому она, со своими «причудами», которые ей заложило Общество, сразу не понравилась селению. Однако она нашла мужчину, забеременела и родила ребёнка, что, несомненно, считалось позором в цивилизации. Она свыклась с этой мыслью и пристрастилась к индейской водке, которая скрашивала ей одиночество.

Глава восьмая

Бернард, прогуливаясь с Джоном — так зовут юношу — решает спросить о его воспоминаниях. Джон рассказывает Бернарду о жизни с Линдой и о том, как она была несчастна. Однажды к ним домой зашёл высокий мужчина, который вытащил Линду из дома, тогда как Джон остался совершенно один. К ним домой множество раз заходил Попе: то воду поменять, то Линде помочь, но после таких визитов ее били палками женщины, а бедная дама не понимала, что она сделала не так.

Мальчишки дразнили Джона и Линду, пели песни и сочиняли небылицы. В 13 лет он увидел на полу книгу, которую, по словам Линды, принёс Попе. Джон рассказал, что он хотел убить Попе после того, как увидел его на кровати с Линдой, но, несмотря на 3 удара ножом в Попе, он не смог выполнить начатое.

После того, как его в 16 лет избили камнями, ему на крутой скале «открылись Время, Смерть, Бог». Бернард понял, что Джон так же одинок, как и он, и тогда он захотел взять их с Линдой с собой, на что юноша воскликнул: «О дивный новый мир, где обитают такие люди!».

Глава девятая

Пока Линда приняла дозу сомы, Бернард успел прилететь к Хранителю и позвонить Мустафе, чтобы уладить некоторые вопросы. Господин Монд был крайне заинтересован в научном исследовании «двух индивидов», которых Бернард собирался привести в Общество. Хранитель дал согласие и разрешение на данную «операцию».

Пока Бернард находился у Хранителя, Джон успел разочароваться в предстоявшей поездке, так как не нашёл Бернарда на его прежнем месте, поэтому он стал искать Линайну. Он увидел ее полуобнаженной на кровати и влюбился. Бернард прилетел на машине, чтобы забрать всю компанию. Джон все же решил ехать.

Глава десятая

В зале оплодотворения, куда была приглашена компания, мистер Форд и Директор обсуждали неслыханное нарушение общепринятых норм Бернардом. Как только появился виновник торжества, Директор при всём полном зале огласил своё решение об увольнении Бернарда с его поста, на что тот высказал своё негодование. У него теперь был козырь в лице «дикарей», ведь именно он их нашел. Зал ахнул.

Линда сразу узнала своего Томасика, которым оказался Директор, бросивший ее в «ужасном мире». Юноша признал в нем отца, но его «Отец!» заставило смеяться весь зал, тогда как Директор окончательно сконфузился и убежал.

Глава одиннадцатая

После скандала все мечтали увидеть Джона, но никак не Линду, которая вызывала отторжение своим внешним, непривычным для цивилизации, видом. Линда мечтала оказаться около телевизора, сомы и других недоступных ей вдали от дома чудес и, по настоянию доктора Шоу, она залегла к себе в комнату на долгое время.

Бернард был ослеплён успехом и побежал рассказывать Гельмгольцу о своих 6 девушках, которые от него в восторге. Друг не разделил его счастье, он лишь сказал, что ему от этого грустно. Бернард же наслаждался славой, пока в его руках был козырь — Джон. Ему было велено показать Дикарю все цивилизованное Общество, однако Джон не собирался принимать сому, смотреть фильмы, которые заставляла его смотреть Линайна, и смеяться со студентами над религией.

После очередного отказа Джона от ночи с Линайной, она приняла большую дозу сомы.

Глава двенадцатая

Утро началось со стука в дверь Джона. Бернард упорно просил его выйти к гостям, а особенно к архипеснослову Кентерберейскому, с которым он мечтал поужинать и, тем самым, закрепить статус. Однако Дикарь отказался встречаться с людьми, которых он не хочет видеть.

Линайна была абсолютно подавлена тем, что «не нравится Джону». Архипеснослов отказал Бернарду, пригласив с собой Линайну. Бернард горько рыдал и после принял 4 таблетки сомы.

Бернард очнулся от визита Джона, который сказал ему, что теперь «он похож на прежнего Бернарда». Тот решил восстановить дружеские отношения ещё с Гемгольцем, который принял его особенно радушно, что ранило Бернарда. Оказалось, Гемгольц тоже находился в конфликте с Властью из-за своего стихотворения о «ночной уединённости».

Гемгольц знакомится с Дикарем, и они вместе разговаривают о Шекспире, пересказанным Джоном.

Глава тринадцатая

Линайна, встретившись с Генри на работе, странно себя вела, отказавшись от ночи с Генри. Он посоветовал ей сходить к врачу, на что Линайна гневно оттолкнула от себя героя из-за его наставлений насчёт приема сомы.

Джон в своем номере ждал Гельмгольца, чтобы объявить ему о своей любви к Линайне, но на пороге стоял не он, а она. Дикарь признался девушке в своих чувствах и всячески намекал на брак, который принят у них в резервации. Героиня, поцеловав его, сняла с себя одежду — это вызвало небывалый приступ гнева со стороны возлюбленного. Он зажал ей руки, крича о том, что она «блудница». Линайна убежала в ванную.

Позвонил телефон, героиня слышала, как Джон испугался того, что кто-то серьёзно болен и находится при смерти. Он выбежал из комнаты. Испуганная девушка прошла к лифту.

Глава четырнадцатая

Линда находилась в специальной палате, где благоухали разные ароматы. Сестра была удивлена визитом Дикаря, который стремился увидеть пациентку. Однако когда он сказал, что Линда — его мать, она начала заметно смущаться.

Джон подошёл к кровати женщины, она узнала его лицо и заметно улыбнулась, когда он стал петь песни, под которые засыпал в детстве. Но тут в палату зашёл нескончаемый поток близнецов, глазеющих на Линду. Они обзывали ее «жирной», а одного слишком докучающего ребёнка Джон посмел толкнуть. Сестра строго настрого запретила это делать, так как дети сейчас проходят стадию смертовоспитания.

Линда перестала узнавать сына, она все время повторяла «Попе», что заставило Дикаря яростно трясти её в надежде, что она поймёт, что рядом с ней не Попе. Героиня умерла, в ее глазах остался ужас, а Джон принялся горько рыдать. В этот момент сестра спросила: «Кому дать шоколадку, дети? ».

Глава пятнадцатая

Выйдя на улицу, Дикарь увидел столпотворение людей, которые стояли в очереди за сомой. Именно тогда он понял, что «Линда жила и умерла рабыней, остальные должны быть свободными, мир нужно сделать прекрасным». Он принялся уверять всех в том, что сома — яд, тогда раздатчик стал искать чей-то номер в телефонной книге.

Начинается паника после слов Дикаря о том, что вся их жизнь — иллюзия. Народ еле-еле удалось успокоить, тогда прибежавших на голоса Бернарда и Гельмгольца вместе с Джоном отправляют к Мустафе Монду. Их задержала полиция.

Глава шестнадцатая

У себя в кабинете Мустафа Монд спрашивает Дикаря о том, почему ему не нравится их цивилизованное Общество, на что Джон отвечает стихами Шекспира. Оказалось, что Монд тоже знает Шекспира, молодой человек не понимает, откуда и зачем. Мустафа Монд объясняет, что он создаёт правила и сам их нарушает. По его мнению, знаменитый автор — прошлое, старьё, а обществу нужна стабильность и новизна. Герой говорит, что ради всеобщего счастья они пожертвовали искусством, и теперь у людей есть все то, о чем они мечтали: нет страха смерти, нет старости, зато есть масса доступных развлечений.

Монд объясняет, что если бы на свете не было бы альф, гам и эпсилонов, создалась бы нестабильность, а уж этого они никак не могут допустить. И если и возникают какие-либо проблемы, то им дают сому. Так же Мустафа Монд рассказал, что в юности ему дали выбор: уехать на остров инакомыслящих и отдаться науке или стать главноуправителем, и он выбрал второе. Таким образом, герой тоже многим пожертвовал ради порядка и стабильности.

После продолжительного разговора Мустафа оправил в ссылку Гельмгольца, а Джону запретил отъезд для того, чтобы «эксперимент продолжался». Бернард же умолял не трогать его, оставить все, как есть, ведь он очень боялся ссылки. Ради достижения цели он даже объявил, что во всем виноваты его товарищи, а не он. Весь разговор он трясся от страха за свою участь. В итоге Монд дал приказ успокоить его парами сомы, чтобы он проспался и принял свой жребий. Гельмгольц удалился за ним.

Глава семнадцатая

После того, как «друзья» Джона удалились, они с Мустафой остались наедине. Мустафа Монд пояснил Джону, что Общество так же пожертвовало религией, и что Бог существует, однако говорить об этом людям он не будет, так как этот Бог — стар, а новый пока не досягаем, так как меняется не Бог, а люди. Ибо в прошлом он проявлял себя так, как описано в Библии, а сейчас — своим отсутствием.

Джон был с этим не согласен, так как человеку свойственно верить в Бога из-за одиночества, на что Мустафа ответил, что в их цивилизованном обществе нет одиночества так же, как и героизма, и благородства. Так как в них с рождения уже заложена определённая программа поведения — это позволяет им быть счастливыми.

Дикарь заявляет, что имеет право на полноценную жизнь. Мустафа не препятствует ему.

Глава восемнадцатая

Джон пришёл к Гельмгольцу и Бернарду и сказал, что он «отравился цивилизацией» и ему срочно нужно уйти от неё. Друзья собираются в дорогу на остров, теперь Бернард принял свою судьбу достойно и даже извинился за свою трусость в кабинете Монда. Дикарь простил его. Он снова просился на остров, но ему не разрешили. Тогда он решил найти место в Лондоне, где мог бы уединиться. Они попрощались.

Джон начинает жить в заброшенном авиамаяке на свои последние деньги, которые позволяют ему купить все необходимое для жизни. Дикарь занялся сельским хозяйством, уверовал в силу самоистязания и начал бить себя бичом, чтобы изгнать из себя скверну.

Но однажды его, полуголого, видят проезжающие мимо люди, и все начинается сначала: толпа, крики. Он становится героем теленовостей, за них охотятся камеры и репортеры. Покою приходит конец. Он снова стал игровой обезьяной.

Как-то раз к нему пришла толпа зевак, которые хотели посмотреть, как выглядит бичевание. Джон, видя в толпе Линайну, действительно становится похож на настоящего Дикаря, который бросается на неё с бичом в руке. Он избивает девушку, но вскоре понимает, как он морально опустился.

Спустя день, лондонцы снова хотят увидеть Дикаря, но видят лишь повешенное тело Джона. Он совершил самоубийство.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!