Куда уходит память? Нарушения памяти в разном возрасте, причины патологии и пути решения проблемы К кому обратиться если проблемы с памятью

С возрастом иногда происходит ослабление памяти. Но с забывчивостью можно и нужно бороться. О том, как укрепить память простыми и доступными способами, рассказывает врач-невропатолог Московской городской поликлиники № 81 Ирина Илюмджиновна Цебекова .

Вообще-то, правильнее было бы сказать, что память слабеет не столько от возраста, сколько от плохого настроения. А посему с досадной забывчивостью лучше всего бороться, почаще вспоминая о хорошем. Поверьте, это не просто красивые слова: уже давно доказано, что положительные эмоции способны творить чудеса. В том числе и с памятью. А забывчивостью особенно страдают люди, которые испытывают тоску, апатию, находятся в состоянии стресса. Поэтому прежде всего постарайтесь избавиться от депрессии.

- Зависит ли память от того, как мы питаемся?

Конечно. Наш мозг страдает от неправильного питания не меньше, чем желудок. Именно от сбалансированного питания зависит качество памяти и продолжительность интеллектуальной жизни. Мозг, как известно, состоит из так называемого серого вещества, а его молекулы в свою очередь — из элементов, которые содержатся в пище.

- Что же нужно есть, чтобы поддерживать память в хорошей форме?

Прежде всего в пище должны присутствовать основные жирные кислоты. Из липоидов, этих жирных ненасыщенных кислот, состоит треть структуры мозга. Если их недостаточно или они плохого качества, нейроны — своеобразные "кирпичики" мозга — плохо функционируют и даже могут совсем исчезнуть, унося с собой наши воспоминания. Эти кислоты способствуют и хорошей циркуляции крови. А чем лучше она циркулирует, тем больше питательных веществ попадет в клетки мозга.

Поставщиками жирных кислот являются рыбий жир и некоторые виды - оливковое, соевое, рапсовое, подсолнечное, арахисовое. Полезно для памяти потреблять меньше мяса и больше жирной рыбы — сельди, тунца, скумбрии. Запасы железа пополнят мясо, картофель, бобовые. Морские продукты тоже способствуют силе запоминания.

Плохо, когда в организме не хватает глюцидов-углеводов. Это "топливо" для нейронов мозга. Так называемые медленные глюциды мы получаем из макаронных изделий, хлеба, картофеля. А вот "быстрый" сахар, который содержится в конфетах и пирожных, — плохой помощник для памяти, чрезмерное потребление этих сладостей может, наоборот, сказаться отрицательно.

Чаще всего забывают о протеинах, а именно они содержат аминокислоты, которые сам организм вырабатывать не способен. И это еще один довод в пользу рыбы — ешьте ее побольше. Есть протеины и в овощах, рекомендуется также потреблять злаковые и бобовые культуры — рис, чечевицу, красную фасоль.

Похлопывания по области груди и шеи. Встаньте прямо, расслабьтесь. Полусжатыми в кулак ладонями похлопайте: левой по правой области груди, правой — по левой области. Сначала в направлении сверху вниз, затем — снизу вверх. 200 раз по каждой стороне. Затем начинайте похлопывания по области спины: левой полусжатой в кулак ладонью по левой стороне спины, правой — по правой. 100 раз по каждой стороне.

Владимир АКУЛОВ

Трудно сказать, что же такое норма по отношению к памяти. Это индивидуально для каждого человека. Верхней границы для памяти не определено. Имеются описания суперпамяти, когда человек запоминает мельчайшие детали всего, с чем он сталкивается, но это редкость.

В официальных источниках память определяется как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это не только физиологический, но и культурный процесс.

Известно деление памяти на долговременную и кратковременную. Их соотношение у разных людей тоже неодинаково. Если у вас преобладает долговременная память, то, скорее всего, вы трудно запоминаете материал, но легко его воспроизведете через значительный промежуток времени. Если же, наоборот, вы быстро, «на лету» запоминаете, то, наверное, быстро и забываете. Это особенность кратковременной памяти. Оперативная память позволяет запоминать информацию до определенного момента.

Человек воспринимает память как что-то само собой разумеющееся, пока не столкнется с проблемой забывчивости. Видов нарушения памяти много, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс.

Причины ухудшения памяти

Для простоты можно разделить их на группы.

1) Связанные непосредственно с поражением головного мозга. К ним относятся такое поражения как черепно-мозговая травма (ЧМТ), инсульт (острое нарушение мозгового кровообращения), Онкологические заболевания головного мозга.

2) Ухудшение работы мозга из-за заболевания других органов и систем органов.

3) Внешние неблагоприятные факторы, Такие как недостаток сна, стрессовые ситуации, резкое изменение условий жизни, повышенные нагрузки на головной мозг, в том числе на память.

4) Хронические интоксикации. К ухудшению памяти ведет злоупотребление алкоголем, лекарственными препаратами (особенно транквилизаторами, седативными), курение, наркомания.

5) Возрастные изменения в головном мозге.

Память связана с разными модальностями. Есть зрительные, слуховые, двигательные модальности. Их сочетание и преобладание индивидуально. Кто-то легче запомнит, если проговорит материал вслух. Другому легче вспомнить, как выглядит страница, на которой написана нужная информация или представит себе ящички картотеки, где он якобы положил нужный файл. Третьему легко припомнится информация с помощью логической схемы или ассоциативной связи. Четвертый напишет конспект.

Разные зоны мозга связаны с разными функциями, способствующими памяти. Например, височные отделы отвечают за восприятие слуха и речи. Затылочно-теменные области создают зрительное и пространственное восприятие, причем отделы правого полушария дают цветовые, оптико-пространственные и лицевые восприятия, а левого полушария - буквенные и предметные. Нижнетеменные области отвечают за действия руки и речевого аппарата. При их поражении человек не может узнать предметы наощупь (астереогнозия).

И в зависимости от того, какая зона мозга пострадала, будут нарушены и соответствующие виды памяти.

В последнее время появляется все больше и больше достоверных сведений о влиянии гормонов на процессы мышления и памяти. Отмечается положительное влияние вазопрессина, тестостерона, эстрогена, пролактина на ускорение обучения, стимуляцию внимания, переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Окситоцин же оказывает противоположное действие, этим обусловлено ухудшение памяти, забывчивость у женщин после родов и при кормлении ребенка грудью.

Заболевания, приводящие к ухудшению памяти

Рассмотрим заболевания, при которых чаще всего отмечаются проблемы с памятью.

В первую очередь, как наиболее частые, это черепно-мозговые травмы . При них практически всегда появляются жалобы на ухудшение памяти, причем тем больше, чем серьезнее травма. Для ЧМТ также характерны явления ретроградной и антероградной амнезии. В этом случае человек не помнит не только момент травмы, но и события предшествующие и последующие ему. Иногда на этом фоне появляются конфабуляции и галлюцинации. Конфабуляции - это ложные воспоминания, производимые самими человеком. Например, на вопрос о том, что он делала вчера, больной расскажет, что ходил в театр, гулял в парке и ел мороженое. На самом же деле он не выходил из квартиры или палаты, так как давно болен. Галлюцинации - это патологические образы, которых не было и не могло быть.

Довольно распространенная причина ухудшения памяти - это нарушение кровообращения головного мозга . вызывает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга и нарушение его работы, в том числе ухудшение памяти. В последнее время атеросклероз стал частой причиной ухудшения памяти у молодых людей, хотя ранее выявлялся преимущественно у пожилых. К тому же это является провоцирующим фактором развития острого нарушения мозгового кровообращения. развивается в той или иной зоне мозга, прекращая доступ к ней крови практически полностью. Это грубо нарушает функции этих зон и память в их числе.

Сходную симптоматику можно наблюдать и при . Одним из грозных осложнений его является ангиопатия - поражение сосудов, при котором отмечается утолщение стенки сосудов и закрытие мелких сосудов. Это ведет к нарушению кровообращения всех органов, в том числе и головного мозга, и как следствие, ухудшается память.

Ухудшение памяти может быть первым признаком заболеваний щитовидной железы , связанных с недостатком выработки ее гормонов (гипотиреоз). Последние на 65% состоят из йода. Снижение памяти в этом случае сочетается с повышением массы тела, появлением депрессии, апатии, отеков, слабости мышц, раздражительностью. Для профилактики йододефицита в первую очередь следует скорректировать рацион, добавив туда такие продукты, как йодированную соль и молокопродукты (последние предпочтительнее), морскую капусту и морскую рыбу, хурму, твердый сыр и орехи.

Возможно применение физиотерапевтических методов, например электрофорез с интраназальным (черезносовым) введением препаратов глютаминовой кислоты.

Психолого-педагогическая коррекция также с успехом применяется для помощи пациентам с ухудшением памяти. С помощью педагога пациент учится запоминать, используя другие функции мозга вместо пораженных. Например, если человек не может запомнить слова, произнесенные вслух, то, представив зрительный образ, означающий то же слово, запоминание возможно. Это трудная, долгая, кропотливая работа. Необходимо не только научиться запоминать с помощью других связей в головном мозге, но и довести этот процесс до автоматизма.

Данный симптом представляет опасность только как неблагоприятный прогностический признак, указывающий на прогрессирование другого заболевания. К тому же это нарушает социальную адаптацию пациента, ухудшает его качество жизни.

К какому врачу обратиться при ухудшении памяти

Если вы подозреваете у себя нарушение памяти, то вам стоит обратиться к неврологу, нейропсихологу или терапевту, которые проведут дополнительное обследование. Но кое-что вы можете сделать сами и начать прямо сейчас.

Известно, что чаще всего, когда пациент жалуется на нарушение памяти, на поверку оказывается, что основная причина - в нарушении внимания.

Это очень свойственно пожилым людям и школьникам. События и информация недооцениваются, воспринимаются мимолетно, особенно если ситуация привычна человеку. И такое положение дел довольно трудно переломить. Единственный выход - постоянная работа над собой, тренировка внимания и памяти: фиксируйте важные данные на бумаге, ведите дневник, овладейте устным счетом в совершенстве.

Такой метод тренировки работы мозга хорошо описан в книге американского профессора Лоуренса Катца. Эти упражнения активизируют работу мозга, способствуют созданию новых связей и ассоциаций, задействуют различные отделы мозга.

Вот некоторые из этих упражнений:

Старайтесь выполнять привычные действия с закрытыми глазами.
- Если вы правша, попробуйте делать что-то левой рукой (для левши - правой): причесываться, писать, чистить зубы, надеть наручные часы на другую руку.
- Освойте шрифт Брайля (система чтения и письма для слепых) или язык жестов, хотя бы азы.
- Научитесь печатать на клавиатуре всеми десятью пальцами.
- Освойте новый вид рукоделия.
- Научитесь различать монеты разного достоинства наощупь.
- Читайте статьи о том, чем раньше никогда не интересовались.
- Старайтесь бывать в новых местах, знакомиться с новыми людьми.
- Пытайтесь говорить на незнакомых языках.

Мозг тоже постоянно нуждается в тренировках. И помните, что то, насколько долго Вы будете «в здравом уме и твердой памяти» зависит в большей степени от Вас.

Москвина Анна Михайловна, врач-терапевт

Видео по теме

Способность сохранять и восстанавливать в сознании прежний опыт, переживания и впечатления - важнейшая функция человеческого мозга. Фактически память - это сам человек. Расстройства пямяти значительно ухудшают качество жизни, и каждый из нас хотел бы сохранить эту высшую психическую функцию на долгие десятилетия. Но не всё зависит от желания человека. Нарушения памяти могут возникать в любом возрасте. Расстройства бывают количественными или качественными. В первом случае происходит выпадение отдельных фрагментов, во втором - возникает путаница из реальных воспоминаний разного времени и воображаемых.

Виды проблем с памятью

Память человека - это комплекс сложных механизмов психики, который, несмотря на внушительный объём исследований, остаётся загадкой для учёных. До сих пор им не удалось определить конкретные участки головного мозга, отвечающие за работу памяти. Традиционно считается, что память является встроенной частью единого психического аппарата, а не отдельной записывающей машиной.

Память обеспечивает фиксацию, хранение и воссоздание различных фактов, знаний и умений.

Степень запоминания отдельно взятого человека определяется совокупностью факторов, таких как побуждение (стимул), эмоциональная составляющая, концентрация внимания, индивидуальные свойства психики. Даже незначительное нарушение способности к запоминанию сопряжено с ощутимым дискомфортом.

В нашем мозге отсутствует специализированный участок, отвечающий сугубо за функцию памяти

Основные виды нарушений памяти перечислены ниже:

  1. Амнезия. Провалы в памяти относительно недавних важных событий или фрагментарные воспоминания. Потеря памяти в этом случае часто бывает временной. Восстановление воспоминаний происходит в хронологическом порядке. События, предшествующие амнезии, чаще всего утрачиваются памятью навсегда. Виды:
    • диссоциативная амнезия - утрата воспоминаний об эмоционально травмирующих событиях, относится к разновидностям природных свойств памяти, вытесняющих болезненные воспоминания в сферу бессознательного; воспоминания возможно восстановить с помощью работы с психоаналитиком или благодаря гипнозу;
    • ретроградная амнезия - потеря фрагментов памяти на события, произошедшие непосредственно перед травмой черепа;
    • антероградная амнезия - утрата воспоминаний, следующих за травмой или стрессом;
    • фиксационная амнезия - неспособность запоминания и воспроизведения текущих событий, совпавших с травмой.
  2. Гипомнезия. Врождённое или приобретённое прогрессирующее ухудшение памяти. Снижение способности к запоминанию и воспроизведению цифровых, терминологических данных, названий, имён. У пожилых людей характеризуется постепенной утратой воспоминаний от настоящего к прошлому.
  3. Гипермнезия. Патологически гипертрофированная способность к запоминанию, часто относящаяся к определённым видам или формам памяти (запоминание излишних деталей, информации, не несущей смысловой нагрузки и т. д.).
  4. Парамнезия. Качественное искажение памяти, для которого характерны ложные или спутанные воспоминания разных времён, а также событий реальных и выдуманных. Виды парамнезий:
    • конфабуляция - ложные воспоминания или комбинации реально имевших место событий с вымышленными, когда больной повествует о ранее будто бы совершённых поступках, достижениях, несуществующем богатстве или преступных деяниях;
    • псевдореминисценция - путаница воспоминаний, когда больной замещает забытое недавнее событие фактами, что имели место в далёком прошлом;
    • криптомнезия - подмена собственных воспоминаний сведеньями, полученными из книг или других информационных источников, приписывание себе чужих идей творчества (невольный плагиат);
    • эхомнезия - восприятие происходящего как ранее уже пережитого в реальности или во сне, в качестве продолжения этих событий;
    • палимпсест - выпадение из памяти фрагментов происходившего во время алкогольного опьянения.

Причины расстройств памяти

Бывают совершенно разные причины для ухудшений памяти. Наиболее распространённые включают: синдром хронической усталости, психическое истощение, травмы головы, возрастные изменения, старческие деменции, алкогольную зависимость, токсические отравления организма, дефицит микро- и макроэлементов. Конкретные причины более характерны для тех или иных возрастных категорий.

У детей

Расстройства памяти у детей могут быть вызваны врождёнными или приобретёнными состояниями. К первым относится задержка или неполное психическое развитие, ко вторым - проблемы с запоминанием информации, амнезия как следствие получения травмы, психической болезни, перенесённой комы.

Фрагментарные нарушения памяти в детском возрасте чаще всего обусловлены совокупностью ряда факторов, включая нездоровую психологическую атмосферу в семье или дошкольном/школьном учреждении, хроническую повышенную утомляемость (иногда по причине частых респираторных инфекций), недостаточное поступление в организм витаминов и макроэлементов.

В молодом и среднем возрасте

Во взрослом возрасте причин для расстройства памяти также достаточно. Начиная с хронического стресса на работе и в семье, оканчивая серьёзными неврологическими заболеваниями (идиопатический синдром паркинсонизма) и поражением головного мозга (энцефалит). Связаны с частичной утратой функции памяти и психические болезни, в их числе - неврозы, депрессивные расстройства, шизофрения.

Существенное влияние на функцию памяти оказывает поражение сосудов головного мозга и недостаточность его кровообращения. Сюда можно отнести заболевания эндокринной системы (диабет, дисфункция щитовидной железы), сосудов, хронически повышенное АД.

У пожилых

В старости основная часть расстройств памяти связана с нарушением мозгового кровообращения в результате возрастного износа сосудистой системы. Метаболический процесс в нервных клетках также терпит негативные изменения. Одна из наиболее распространённых причин серьёзных проблем с памятью у возрастных пациентов - болезнь Альцгеймера.


Болезнь Альцгеймера - нейродегенеративное заболевание, которое постепенно поражает различные аспекты памяти

Естественный процесс старения сопровождается снижением остроты памяти, но происходит это достаточно плавно. В первую очередь пожилому человеку становится всё сложнее запоминать недавние события. При этом память на далёкое прошлое может сохраняться весьма ясной, старик помнит давно происшедшее в деталях. Участившаяся забывчивость нередко провоцирует страх и неуверенность в себе у людей в летах, а также тревогу и даже депрессивные состояния.

Как бы там ни было на ухудшение запоминаемости предъявляют жалобы не менее половины людей после 65 лет. Тем не менее немолодые люди нечасто сталкиваются с ощутимым дискомфортом благодаря медленному протеканию процесса старения. При резком и стремительном ухудшении памяти высок шанс на развитие старческой деменции, если вовремя не предприняты спасительные меры.

Симптомы при ухудшении памяти

Симптомы, которые вызывают подозрение на проблемы с запоминанием и могут расцениваться как проявления ухудшения когнитивной (познавательной) функции, включают:

  • снижение концентрации внимания (неспособность сосредоточиться и зафиксировать внимание на теме или объекте более или менее продолжительное время);
  • снижение способности переключения внимания (чрезмерная фиксация на одной теме и повторяющийся возврат к ней после короткого отвлечения);
  • состояние заторможенности;
  • систематические нарушения повседневного распорядка дня;
  • признаки апатии или депрессивного состояния (потеря аппетита, суицидальные настроения).

Диагностика при проблемах запоминания

Диагностику нарушений памяти проводит невропатолог. Существуют различные диагностические методики для выявления нарушений памяти. Важно понимать, что всё они стандартизированны, а свойства памяти у каждого индивидуума имеют свои особенности. Понятие нормы является довольно условным. Но очевидные нарушения определить с помощью ниже приведённых методов более, чём реально.

Сначала врач предлагает пациенту просмотреть набор из нескольких десятков карточек с изображениями разных предметов. Просмотр карточек осуществляется довольно бегло, после чего испытуемый должен назвать максимальное число предметов, которые он смог запомнить, в хаотичном порядке. Оценив процент правильных ответов, врач делает вывод о состоянии памяти пациента. Если пациенту удалось запомнить около 2/3 всех изображений (например, 20 из 30), то такой результат соответствует норме и с памятью у человека проблем не имеется.


Диагностика образной (визуальной) памяти проводится при помощи карточек с изображениями

Затем пациенту может быть предложен второй набор карточек, с которым потребуется проделать аналогичные действия. Резкие различия в результатах выявят сниженную способность концентрации внимания и запоминания (мнестическая функция).

Подобным образом проверяется не только зрительная, но и слуховая память, только картинки не показывают, а озвучивают вслух изображённые на них предметы. Если пациенту удалось воспроизвести около 60–70% информации, это говорит об отличном результате.

Ещё один метод проверки памяти - это перечисление не связанных между собой слов в определённой последовательности (2–4 повтора). Пациента просят озвучить запомнившиеся слова сразу после теста и через 30 минут. Фиксируются правильные ответы, по которым можно сделать выводы о степени внимания испытуемого. Аналогично могут использоваться искусственные слова, лишённые смысловой нагрузки. Если пациенту удалось запомнить более половины из 10–20 слов, то его функция запоминания соответствует норме.

При подозрениях на серьёзные органические нарушения, связанные с сосудами головного мозга, применяются диагностические методы нейровизуализации: КТ или МРТ. Магнитно-резонансная томография, как метод выбора при подозрении на болезнь Альцгеймера, выявляет характерные признаки дегенеративного процесса в мозге:

  • снижение количества серого вещества;
  • увеличение полости желудочков мозга;
  • обнаружение включений (бляшек) на стенках артерий.

Принципы коррекции и лечения в зависимости от причин

Методы лечения и коррекции когнитивных расстройств напрямую зависят от установленного диагноза. Нарушение мозгового кровообращения - острое и хроническое - возникают как следствие заболеваний сердца и сосудистой системы. Следовательно терапия в этом случае нацелена на борьбу с такими патологиями, как сердечные болезни, гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга.

В условиях развития атеросклероза, который оказывает влияние на объём движения крови по сосудам, необходимо назначение препаратов, препятствующих образованию тромбов (Клопидогрел, Ацетилсалициловая кислота).

Если установлено, что у человека значительно превышены показатели , не корректирующиеся с помощью диеты, то необходим приём препаратов, снижающих уровень липидов, или жиров (Аторвастатин, Симвастатин).

Важно устранить факторы, снижающие кровоснабжение головного мозга, такие как курение, малоподвижный образ жизни, избыточный вес, сахарный диабет.

Состояние недостаточности кровоснабжения головного мозга опасно гибелью клеток в результате сужения или закупорки мелких сосудов. В этом случае уместно назначение нейропротекторной терапии. Такое лечение обеспечивается специальной группой препаратов под названием ноотропы. Эти лекарственные средства повышают устойчивость головного мозга к разнообразным вредным воздействиям, таким как избыточная нагрузка или кислородное голодание. Они представлены нейропротекторами и ноотропами прямого действия. К первым относятся такие группы лекарств:


Ноотропные средства прямого действия включают:


Натуральным растительным средством, обладающим ноотропным действием, считается экстракт гингко билоба. Препараты на основе этого растения обладают выраженным эффектом, нормализующим кровообращение головного мозга. Настойки женьшеня и лимонника китайского применяют для общего поднятия сосудистого тонуса при склонности к пониженному АД.

Комбинации ноотропов с антидепрессантами или успокоительными средствами назначаются при сопутствующей дисфункции со стороны вегетативной нервной системы. В этом случае показано обследование эндокринной функции с целью выявления возможных нарушений в работе щитовидной железы.

Ноотропные средства применяют в лечении расстройств памяти различного происхождения, но обязательно в комбинации с терапией основного заболевания.

Как тренировать память

Человеческий мозг, как и мышцы нашего тела, нуждается в постоянных тренировках для поддержания когнитивных функций на должном уровне. Здоровому человеку достаточно уделять всего 5 минут в день упражнениям на развитие памяти.

Один из наиболее доступных и эффективных методов тренировки памяти и мышления - решение арифметических задач. Начать можно с простых примеров:

  • 487–93 =?
  • 235:5 =?
  • 27*6 =?

Решать примеры и задачки необходимо в уме, не используя вспомогательные электронные девайсы. Математические вычисления ускоряют функции мышления и анализа. Размышляя над арифметическими задачками, вычисляя проценты скидок в сезон распродаж, подбивая сумму чека без калькулятора, мы тем самым обеспечиваем хорошую тренировку нашему мозгу.


Специальные техники позволяют с лёгкостью запоминать слова, цифры, пиктограммы, тренировать воображение

Отличным упражнением для памяти является запоминание случайных чисел, номеров телефонов, совокупности предметов, слов, не связанных между собой по смыслу. Для облегчения задачи можно выстраивать различные ассоциативные ряды, которые помогают логически группировать те или иные слова, символы. Например, цифра 0 (ноль) визуально напоминает яйцо, цифра 1 - свечу, 4 - парусник, а 8 - снеговика. В графическом изображении таких слов или цифр могут использоваться различные цвета. Запомнить не только символ, но и его цвет - задача более сложная, не для новичков.

Коррекция образа жизни

Состояние памяти, особенно с возрастом, во многом определяется генетическими данными, включая склонность к определённым заболеваниям, таким как деменция по альцгеймеровскому типу. Но не менее важную роль играет образ питания и способ жизни. Ниже приведено несколько научно обоснованных советов, позволяющих поддерживать свои когнитивные способности в любом возрасте:

  1. Ограничьте употребление сладкого. Большое количество сахара в рационе может стать причиной различных проблем со здоровьем, в том числе ухудшения когнитивной способности мозга. У людей, регулярно злоупотребляющих сладкими напитками и кондитерскими изделиями, уменьшается объём мозга, в частности, участка, ответственного за кратковременную память. Сократив количество вредных углеводов, можно улучшить не только состояние памяти, но и общее здоровье.
  2. Принимайте диетические добавки на основе рыбьего жира. Полиненасыщенные жирные кислоты (эйкозапентаеновая кислота омега-3 и докозагексаеновой кислота), которыми богат рыбий жир, защищают сердце от заболеваний, вызванных избыточным повседневным стрессом и тревогой; снижают воспалительную реакцию в организме. Согласно клиническим исследованиям, длительный - не менее года - приём концентрированных добавок рыбьего жира значительно улучшает состояние оперативной и эпизодической памяти у людей после 65 лет с умеренным когнитивным расстройством.
    Рыбий жир содержит полиненасыщенные жирные кислоты, которые защищают наше сердце, сосуды и мозг
  3. Займитесь практикой медитации. Техники медитации отлично снимают напряжение и расслабляют. По некоторым данным, практикование медитативных техник повышает объём серого вещества, содержащего нейроны. Возрастные изменения приводят к уменьшению серого вещества в мозге, что негативно влияет на функции познания и памяти. Психические упражнения обостряют краткосрочную память и улучшают показатели визуально-пространственной рабочей памяти в любом возрасте.
    Регулярная практика медитации повышает объём серого вещества в мозге в любом возрасте
  4. Нормализуйте массу тела. Как демонстрируют многие клинические исследования, ожирение существенно повышает риск снижения когнитивной деятельности. Любопытно, что ожирение фактически может стать причиной генетических изменений, связанных с функцией памяти. Избыточный вес также неизменно приводит к инсулинорезистентности и росту уровня , что становится причиной диабета 2 типа. Ожирение относится к существенным факторам риска развития деменции по альцгеймеровскому типу.
  5. Тренируйте внимательность и осознанность. Самоосознанность - это психическое состояние фокусировки на текущем моменте, внимательное отношение к собственным ощущениям от окружающего пространства. Практиковать осознанность можно в рамках медитации или отдельно, как некую умственную привычку, навык. Осознанность эффективно снижает стресс и способствует повышению концентрации внимания.
  6. Не игнорируйте физическую активность. Для здоровой работы мозга важно заниматься не только психическими практиками, но и регулярно посвящать время занятиям спортом. Так, даже несложные ежедневные занятия по 15–20 минут на стационарном велотренажёре заметно улучшают когнитивные возможности мозга у людей от 18 до 95 лет, согласно исследованиям. Тренировки усиливают выработку нейропротекторных белков и улучшают рост и развитие нейронов, что уменьшает риск наступления деменции в позднем возрасте.

Профилактика

Следование правилам здорового образа жизни - лучшая возможность избежать ухудшения памяти раньше срока. Важную роль играет своевременная терапия системных заболеваний, включая сахарный диабет, артериальную гипертензию. Необходимо внимательно относиться к режиму дня, чередуя работу с отдыхом, обеспечивая ночной сон не менее 8 часов, чтобы органы и системы успевали восстанавливаться.

Не следует злоупотреблять низкокалорийными диетами. Мозг для своей деятельности потребляет не менее 1/5 энергетических поступлений от приёмов пищи. Другое дело, что рацион важно выстраивать сбалансированный, где основными продуктами будут овощи, цельнозерновые злаки, жирные сорта рыбы. Большое значение имеет гидратация организма. Дневная норма потребления жидкости составляет около 2–2,5 л для человека среднего телосложения. В качестве основного напитка лучше предпочесть питьевую или минеральную воду.

В пожилом возрасте важно продолжать поддерживать социальную активность, интересоваться новостями, читать книги и газеты, общаться с близкими - это значительно повысит шансы на сохранение когнитивной функции в норме до глубокой старости.

Причины ухудшения памяти: видео

Существует множество простых, весёлых и эффективных способов поддерживать когнитивные функции мозга в отличном состоянии. Но любая методика должна быть основана на научном подходе. Совмещая правила здорового образа жизни, физическую активность и регулярную тренировку психических функций, можно быть уверенным в том, что память не подведёт вас до глубокой старости.

Память - гарантия социализации человека и его осознания себя как отдельной личности. Без неё рушатся родственные и близкие отношения, начинаются расстройства психики. Отсутствие проблем с ней обеспечивает успешность в обучении и карьере, общении и построении связей. Пока с ней всё в порядке, мы не задумываемся, насколько она важна в нашей жизни и как страшно её потерять. А ведь никто от этого не застрахован.

Чем может быть продиктовано ухудшение памяти? По каким признакам распознать начинающиеся проблемы? В каких случаях нужно предпринимать меры по её улучшению? И в чём они заключаются?

Возможные проблемы

Многие считают, что проблемы с памятью всегда связаны только с забывчивостью и провалами, когда не можешь вспомнить что-то конкретное. На самом деле они многолики. Специалисты называют следующие виды нарушений:

  • запоминается только то, что для человека имеет личное значение, - всё остальное забывается;
  • провалы: забываются целые фрагменты из прошлого, которые могут охватывать события от нескольких минут до нескольких лет;
  • проблема сохранения в памяти воспоминаний детства (так как они происходили в далёком прошлом и их важность не осознавалась ребёнком, на них наслаиваются пласты более актуальной информации, и воспоминания блекнут и теряются);
  • прошлое воспринимается как настоящее, между ними стирается грань;
  • человек воспроизводит в качестве воспоминаний те события, которые в его жизни никогда не происходили;
  • присвоение чужих воспоминаний;
  • неспособность запоминать информацию, которая имеет значение короткий промежуток времени (проблемы с );
  • многократное бурное и яркое переживание отдельных воспоминаний, человек словно привязан к ним и никак не может от них отделаться;
  • феномены многочисленных дежавю, когда кажется, что это уже происходило в жизни.

Любая проблема с памятью должна настораживать. Тем более, если она время от времени повторяется. Ведь это напрямую связано с нарушениями мозговых структур и высших психических функций.

Симптоматика

По каким признакам можно распознать, что начались проблемы с памятью? Об этом свидетельствуют не только забывчивость и невозможность что-то запомнить, но и ряд физических недомоганий или психоэмоциональные расстройства.

Тревожные звоночки, указывающие на то, что память ухудшается:

  • забывчивость в бытовых вопросах (неспособность запомнить, что надо купить в магазине, какие дела предстоит сделать сегодня);
  • невозможность сосредоточиться на чём-то конкретном (проблемы с памятью и концентрацией внимания тесно взаимосвязаны);
  • неспособность заучить, запомнить информацию, трудности с её воспроизведением;
  • неустойчивое, рассеянное внимание;
  • проблемы с мыслительными процессами: нарушение логических связей, потеря остроты ума;
  • растерянность;
  • , аутизм;
  • туманное сознание.

Иногда проблемы сопровождаются ухудшением самочувствия. Попутно могут наблюдаться:

  • головные боли;
  • скачки давления;
  • тремор рук;
  • мышечные спазмы;
  • головокружения;
  • ухудшение зрения (понижается резкость, начинают летать мушки и расплываться круги).

Если на фоне 2-3 перечисленных проблем со здоровьем ухудшилась память, нужно немедленно обращаться за помощью к специалисту. Всё это свидетельствует о стремительно развивающихся патологиях головного мозга.

Лечение также требуется, если наблюдается слишком резкое ухудшение памяти. Например, всю свою жизнь вы могли без ошибки прочитать наизусть письмо Онегина к Татьяне, а сегодня строчки путаются в голове - это ненормально. Если в течение 2-4 дней восстановления забытой информации не происходит, а ситуаций с подобными провалами становится всё больше, это также может быть симптомом поражения мозговых структур.

Возможные причины

Болезни

  • гиповитаминоз;
  • гипотиреоз;
  • мигрень;
  • психические расстройства: эпилепсия, слабоумие;
  • рассеянный склероз;
  • травмы головы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли и сотрясение мозга, атеросклероз, повышенное давление, инсульт, гипертонический криз;
  • тяжёлые поражения ЦНС, болезни Альцгеймера, Паркинсона, синдром Корсакова, хорея Гентингтона;
  • умственная отсталость.

Органические причины:

  • поражение мозговых структур: слуховых (височные доли), зрительных (затылочная доля), двигательных (лобная и теменная доли) анализаторов;
  • повреждения сенсорных зон: акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной, моторной;
  • нарушение речевых анализаторов.

И ещё несколько самых распространённых причин.

Наркоз

Спорным моментом является наркоз как одна из причин ухудшения памяти. Ещё совсем недавно считалось, что введение анестезирующих препаратов не наносит вреда организму и вводит пациента в состояние, которое впоследствии полностью обратимо. Временные провалы, проблемы с концентрацией, утомляемость, подавленность после операции относили к симптомам послехирургического астенического синдрома.

Однако недавние исследования показали, что после наркоза в структурах головного мозга происходят необратимые биохимические реакции. И это нередко приводит к ухудшению не только памяти, но и других познавательных процессов на постоянной основе. Данный синдром получил название послеоперационной когнитивной дисфункции.

Остеохондроз

Остеохондроз шейного отдела - повреждение позвонков или межпозвонковых дисков в шее из-за искривления позвоночника, наследственности, травм, сидячего образа жизни. Диагностируется довольно часто и в разном возрасте. И мало кто связывает данное заболевание с ухудшением памяти. Дело в том, что деформированные позвонки пережимают кровеносные сосуды и нервы, которые идут непосредственно к головному мозгу. Результат - недостаток кислорода и заторможенность реакций, снижение концентрации внимания и неспособность усвоить и запомнить простейшую информацию. Поэтому при остеохондрозе так важно своевременное лечение.

Эпилепсия

Часто стойкое ухудшение памяти наблюдается при эпилепсии. Причина не только в нарушении мозгового кровообращения во время припадков, но и в приёме сильнодействующих препаратов. С одной стороны, они уменьшают риск повторов такого состояния, с другой - блокируют подкорковые анализаторы.

Психоэмоциональное состояние

Астения

Нервно-психическая слабость, повышенная утомляемость, синдром хронической усталости. Проявляется раздражительностью, гипервозбудимостью, быстрым истощением эмоций, плохим настроением, капризами, слезливостью.

Психопатия

Бессердечие, отсутствие сопереживания, неспособность искреннего раскаяния, осознанное причинение вреда окружающим, лживость, неглубокие эмоции, эгоцентричность. Фиксируется лишь та информация, которая касается самого человека.

Депрессия

Психическое расстройство, которое проявляется плохим настроением, неспособностью получать удовольствие и быть счастливым. При этом , человека постоянно преследует совершенно не обоснованное чувство вины, пессимизм. Проблемы начинаются на фоне нарушения концентрации внимания, расстройств сна и аппетита, суицидальных мыслей.

Стресс

Адаптационная реакция организма на неблагоприятные факторы–стрессоры, которые могут быть физическими или психологическими. Запуская защитные силы, нарушает его гомеостаз и функционирование нервной системы. Ухудшение памяти после стресса обычно носит временный характер и постепенно, с нормализацией психоэмоционального состояния, восстанавливается.

Проблемы нередко возникают также из-за:

  • психоэмоциональных нагрузок;
  • психотравмирующих ситуаций;
  • непрерывного потока отрицательных эмоций.

Образ жизни

  • Различного рода зависимости: алкогольная, наркотическая, никотиновая, игровая;
  • неправильное или недостаточное питание;
  • нарушения сна;
  • отсутствие распорядка дня.

Факторы, способные спровоцировать провалы, настолько разнообразны, что часто выступают в комплексе, поэтому проблему нужно рассматривать многосторонне, не упуская деталей.

Особенности


У детей

У ребёнка проблемы с памятью и вниманием обусловлены либо врождёнными заболеваниями и расстройствами, либо педагогической запущенностью.

Во-первых, они страдают из-за родовых травм, внутриутробной гипоксии или плохой наследственности. ДЦП, шизофрения, олигофрения, синдром Дауна - такие детки чисто физически не могут запоминать много информации. Поэтому не нужно заставлять их учить наизусть длинные стихи и тексты с надеждой на то, что проблема уйдёт. В таких случаях традиционные «развивайки» не работают.

Во-вторых, плохая память у вполне нормальных детей может быть продиктована как раз тем, что с ними никто не занимался. Обычно они растут в неблагополучных семьях, не посещают детский сад и испытывают проблемы с концентрацией внимания и мышлением, так как они у них не развиты в соответствии с возрастом. Разница со сверстниками становится особенно видна в школе: они не могут пересказать текст и выучить стихотворение, запомнить имена одноклассников и учителя, теряются в номерах кабинетов.

У подростков

В подростковом возрасте проблемы возникают на фоне разных причин. В 50% случаев они обусловлены образом жизни: пристрастие к алкоголю, приём запретных веществ, курение, наркомания, токсикомания и прочие зависимости. Все они нарушают кровообращение и повреждают анализаторы головного мозга.

Ещё 20% приходится на гормональный дисбаланс из-за полового созревания. Нейроактивные половые стероиды (самым активным из них признан эстрадиол) непосредственным образом влияют на процесс запоминания, так как воздействуют на фронтальные доли головного мозга.

Примерно в 15% случаев ухудшение памяти у подростков продиктовано психоэмоциональной неустойчивостью, стрессами, когда социальная дезадаптация и проблемы в межличностных отношениях выливаются в депрессивное состояние.

В остальных случаях причинами проблем становятся черепно-мозговые травмы и прочие факторы из общего списка.

В молодом возрасте

Ухудшение памяти у молодых людей (18-30 лет) нередко связано с развитием психических расстройств, которые начинают проявлять себя именно в этом возрасте. Часто провоцирующим фактором, как и у подростков, становится богемный и даже в какой-то степени распутный образ жизни, который они ведут. Вырвавшись из-под опёки родителей, многие теряют контроль и приобщаются к алкоголю и наркотикам. Мозг, мышление, внимание - интоксикация отрицательно сказывается на всех этих структурах.

Часто в молодом возрасте память ухудшается вследствие психотравмирующих факторов: неудачных любовных отношений, развода, проблем с устройством на работу после окончания учебного заведения, конфликтов с коллегами и т. д.

В среднем возрасте

Согласно статистике, меньше всего проблем с памятью диагностируется в 30 лет. Это связано с тем, что жизнь у большинства людей в этом возрасте стабилизируется: семья, карьера, хобби. Желание отсрочить старость и выглядеть хорошо заставляет 30-летних заниматься спортом и переходить на правильное питание. Поэтому забывчивость и серьёзные расстройства могут быть связаны только со стрессовыми ситуациями или травмами головы.

А вот после 40 лет ситуация кардинально меняется. У женщин начинается менопауза, мужчины нередко уходят из семьи к более молодым. Из-за гормональных потрясений, начинающегося процесса старения, изменений в жизни (синдром опустевшего гнезда) диагностируется ухудшение памяти.

У пожилых людей

Если человек вёл здоровый образ жизни, старался избегать стрессов и регулярно тренировал память, после 50 лет с ней могут возникать лишь незначительные проблемы (кратковременная потеря, например). В ином случае после этого рубежа начинается стойкое и подчас необратимое ухудшение. Всё это усугубляется физиологией: гипертонией, склерозом, нарушениями кровообращения и прочими возрастными заболеваниями.

Согласно статистике, после 60 лет более 70% людей испытывают проблемы с памятью, она сильно и стремительно ухудшается. Это возрастное и объясняется гибелью клеток головного мозга, снижением выработки нейромедиаторов, необходимых для нервных импульсов. Кровоснабжение этого органа нарушается, атеросклеротические бляшки препятствуют этому. Неспособность запомнить элементарные вещи в быту или воспроизвести события из далёкого прошлого называются старческим склерозом.

К сожалению, ухудшение памяти с возрастом - закономерный процесс. Его можно слегка притормозить, но остановить или предупредить получается лишь у единиц.

У женщин

При беременности

Многие со смехом относятся к забывчивости беременных. На самом деле под этим кроется неприятный патологический процесс - сокращение количества клеток головного мозга. Наблюдается он в III триместре, и затрагивает преимущественно отдел, отвечающий за кратковременную память. Поэтому она так резко ухудшается на последних сроках. С течением времени всё восстанавливается.

После родов

На мнемонические расстройства после рождения малыша влияют разные причины: гормональный сбой, материнский инстинкт (блокирует всю информацию, которая не связана с ребёнком), физическое и эмоциональное истощение, нарушения сна, послеродовая депрессия. Для решения возникших проблем придётся сначала разобраться со всеми этими провоцирующими факторами.

При климаксе

В отделах мозга есть рецепторы эстрогена. При менопаузе, когда уровень гормона снижается, функционирование этих областей ухудшается. Частые гормональные колебания, связанные с климаксом, не позволяют рецепторам вовремя «перенастроиться». Поэтому в этот непростой период женщины могут забыть сдачу в магазине или пропустить заранее назначенный приём у врача.

У мужчин

Согласно исследованиям, проблемы с памятью у мужчин встречаются гораздо чаще, чем у женщин. Связывают это с лютеинизирующим гормоном (ЛГ). Ранее было известно, что он отвечает за выработку тестостерона, а его повышенный уровень провоцирует развитие . Как показали недавние научные эксперименты, чем выше содержание ЛГ в мужском организме, тем больше страдает память. Однако как именно происходит это влияние, учёным ещё только предстоит узнать.

Что делать


Если возникшие проблемы вызывают у вас серьёзные беспокойства, нужно записаться к специалисту. Многие не получают квалифицированной помощи только потому, что не знают, к какому врачу обратиться. Самый простой вариант - терапевт. Он соберёт необходимую информацию и направит к более узкому специалисту - неврологу или нейропсихологу.

Лечение нарушений должно проводиться исключительно по назначению врача. Да, для улучшения памяти принимают такие лекарственные препараты, как ноотропы, спазмолитики, адреноблокаторы. Но разобраться, какие именно таблетки помогут в вашем случае, может только квалифицированный специалист. Поэтому медикаментозное самолечение здесь категорически запрещено.

Зато можно предпринять ряд мер не медикаментозного характера. Что советуют специалисты:

  1. Не курить, не злоупотреблять алкоголем, не принимать запрещённые вещества.
  2. Быть активными физически и интеллектуально.
  3. Заниматься спортом.
  4. Больше свободного времени проводить на воздухе.
  5. Развивать умственные способности: читать книги (специалисты настаивают на серьёзной литературе), следить за новостями (это расширяет кругозор, положительно влияет на объективное мышление, развивает память), решать кроссворды, вязать, шить, играть в шахматы и другие развивающие настольные игры.
  6. Общаться с людьми, не закрываться в себе.
  7. По возможности придерживаться определённого распорядка дня.
  8. Нормализовать сон.
  9. Не переутомляться - как физически, так и эмоционально.
  10. Правильно питаться и пить много воды.

Как только вы заметили первые расстройства, необходимо как можно скорее начать изменять свою жизнь, согласно данным рекомендациям. Чем раньше предпримете меры, тем быстрее её восстановите и блокируете дальнейшее разрушение мозговых структур.

Помимо того, что придётся внести серьёзные изменения в свою жизнь, нужно постоянно тренировать память ещё до начавшегося ухудшения и тем более, если оно уже наблюдается. Для этого есть несложные, но эффективные упражнения, которые желательно выполнять ежедневно.

  1. В свободную минуту остановите взгляд на любом предмете и мысленно подберите ему как можно больше ассоциаций.
  2. Перед сном максимально точно постарайтесь воспроизвести что-нибудь произошедшее за день: разговор, встречу, мероприятие, прогулку.
  3. Вспоминая что-то, старайтесь задействовать как можно больше анализаторов мозга: воспроизводите не только картинку, но и сопровождающие её звуки, запахи.
  4. Устраивайте мысленные прогулки: проложите маршрут в голове, к примеру, от вашего дома к магазину. Воспроизводите мельчайшие детали: количество домов, деревьев, расположение тропинок, клумб, мусорных баков.
  5. Во время общения с человеком, не теряя мысль разговора, запомните максимум мелочей в его образе: количество пуговиц на рубашке, марку наручных часов, цвет глаз, причёску, тембр голоса. Вечером воспроизведите всё, что запомнили.
  6. Учите наизусть стихотворения.
  7. Запоминайте тексты песен.
  8. Выучите номера телефонов самых близких людей.

Существует большое количество онлайн-игр, основанных на мнемонике: Матрицы, Сравнения, Сложное скоростное движение, Быстрое сложение перезагрузка, Числовой / буквенный охват, БрейнФуд и многие другие.

Если своевременно предпринять меры, серьёзных проблем можно не допустить, приостановив процесс ухудшения памяти.

Что такое память? Это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт.

Специалисты говорят, что самая лучшая память у детей, учителей и... шпионов. Возможно, и так. И это объяснимо. Но мне хочется поговорить об особой специфике памяти у людей пожилого и старческого возраста, когда забываются недавние события и хорошо помнятся давно прошедшие.

Из моего далёкого детства помню один случай. Мне было семь лет. Летом 1942 года, когда немцы были отогнаны от Москвы, мама отвезла меня в глухую подмосковную деревушку, чтобы немного подкормить. Там мы — десять-двенадцать ребятишек разного возраста — три раза в день садились за большой, сбитый из досок стол. А на стол ставился чугунок с варёной картошкой, квашеная капуста и солёные огурцы. Изголодавшиеся ребята, обжигая пальцы, хватали картошку, стараясь выхватить покрупнее, кое-как чистили и как можно быстрее запихивали в рот, чтобы схватить другую. Добрая женщина — хозяйка дома, глядя на нас, тихо плакала...

Все это я помню до мельчайших подробностей: вижу, как вздымается пар из котелка, чувствую приятный запах квашеной капусты. Помню, как будто это было вчера. А ведь прошло уже больше шестидесяти лет!

А сейчас порой не только не сразу вспомню, что ел, пил вчера, а что делал, какой фильм смотрел по телевизору.

Ещё пример. Был я не так давно на 80-летнем юбилее своей любимой учительницы. Она осталась совершенно одна — ни детей, ни родных. И поделилась со мной, что больше всего боится физической немощи и возрастного слабоумия.

Чтобы избежать этого, каждый день в любую погоду она совершает пешие прогулки и по парку, и по отдалённым улицам, отмеряя полуспортивным шагом намеченные ею же расстояния. Где-то в уединенном месте останавливается, делает посильные физические упражнения, присядет на скамеечку отдохнуть и идёт дальше. Невзирая на погоду, на одолевающую порой лень и недомогание. Преодолевает себя и идёт. Пожилую женщину уже заприметили, многие завидуют её силе воли, но далеко не каждый может повторить это.

До сих пор к ней приходят на занятия ученики. И не материальный стимул играет в этом главную роль, а борьба за сохранение ума и памяти. Она ежедневно заучивает по одному четверостишию, при этом непременно повторяя уже заученные. К чему и меня настоятельно призывала. А однажды соседи выставили к лифту пианино на выброс. Мы помогли занести инструмент в квартиру моей учительницы, и теперь она каждый день музицирует, вспоминая те произведения, что играла в далёком-далёком детстве.

Именно о таких людях говорят: "Светлый ум и ясная память". Но даётся это не просто так, а упорным трудом, ежедневной работой над собой.

Мы и наша память

Отношение людей к ослаблению памяти разное. Одни за собой этого просто не замечают — счастливые люди! Другие, обнаружив, что с памятью у них все хуже, впадают в депрессию, становятся нервозными, раздражительными, даже плаксивыми. Третьи относятся к возрастному ослаблению памяти как к чему-то неизбежному, порой даже со смехом. В течение часа не найдя очков или нужной бумажки, начинают шутить над собой.

Многие два-три раза возвращаются домой проверить, выключил ли плиту, закрыл ли дверь? Мой коллега, заведующий хирургическим отделением, однажды вынужден был отменить операцию и срочно поехать домой за город, так как ему показалось, что он забыл выключить утюг.

Сейчас рекламируются сотни лекарств и биологически активные добавки против склероза, для очищения сосудов, для восстановления памяти. Но самолечением лучше не заниматься. Правда, лекарства, предлагаемые врачом в поликлинике, и лечение в стационаре тоже не всегда помогают.

Что же делать? Во-первых, не отчаиваться. Во-вторых, продолжать наблюдение и лечение у своего доктора. Можно посоветоваться и с другими врачами.

А для профилактики ослабления памяти я напомню и некоторые полезные советы.

Любой доктор вам скажет, что нарушение памяти у людей пожилого возраста возникает в первую очередь за счёт уменьшения питания мозга, а это в свою очередь — результат сужения подходящих к нему артерий и непосредственно сосудов мозга. На первых порах это вызывается временно, в результате спазмов сосудов, а в дальнейшем постоянно — с развитием в них склероза. Поэтому и начнём наши советы с диеты, уменьшающей его развитие.

Как питаться

Порой нам кажется, что законы правильного питания мы уже выучили наизусть: овощи включаем в рацион, жиры убираем, углеводы сокращаем, яиц вообще не едим. И все же кое-что считаю необходимым уточнить.

Больше овощей — это правильно, потому что в них витамины, микро- и макроэлементы, клетчатка. Но большое количество сырых овощей может негативно сказаться на здоровье тех, у кого есть проблемы с желудочно-кишечным трактом.

А вот есть жирного мяса, колбас, сосисок, жирных молочных продуктов следует как можно меньше, потому что именно эти продукты являются источником холестерина. Его избыток, как известно, приводит к атеросклерозу — сужению или закупорке сосудов. Но и полностью от жиров отказываться нельзя — они помогают усваивать необходимые человеку жирорастворимые витамины А и Е.

Сократите приём углеводов. Откажитесь от простых углеводов, которые легко усваиваются организмом (сахар, сладости), но не забывайте крупы, хлеб с отрубями.

Часто меня спрашивают: "А можно ли пожилому человеку выпивать?" Отвечаю: "Можно". Крепкие напитки — не более 50 мл в день. А лучше — бокал красного вина зимой, и белого летом.

И никак нельзя забывать о приёме витаминов. Могу посоветовать дешёвый, но эффективный комплекс поливитаминов, хорошо известный ещё с советских времен, — "Ундевит".

Лень и сон

Продолжу свои простые советы. Нужно обязательно ежедневно совершать прогулки, проходя в день не менее 2-3 км. В возрасте до 70 лет я часть прогулки совершал быстрым шагом — чтобы пульс повышался на 10-15 ударов. В последнее время наступила некоторая леность. Однако ещё Цицерон предупреждал: "Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья". Теперь хожу медленным прогулочным шагом. Но и это полезнее, чем полдня сидеть у телевизора или лежать на диване.

Еще раз напомню, что возрастное ослабление памяти часто связано с ухудшением питания мозга в результате сужения подводящих кровеносных сосудов, поэтому необходимо делать физические упражнения для шеи и самомассаж мышц шеи. Но прежде следует проконсультироваться с врачом и инструктором по лечебной физкультуре.

По той же причине (спазмы, сужение сосудов головного мозга) у людей пожилого возраста голова должна быть в тепле. С возрастом волос на голове становится меньше, и стынет она быстрее, что частенько приводит к спазмам сосудов. Вспомните старые фильмы: пожилые графы всегда носили ночные колпаки, а престарелые учёные — шапочки.

Любому человеку, а уж тем более с начинающимся ослаблением памяти, надо помнить об отдыхе мозговых клеток, то есть о сне. Ведь сон по сути — это физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители. Ещё Леонардо да Винчи говорил: "Хорошо прожитый день дает спокойный сон".

Ежедневно перед сном, закрыв глаза и удобно устроившись под одеялом, попробуйте вспомнить весь прошедший день: что делали, с кем встречались, с кем общались по телефону, что купили, ели и т.д. В этом процессе просмотра своеобразного "кинофильма о самом себе" благодатный сон наступает гораздо быстрее.

Вместе с ослаблением памяти неизбежна и рассеянность. Только что положил очки куда-то — и уже не найти. В данном случае помогает такой приём — положили очки на кресло, обязательно произнесите вслух несколько раз: "Очки лежат на кресле". Не уловили, что сказал вам сын или внук? Не стесняйтесь, извинитесь и попросите повторить информацию ещё раз. Это лучше, нежели пропустить что-то важное.

Всегда помните слова Цицерона: "Память слабеет, если её не упражнять ежедневно". Поэтому каждый день разгадывайте кроссворды, учите стихи, утром вспоминайте, какой фильм смотрели накануне, его сюжет, имена героев. Вспомните, что читали: все сюжетные линии, поступки главных действующих лиц. Займитесь творчеством: пишите картины, сочиняйте музыкальные произведения. И больше общайтесь с друзьями.

Но самое главное — старайтесь проявлять интерес к жизни, что бы ни случилось. Жизнь — это самый великий дар, которым надо дорожить. Банальные слова, но оглянитесь вокруг. Среди ваших и моих знакомых почти все пожилые люди не умеют этого делать, они не умеют радоваться друзьям, солнцу, цветам. Они живут, потеряв всякий интерес, как бы машинально, кляня все вокруг, тяжело "несут свой крест".

Иоганн Гёте, долгожитель, понимавший толк в жизни, высказался по этому поводу: "Когда теряешь интерес ко всему, теряешь и память". Не замыкайтесь в себе, больше говорите, даже с кошкой, болтайте по телефону. По мнению нейрофизиологов, для составления фразы из трёх слов мозг, как компьютер, независимо от нас перерабатывает до 40 тысяч слов! Это тоже хорошая тренировка мозговой деятельности.

И наконец, для сохранения памяти очень важно быть счастливым. Чувствовать себя счастливым, быть самодостаточным можно и нужно, если приложить некоторые усилия. Ведь стать счастливым — это тоже большая внутренняя работа.

Заканчивая рассуждения о памяти, хочу привести шутку замечательной актрисы Фаины Раневской: "Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть".

А когда на склоне лет у Эрнеста Хемингуэя спросили, что ему нужно для счастья, знаменитый писатель ответил: "Хорошее виски, удачная рыбалка и слабая память". Возможно, чтобы не помнить ничего плохого?..