Святой лазарь. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе Святой лазарь покровитель чего

В 2017 году Русская Православная Церковь отмечает Лазареву субботу 8 апреля – это переходящий праздник в воспоминание воскрешения праведного Лазаря. «Прихожанин» в рубрике «Святое Писание в фактах и иллюстрациях» вкратце рассказывает историю святого.

Икона св. прав. Лазаря

Хотя история воскрешения Лазаря упоминается лишь в одном Евангелии – от Иоанна, –но факт этого чуда, равно как и сам образ святого праведного Лазаря Четверодневного, имеют особое значение для верующих. Воскресив Лазаря за 6 дней до Святой Пасхи, Христос тем самым показал всему миру, что каждого верующего ждет воскресение. Чудо Лазаря – это шаг к самому Христову Воскресению. Недаром же в Евангелии от Иоанна Иисус, получив весть о смертельной болезни Лазаря, произносит: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий» (Ин. 11, 4). Интересно, что на иврите имя Лазаря произносится как Елеазар – в буквальном переводе «Бог мне помог».

Город Вифания

Перед вами картинка селения Вифании – места, где жили Лазарь и его сестры Марфа и Мария. Вифания находилась в 3 километрах от Иерусалима на юго-восточном склоне Елеонской горы – как раз на пути из Иерихона в Иерусалим. Христос не раз гостил у Лазаря, которого Он называл Своим другом. Именно в Вифании Христос благословил Своих учеников перед Вознесением. Здесь Он находился и в последние дни перед Распятием. Здесь, в доме Симона прокаженного, Мария, сестра праведного Лазаря, помазала ноги Христа миром и отерла их своими власами. Сейчас на месте древней Вифании находится небольшое мусульманское поселение, которое по-арабски называется Эль-Азария.

Христос и святой Лазарь

Воскрешение святого Лазаря

Святого праведного Лазаря неслучайно называют Четверодневным – к моменту, когда Христос пришел в Вифанию, умерший Лазарь уже четыре дня находился в каменном гробу. Но Христос сотворил чудо: «Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким гласом: Лазарь! Изыди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11, 38–44).

Воскрешение Лазаря очень значимо не только для христиан. Две тысячи лет назад, когда Иисус воскресил его из мертвых, это чудо совершило переворот в умах и сердцах людей. Недаром после этого события «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12, 10–11).

На месте погребения святого праведного Лазаря за прошедшие столетия не раз строили и перестраивали храмы и церкви: сначала крестоносцы, потом монахи-францисканцы, бенедиктинцы. В наши дни на этом месте находится мусульманская мечеть, и арабы-мусульмане берут плату в один доллар с христианских паломников, желающих спуститься вниз по каменным ступеням в квадратную пещеру, чтобы своими глазами увидеть ложе, на котором четыре дня пролежало тело святого праведного Лазаря.

Город Ларнака, остров Кипр

Икона св. прав. Лазаря

А это – город Ларнака на острове Кипр. На этом месте три с лишним тысячи лет назад находился город-государство Китион. Сюда в 33 году от Р.Х. перебрался святой праведный Лазарь. Для него этот переезд был вынужденным. На христиан начались страшные гонения, святой мученик Стефан был побит камнями, многие ученики и последователи Христа были вынуждены покинуть Иудейские земли и искать спасения в других странах. Лазарь отправился на Кипр, и здесь, в Китионе, он прожил до 63 года по Р.Х., когда в возрасте 60 лет и отошел к Господу во второй раз. Известно, что апостолы Павел и Варнава, побывавшие на Кипре в 45 году, положили Лазаря в сан епископа.

К сожалению, мы мало что знаем о его жизни и епископском служении на Кипре. Есть лишь несколько церковных преданий. Одно из них рассказывает о том, как Лазарь, который очень переживал, что не может после отъезда из Иудеи видеть Матерь Божию, пригласил Ее к себе, послав за Нею корабль. Пресвятая Богородица вместе с некоторыми учениками отправилась в морской путь. По дороге Она побывала на Святой Горе Афон. А на Кипр привезла святому Лазарю в подарок связанный ее руками архиепископский паллиум.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке

Гробница святого Лазаря

Мощи святого Лазаря

Самой большой достопримечательностью Ларнаки в наши дни является церковь Святого Лазаря, построенная на месте его гробницы. Поразительно, что после смерти святого его мощи загадочным образом исчезли почти на восемь с половиной столетий. Лишь в 890 году в маленькой церквушке, которая находилась на том месте, где сейчас расположен большой храм Святого праведного Лазаря, был найден каменный саркофаг с надписью «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, друг Христа». Узнав об этой находке, тогдашний император Византии Лев VI Мудрый приказал доставить мощи святого Лазаря в Константинополь. Жители Китиона вынуждены были исполнить волю императора, но оставили себе часть святых мощей. Благодаря этому теперь все христиане могут поклониться этой реликвии. В наши дни сохранившиеся мощи святого находятся в специальном серебряном ковчеге в центре красивейшей церкви Святого Лазаря, построенной в IX веке.

Путешественники со всего мира считают, что остров Кипр - одно из лучших мест на Земле для пляжного отдыха. Великолепная природа, ласковое море, яркое солнце, прекрасно оборудованные пляжи - что может быть лучше для любителей такого времяпрепровождения?

Тем не менее для многих туристов такой отдых очень скоро становится утомительным, и они интересуются, что можно увидеть на Кипре. В первую очередь рекомендуем вам посетить в Ларнаке - уникальную достопримечательность острова, прекрасно сохранившуюся до наших дней еще с византийской эпохи.

Это великолепное сооружение киприоты считают одним из самых красивых на острове. В глубокой древности христиане, которые совершали паломничество в Святую Землю, обязательно посещали Церковь Святого Лазаря. Необходимо отметить, что храм удобно расположен - в самом центре Ларнаки, поэтому вы легко сможете попасть сюда самостоятельно, даже если остановитесь в другом городе. В последние годы на Кипре активно развивается автобусное сообщение, а также можно воспользоваться услугами такси, которое можно вызвать из любого отеля.

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре: история

Строительство знаменитого храма началось еще в 890 году. Работы велись на месте существующей на тот момент церкви, где был погребен друг самого Иисуса Христа - Лазарь. На возведение храма средства выделил городу Китиону (именно так называлась в те времена Ларнака) император Лев VI Мудрый.

Изначально, во время венецианской оккупации острова, храм назвали Он входил в состав империи. После захвата Кипра турками храм выкупила (1589 г.) православная церковь. Турков устраивало присутствие на данной земле православия, поскольку они всячески стремились уменьшить влияние католицизма в данном регионе. Вместе с тем католики получили разрешение на проведение дважды в год служб в храме (в маленькой часовне). Она примыкала к алтарю с севера и сохранялась до 1794 года.

Особенности храма в период правления Османов

Во времена Османской империи Церковь Святого Лазаря (Ларнака) лишилась колокольного звона, были запрещены и сами звонницы. Колокола в храме находились на деревянных конструкциях, но поскольку в Ларнаке турецкое влияние было не столь жестким, как в других их снимать не стали.

По требованию России в 1856 году этот запрет был снят. Спустя несколько лет была построена каменная колокольня, которая впоследствии неоднократно разрушалась и восстанавливалась.

Святой Лазарь

Все старинные христианские храмы хранят множество легенд и преданий. Церковь Святого Лазаря (Кипр) не является исключением. Святой Лазарь был близким другом Иисуса Христа. На четвертый день после смерти был воскрешен Иисусом. Поэтому Лазаря нередко называют Четверодневным.

Узнав о великом чуде, иудеи задумали убить Лазаря, и он вынужден был бежать из Иерусалима. Вместе с группой других учеников Иисуса он отправился на Кипр. Прибывший на остров Лазарь был провозглашен святыми апостолами в епископы города Китиона, где он жил 30 лет.

После кончины Лазарь был похоронен в мраморной гробнице. Через пятьсот лет император Лев IV повелел построить на месте погребения святого каменную церковь. Святой Лазарь является покровителем города Ларнаки, а храм, построенный в его честь, долгое время был образовательным, культурным, религиозным и социальным центром города. На протяжение 250 лет Церковь Святого Лазаря открывала больницы и школы, следила за порядком на кладбищах. Она же поддерживала нуждающихся, оплачивала обучение учеников, защищала интересы горожан. Как утверждают историки, такая активная общественная позиция была совсем не характерна для большинства церквей Кипра того времени.

Киприоты очень гордятся тем, что святой Лазарь жил на их земле. С давних времен они слагали легенды о нем. Одна из них повествует о том, как появилось озеро Алики (Соленое). Когда-то на его месте находился прекрасный виноградник, который принадлежал пожилой женщине. Когда проходящий мимо него Лазарь, измученный жаждой и уставший, попросил у нее маленькую гроздь винограда, скупая старуха отказала ему. Святой Лазарь спросил, указав на полную корзину ароматных ягод: "Что это?" и в ответ услышал: «Соль». Огорченный откровенной ложью, Лазарь сказал: "Отныне пусть все здесь превратится в соль". С тех пор здесь появилось озеро Алики.

Церковь Святого Лазаря (Республика Кипр): описание

Самый известный и наиболее посещаемый храм острова отличается великолепной византийской архитектурой. Внешне он выглядит довольно сурово и даже немного напоминает средневековую крепость. Выполнен из камня. Длина строения - более тридцати метров.

Церковь Святого Лазаря (Республика Кипр) состояла из трех нефов и трех куполов. Она относится к редкому архитектурному типу и значительно отличается от большинства многокупольных храмов. Аркада здесь появилась в ходе реставрационных работ гораздо позднее.

Рядом с северным входом в храм расположен - древняя эмблема латинян. В западной части сооружения находится Музей Святого Лазаря, в котором собраны уникальные религиозные предметы - иконы и старинные книги, церковная посуда и одежда. Рядом с музеем работает церковная лавка, в которой продают иконы с изображением Лазаря, книги, копии византийских писем и многое другое. Археологам удалось установить, что в древности даже наружные стены храма украшали многочисленные фрески, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.

Внутреннее убранство

Внутреннее оформление храма завораживает своей таинственностью - полумрак, много позолоты и серебра. Церковь Святого Лазаря славится своим уникальным сокровищем - иконостасом, выполненным из резного дерева. Его изготовил талантливый резчик Хаджи Талиадорос. Эта тончайшая работа была выполнена за девять лет. Иконостас был покрыт золотом, его украсили сто двадцать икон. Каждая из них - уникальное произведение искусства.

Под иконостасом находится высеченная в скале маленькая церковь - в нее ведут ступеньки справа. Рядом с центральным алтарем расположена часовня, в которой сохранился латинский алтарь.

Мощи св. Лазаря

Верующие, которые хотят поклониться святому Лазарю, спускаются в помещение, расположенное под алтарем. Здесь установлена рака с его мощами. Перед входом (у восточной стены) бьет святой источник.

Впервые мощи Лазаря обнаружили в 890 году в находившейся здесь небольшой церкви. Узнавший о находке Лев VI приказал перевезти Святые мощи в Константинополь. В 1972 году в саркофаге, находящемся под алтарем церкви, ученые обнаружили часть останков святого. Это свидетельствует о том, что жители Китиона все мощи не отдали.

Саркофаг и сегодня находится на прежнем месте. На одной из его сторон начертана надпись, которая переводится как «друг». Он выполнен взамен первого саркофага, который был доставлен в Константинополь с частью мощей св. Лазаря. Из Китиона мощи были отправлены в Крисополис, затем в Собор св. Софии.

Позднее император Лев VI построил еще один храм, освященный в честь Святого Лазаря (в Константинополе). Привезенная часть мощей находилась там до тех пор, пока их не захватили крестоносцы, завоевавшие город. Они перевезли останки в Марсель. Дальнейшая их судьба пока не известна.

Правила посещения храма

Если вы хотите посетить Церковь Святого Лазаря, вам следует знать о правилах, которые необходимо соблюдать неукоснительно.

  1. Женщины должны быть одеты строго. Запрещен вход в храм в шортах, мини-юбках, в открытых и в слишком облегающих одеждах.
  2. Во время службы мужчины и женщины сидят отдельно. Мужчины занимают правую часть храма, женщины - левую.
  3. В храме запрещено разговаривать, фотографировать и снимать службу, мешать верующим.

Венчание

Один очень красивый обычай прославил Церковь Святого Лазаря на весь мир. Речь идет о венчании. Туристические агентства из разных стран предлагают влюбленным парам освятить свой союз в этой древней христианской святыне. Молодожены со всего мира едут сюда, чтобы получить божественную поддержку и поклясться в вечной любви.

Просветительская деятельность

Сегодня при храме продолжает работать культурно-обучающий центр, который начал свою деятельность в 1875 году. Тогда это была церковно-приходская школа, а сегодня Церковь Святого Лазаря вносит неоценимый вклад в образование и воспитание детей.

Ныне центр размещается в отреставрированном помещении, где могут одновременно находиться около ста пятидесяти человек. Здесь проводятся конференции, увлекательные лекции, показы фильмов, концерты органной и классической музыки, небольшие театральные постановки.

Часы работы

Наверное, многих туристов интересует, когда можно посетить Церковь Святого Лазаря. Часы работы храма меняются в зависимости от сезона. Летом можно осмотреть храм в с 8:30 до 13:00, а затем с 16:00 до 18:30. В субботу храм работает с 8:30 до 13:00. В зимнее время (сентябрь-март) - с 8:00 до 17:00

Православная церковь во всем мире чтит память святого Лазаря за неделю до Пасхальных торжеств. Этот день особенно любят и торжественно отмечают в Ларнаке.

08.05.2015

По Евангелию Святой Лазарь был братом Марии и Марфы. Его жизнь была связана со Спасителем, ведь именно его Христос воскресил на четвертый день после того, как он умер. В католической церкви днем Святого Лазаря считается 17 декабря, а также именно он считается самым первым епископом, который служил в Марселе.

В Евангелие о Лазаре говорится только от имени Иоанна, а все события, которые связаны с ним, связаны с воскрешением. Когда Христос шел к Лазарю — к той гробнице, где он был похоронен, очень сильно начал плакать, а рядом стоящие, которые увидели это, стали говорить о том, что Иисус очень сильно любил Лазаря. После того, как Христос оказался возле пещеры, камень был отвален от нее, а Спаситель начал молиться. Прошло несколько минут, а из пещеры показалась рука человека, а потом и весь человек, им оказался Лазарь. Он был связан пеленами, Христос попросил, чтобы его развязали.

Неизвестно точное место захоронения Лазаря

Согласно католической традиции, которая была отражена в Легенде, Лазарь со своей сестрой и Марией Магдалиной решил поехать в Марсель, где начал проповедовать учение Христа. В Марселе были в основном язычники, которые не сразу приняли нового учителя. Через некоторое время Лазарь смог стать Марсельским епископом.

Мощи Лазаря были доставлены в город Китий, который сейчас называется Ларнака, в специальной раке из мрамора. На раке была небольшая надпись, которая говорит о том, что Лазарь являлся другом Спасителя.

Через несколько лет император Лев Мудрый распорядился перевезти мощи святого в Константинополь, где были размещены в небольшом храме под одноименным названием. В 10 веке в городе Ларнака возле могилы Лазаря построили церковь его имени. Самое интересное, что в 20 веке ученые случайно обнаружили небольшую раку, в которой были человеческие останки. По их мнению, это и были останки святого Лазаря. Скорее всего, в Константинополь были вывезены не все мощи святого. Ученые продолжают расходиться во мнении о месте захоронения Святого Лазаря, так как в свое время прошли слухи, что он был похоронен в Вифании, где и находится его могила. Это место сейчас считается мусульманским, а чтобы увидеть могилу, нужно заплатить деньги. Рядом с могилой расположена небольшая мечеть. Город Вифания во время византийского правления назывался Лазарион, после того, как его захватили мусульмане, город стал называться Эль – Азария, что по арабски означает «город Лазаря».

Несколько фактов воскрешения и традиция почитания Лазаря

Имя Лазарь произошло от сокращенной формы другого имени – Елизар. Если говорить о переводе этого имени, оно означает “ Бог мне помог “. В его честь назвали небольшой, но очень почитаемый орден рыцарей, который так и называется — Орден Лазаря свято.

По статистике, в данный момент в этом ордене находятся более шести тысяч человек, которые живут на разных материках. Орден считается монашеским, но относится к военным людям, которые принимают участие в боевых действиях. Все начиналось еще от крестоносцев, сражавшихся на землях Палестины в 11 веке. На сегодняшний день представители ордена занимаются только благотворительностью.

На Кипре в городе Ларнака, где находится церковь Святого Лазаря, в небольшом подземном крипте расположена гробница, а в ней музей. Этот музей собран из уникальных экспонатов, которые не были куплены или заказаны у кого – либо. Все, что там находится, было привезено и отдано дар прихожанами храма, которые посещали его на протяжении многих веков. Прошло много времени, а музей переполнился, в нем не хватало места и было построено новое здание, которое превратили в новый и расширенный музей.

Искусствоведы по – разному говорили о Лазаре

В прошлом веке Ван Гог решился рассказать о необычной интерпретации сюжета, представленного в Новом Завете. Данная работа сильно отличалась от канонического представления, так как Спаситель, который совершил чудо, воскресив Лазаря, был показан как Солнце, а на главном месте находился сам Святой со своими сестрами Марией и Марфой. В современной России Лазарь символизирует человека, который страдает от болезни и бедности, хотя после смерти он был вознагражден в последующей жизни на Небесах.

На Кубе не каждый может просить милостыню, это могут сделать те, кто посвятил себя Святому. Лазарь на этом острове остается самым главным покровителем для населения, а праздник стараются отмечать не только представители христианства, но и сторонники сантери, которые Лазаря считают божеством, повелителем болезней.





Как празднуют День памяти святого Доминика католики

Год за годом 6 августа исполняется день рождения Святого Доминика. В связи с этим представители католической церкви отмечают этот день. Доминик был тем, кто основал, наверное, самый известный среди монахов орден, ...


В Зачатьевском монастыре с особым благоговением и любовью почитают святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Почитание этого удивительного святого, друга Божия, восходит к самому началу возрождения обители, когда 10 апреля 1993 года, на Лазареву субботу, в Надвратном храме Нерукотворного Образа Спасителя, первом монастырском храме, переданном сестринской общине, была совершена Божественная Литургия, впервые после семидесяти лет запустения и гонений. Так святой праведный Лазарь стал Небесным покровителем монастыря. Празднуемое в тот памятный день Воскрешение Лазарево прообразовало собой воскрешение монашеской жизни в стенах древнейшей девичьей обители Москвы. Насельницы монастыря обращались в молитвах к святому праведному Лазарю о благодатной помощи в трудах внешних, и еще более во внутреннем молитвенном делании, трезвении и покаянии. Милостью Божией, в 2004 году состоялось паломничество на Кипр и стало возможным поклониться цельбоносным мощам святого Лазаря, друга Господня. Матушка с сестрами имели в душе благочестивое желание хранить в своей обители частицу святых мощей почитаемого святого. С этой целью было даже подготовлено обращение, отправить которое не получилось по обстоятельствам времени, но в «небесной канцелярии» письмо все же было «зарегистрировано», и в 2012 году, через 19 лет после первой Литургии в обители, святой праведный Лазарь благоволил посетить древнюю девичью обитель в своих мощах. В начале июня 2012 года Святейший Патриарх Кирилл совершил визит в братскую Кипрскую Православную Церковь, и Блаженнейший архиепископ Кипрский Хризостом II в знак братского общения двух Церквей преподнес Его Святейшеству драгоценный дар — икону святого праведного Лазаря Четверодневного и ковчег с большой частицей его святых мощей, с настоятельным пожеланием, чтобы святыня хранилась в большом храме с открытым доступом паломников для поклонения. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Зачатьевский монастырь был избран для принятия ковчега со святыней. 11 июня 2012 года в обители состоялась торжественная встреча делегации Кипрской церкви, сопровождавшей ковчег с частицей мощей святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Вечером совершили Всенощное бдение с литией в честь праведного Лазаря. К 21.00 в соборе собрался сонм московского духовенства (около 100 священников). В конце службы крестным ходом священнослужители и монашествующие вышли на площадь перед святыми вратами монастыря, к памятнику святителя Алексия, митрополита Московского. Весь собор, соборная площадь и площадь перед монастырем были наполнены благочестивыми богомольцами, приехавшими помолиться и приложиться к святым мощам. В благоговейной тишине все ожидали и наконец дождались прибытия святых мощей. С того благословенного дня ковчег с мощами святого Лазаря Четверодневного хранится в монастырском соборе, где перед ним служатся молебны, читается акафист.

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом, а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых. Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскресший Лазарь (Ин. 12,1-2, Ин.12,9-11).

С усилением гонений Лазарь Четверодневный вынужден был переселиться на Кипр. Согласно преданию, святые апостолы встретили Лазаря на Кипре и рукоположили его во епископа. Праведный Лазарь стал епископом Киттии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). О праведном Лазаре сохранилось не много сведений. По преданию, Сама Владычица Богородица исткала Своими руками святительский омофор для Лазаря и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу Киттийскому.

Лазарь жил на Кипре в тишине своих размышлений и трудов. Он никогда не улыбался после своего воскрешения, ибо прикоснулся к неведомой живущим на земле тайне жизни и смерти. Прожил праведный Лазарь Четверодневный на острове Кипре около тридцати лет. Как умер святой — неведомо, но погребли его христиане с честью в каменном саркофаге, там же рядом позднее были погребены и другие епископы. После многих разрушений от войн и землетрясений город переместился в другое место, а погребение древних архиереев, оказавшись под завалами, было забыто.

Долгое время могила Лазаря была неизвестна. Но на месте погребения праведника стали происходить удивительные события. В 392 году там была явлена Кипрская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. После явления Кипрской иконы Богородицы на том же самом месте забил целебный источник, он то пропадал, то вновь появлялся. И было еще множество чудесных явлений на том же месте. В конце VIII века здесь решили построить храм. И тогда под землей были обнаружены руины древней церкви. Были раскопаны древние саркофаги, надпись на одном из которых гласила: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Место, где был найден храм, назвали Ларнака (гроб Лазаря). Император Лев Мудрый, правивший тогда, решил перенести святые останки Лазаря в Константинополь.
На протяжении многих веков православные христиане были уверены, что мощи святителя Христова утрачены в Константинополе при разгроме его крестоносцами. Но в 1972 году при реконструкции храма Лазаря в Ларнаке был разобран каменный престол, в основании которого и обнаружили белого мрамора ковчег с частицами мощей. На крышке была надпись о том, что внутри святые мощи Лазаря Китийского. В настоящее время в восстановленном храме в Ларнаке святыня выставлена в храме у иконы воскрешения Лазаря Четверодневного. Можно спуститься под алтарь к гробницам первых епископов, где из опустевшего гроба Лазаря истекает святая вода: это тот самый источник, указывавший киприотам на место погребения святого Лазаря.

К многоцелебным мощам праведного Лазаря обращаются многие, особенно те, кто находится в состоянии тяжкого уныния и отчаяния, и святой неизменно помогает всем, укрепляя дух и умножая веру. Святой Лазарь вместе со своими святыми сестрами — праведными Марфой и Марией, является также покровителем странноприимства и других дел милосердия.

ЕСЛИ ВЫ ПОДХВАТИЛИ ПРОКАЗУ В 12 ВЕКЕ, ваша карьерная перспектива выглядела плачевно: вы годились разве что на роль пугала для непослушных детей. Люди не имели представления о причинах этой болезни, однако знали о её заразительности, поэтому прилагали все усилия к тому, чтобы изгнать прокажённых из общества. Больным были запрещены любые контакты со здоровыми людьми, их содержали в специальных местах - лепрозориях. Одним из таких мест и был лепрозорий имени Святого Лазаря в Иерусалиме, специализировавшийся на бывших рыцарях. Тамплиеры посылали туда бывших членов своего ордена и оплачивали их проживание.

Однако когда крестовые походы участились и османские орды постучались в иерусалимские двери (образно говоря), прокажённые рыцари решили, что не собираются сдаваться без боя. Вместо того, чтобы спокойно ждать смерти, они снова надели доспехи, взяли в руки свои палаши и вступили в бой.

Не сказать, чтобы рыцари Ордена Святого Лазаря были очень успешными в своих кампаниях, но это не означает, что они не были грозными противниками. Видите ли, куча разваливающихся на глазах парней, к тому же знающих о собственной неминуемой и скорой смерти, а также неспособные чувствовать боль из-за повреждения нервов, были, безусловно, мощнейшим психологическим (и биологическим) оружием. Орден прокажённых - какой прекрасный сюжет для Голливуда.

Давайте узнаем подробности истории этого «биологического оружия» …

Орден Святого Лазаря, третий по счету военно-монашеский орден, учрежденный в Святой Земле, был основан в Иерусалиме в эпоху Крестовых походов. Но первые упоминания о госпитале (странноприимном доме) Святого Лазаря относятся к периоду, предшествовавшему эпохе Крестовых походов, а именно — к 1130 г., когда госпиталь прокаженных, построенный с внешней стороны северной стены Иерусалима, был взят под свою опеку «франкскими» (западноевропейскими) странноприимцами (госпитальерами, госпиталариями), придерживавшимися Устава монашеского ордена августинцев и носившие августинское орденское облачение черного цвета безо всяких эмблем или отличительных знаков. По всей вероятности, он был учрежден на базе лепрозория (лечебницы для прокаженных), основанной греками и армянами еще до начала Первого Крестового похода (и находившейся, до прихода «латинян»-крестоносцев в Палестину с Запада под юрисдикцией греческой православной церкви). Госпитальеры Святого Лазаря, возможно, являлись членами Ордена Святого Иоанна, также носившими в первоначальный период своей истории черные августинские (или бенедиктинские) облачения безо всяких знаков отличия. Во всяком случае, первый глава (ректор) Ордена иоаннитов-госпитальеров, блаженный Герард (Жерар) традиционно считается также и первым главой Ордена Святого Лазаря. В пользу правильности данной версии говорит и следующее обстоятельство.

Правила (Уставы) военно-монашеских Орденов храмовников-тамплиеров и госпитальеров-иоаннитов предусматривали переход своих членов, заразившихся проказой (лепрой), из своих прежних Орденов в Орден Святого Лазаря.

Новое странноприимное братство в 1142 г. уже имело в Святом граде Иерусалиме собственную церковь, а с 1147 г. было известно под названием «Прокаженные братья Иерусалима» («Прокаженные Иерусалимские братья»). К 1156 г. относятся упоминания о существовании в Иерусалиме самостоятельного конвента (монашеской общины) Святого Лазаря. С 1157 г. в латинских хрониках упоминается уже не просто конвент, а Орден Святого Лазаря, в обязанности которого входила опека над прокаженными и уход за ними, а позднее — также защита паломников, отправлявшихся к Гробу Господню.

К этому времени Орден лазаритов имел страноприимницы-лечебницы в Тивериаде, Аскалоне, Акконе, Кесарии и Берите (Бейруте). Монахи Ордена Святого Лазаря содержали во всех основанных в Святой Земле государствах западных крестоносцев широко разветвленную сеть госпиталей (странноприимных домов) и церквей. Кстати, именно от названия Ордена Святого Лазаря происходит название «лазарет», означающее «больница» (по преимуществу военная). Покровителем Ордена был избран упоминаемый в Евангелиях Святой Лазарь «Четверодневник» (воскрешенный Иисусом Христом из мертвых на четвертый день после своей кончины), ставший впоследствии первым епископом Массилии (Марселя) и принявший вторичную смерть уже как мученик за Христа.

По мере усиления мусульманского натиска на «франкские» государства на Ближнем Востоке, все большее значение в деятельности членов Ордена Святого Лазаря (лазаритов) стало приобретать участие в вооруженной обороне христианских владений. Соответственно, все большую роль в Ордене Святого Лазаря стал играть военно-рыцарский элемент. Рыцари, вступавшие в Орден, не обязательно были прокаженными, но, видимо, постепенно заражались проказой, неся свою нелегкую воинскую службу в его рядах, а в перерывах между боями и походами ухаживая за больными. В Ордене Святого Лазаря состояли и «услужающие братья» (сервиенты или сержанты), набиравшиеся из числа прокаженных неблагородного происхождения. Рыцари Святого Лазаря облачались в черные плащи (мантии) с белой каймой и зеленым крестом (принявшим со временем характерную «мальтийскую» форму с «ласточкиными хвостами» на концах креста) и потому нередко именовались в хрониках и документах «рыцарями Зеленого Креста» — наряду с «рыцарями Белого Креста» (госпитальерами-иоаннитами, «рыцарями Красного Креста» (храмовниками-тамплиерами) и «рыцарями Черного Креста» (тевтонскими, или немецкими, рыцарями). Хотя исторически рыцари Ордена Святого Лазаря носили свои зеленые кресты на черном «августинском» (или «бенедиктинском») облачении, со временем, по мере развития правил геральдики (с принятием запрета накладывать металл на металл и эмаль на эмаль), на орденском гербе лазаритов зеленый крест стал изображаться не на черном, а на белом (серебряном) поле.

Как уже упоминалось выше, по соглашению, заключенному между Орденом Святого Лазаря и другими военно-монашескими Орденами, члены последних, заболевшие проказой, переходили в состав лазаритов (глава которых – Великий Магистр – по Уставу мог быть избран только из числе прокаженных; впрочем, подобное правило существовало не всегда и со временем было отменено). Как бы то ни было, хронистами было неоднократно засвидетельствовано, что, когда мусульмане в бою встречались с колонной прокаженных «братьев» (рыцарей и сержантов) Ордена Святого Лазаря, то предпочитали искать спасения в бегстве.

Вероятно, вид атакующих прокаженных воинов-монахов (особенно в открытых, без забрала, шлемах, или в шлемах с поднятым забралом) был слишком устрашающим для тех, кому предстояло встретиться с ними в бою лицом к лицу. К тому же известно, что прокаженные нечувствительны к физической боли, что также делало их особенно опасными противниками.

Воинский контингент Ордена Святого Лазаря принимал участие в неудачной для армии Иерусалимского королевства крестоносцев битве с армией султана Египта и Сирии Салах ад-Дина при Хиттине (1187 г.). До нас также дошли сведения об участии вооруженного отряда лазаритов в неудачной для «латинян» битве при Газе (Ле Форби или Форбии) в 1244 г., в которой Орден Святого Лазаря понес тяжелые потери (по некоторым данным, он потерял в ней почти весь свой личный состав, как здоровых, так и прокаженных «братьев», во главе с Великим Магистром). После падения Иерусалима в 1243 г. Орден Святого Лазаря перенес свою штаб-квартиру в Аккон (Аккону, Акру, Аккарон, Екрон, Сен-Жан д’Акр, Птолемаиду, Птолемеис), разместив ее в башне Святого Лазаря, расположенной в северном пригороде Аккона — Монмусарде, оборона которого была поручена лазаритам.

В 1253 г. Орден лазаритов совершил неудачную военную экспедицию против мусульман в городе Рамле (Рамаллахе) и был спасен от полного уничтожения только благодаря вмешательству французского короля-крестоносца Людовика IX Святого.

Все «братья-рыцари» Ордена Святого Лазаря, участвовавшие в обороне Аккона от мусульман, погибли при взятии этого последнего оплота крестоносцев на побережье Святой Земли сарацинами в 1291 г.

В 1291 г., после падения Сен-Жан д’ Акра – последней крепости крестоносцев в Палестине – Орден Святого Лазаря был вынужден навсегда покинуть Святую Землю и перебраться сперва на остров Кипр, а затем — в Королевство Обеих Сицилий (Неаполитанско-Сицилийское королевство) и во Францию, где лазариты основали множество госпиталей и лазаретов. К этому времени лазариты полностью прекратили свою военную деятельность, продолжая нести свое госпитальерское служение вплоть до 1342 г. Со временем, вследствие уменьшения численности кавалеров и монахов, Орден Святого Лазаря был вынужден в 1490 г. подчиниться духовно-рыцарскому Ордену Иоаннитов (влившись со временем в его католическую ветвь, ныне более известную под названием Мальтийского Ордена).

Тем не менее, 4 мая 1565 г. папа римский Пий IV восстановил правовую и организационную самостоятельность Ордена Святого Лазаря. Однако, назначенному новым Великим Магистром лазаритов двоюродному брату римского понтифика, Джаннотто Кастильоне, не удалось восстановить прежнюю орденскую структуру, а в 1572 г. герцог Савойский Амедей добился от него признания своего сюзеренитета (верховной светской власти) над командорствами Ордена Святого Лазаря, существовавшими во владениях герцогов Савойских.

С давних времен небесным заступником и покровителем Савойской династии (первоначально — герцогской, а потом и королевской) считался Святой мученик Маврикий – древнеримский военачальник, предводитель Фиванского легиона, претерпевший мученическую кончину за Христа в 286 г., в период преследований христиан Императором Диоклетианом. «Меч Святого Маврикия», наряду со Святым копьем сотника Лонгина, относился к числу древнейших и главнейших святынь и коронационных инсигний («державных клейнодов») средневековой Священной Римской Империи.

В 1434 г. герцогом Савойским Амедеем VIII была учреждена монашеская община во имя Святого мученика Маврикия. Сам герцог, отрекшись от Савойского престола, вместе с несколькими бывшими придворными принял монашеский постриг, принес обеты нестяжания, целомудрия и послушания и поселился в основанном для этой цели монастыре. Позднее к ним присоединилось и некоторое количество братьев-рыцарей. Подобное развитие от чисто монашеской к духовно-рыцарской организации проделали многие западноевропейские Ордены(например, госпитальеры-иоанниты, тевтоны или упомянутые выше лазариты). Однако эта первая духовно-рыцарская ассоциация во имя Святого Маврикия, в силу ряда причин, просуществовала очень недолго. Впрочем, 10 сентября 1572 г. Орден Святого Маврикия был восстановлен специальной буллой римского папы Григория XIII. Апостольский престол особой грамотой подтвердил герцогу Савойскому Филиберту, что звание Великого Магистра лазаритов навечно закреплено за ним и за его преемниками на Савойском престоле. О непременном пострижении герцогов и других лазаритов в монахи речи в папской грамоте более не было, хотя определенные религиозные обеты и некоторый штат клириков были сохранены.

После этого Орден Святого Лазаря был объединен с династическим савойским рыцарским Орденом Святого Маврикия в единый новый Орден Святого Маврикия и Лазаря. 15 января 1573 г. папа римский утвердил новый знак объединенного ордена – белый «клеверный» крест Святого Маврикия, наложенный на зеленый, «мальтийской» формы, крест Святого Лазаря. Эмблема получилась достаточно замысловатой, но в истории военно-монашеской орденской символики случалось и не такое. Эта символика всегда отличалась большим разнообразием. В ней использовалась даже звезда, которую нередко считают чем-то изначально противоположным Кресту.

Так, эмблемой духовно-рыцарского Ордена Монжуа (или Богородицы Монжуа) долгое время являлась красная пятиконечная звезда! Ливонские рыцари Христовы (меченосцы) одно время носили на своих белых «цистерцианских» орденских облачениях над красным мечом красную же звезду — по одним сведениям, восьми-, по другим — шести- или даже пятиконечную. Красная звезда с синим кругом внутри звезды украшала орденское облачение рыцарей-»звездоносцев», и т.д. Как бы то ни было, Орден Святых Маврикия и Лазаря и по сей день является одним из старейших рыцарских Орденов Европы.

Развитие Ордена Святого Лазаря во Франции (где он стал именоваться рыцарским Орденом Святого Лазаря Иерусалимского, или – что более точно – Иерусалимским Орденом Святого Лазаря) пошло своим собственным путем, отличным от пути развития одноименного савойского ордена. Он превратился в династический Орден французских королей, получил название «Ордена Пресвятой Богородицы Кармильской (от горы Кармил в Святой Земле)» и специально поддерживался, в частности, «королем-солнцем» Людовиком XIV, в качестве противовеса Ордену Святого Иоанна Иерусалимского. К 1696 г. французский Орден Святого Лазаря насчитывал в своем составе более 140 командорств и содержал собственную военно-морскую эскадру. Корабли французских лазаритов сражались с английскими пиратами. Французские рыцари Святого Лазаря носили белые полукафтанья с вышитым на груди оранжево-зеленым орденским крестом. В 1790 г. французский Орден Святого Лазаря Иерусалимского был, подобно своему главному сопернику и конкуренту — Ордену Святого Иоанна Иерусалимского — упразднен революционными властями Французской республики, а все его владения во Франции были конфискованы.

В 1798 г. французский король-изгнанник Людовик XVIII пожаловал Орденом Святого Лазаря Иерусалимского предоставившего ему политическое убежище в России Императора и Самодержца Всероссийского Павла I, после того, как тот, в качестве 72-го Великого Магистра Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, пожаловал пребывавшего в изгнании в столице Курляндии Митаве французского монарха Большим Крестом Ордена Святого Иоанна.

Что же касается нового объединенного савойского Ордена Святых Маврикия и Лазаря, то он унаследовал от древнего Ордена Святого Лазаря традиционную миссию опеки над больными (преимущественно над прокаженными, но не только). Поскольку объединенный Орден имел теперь не одного, а целых 2 небесных покровителей и заступников, то стал ежегодно отмечать не 1, а целых 2 орденских праздника (22 сентября – день Святого Маврикия, а 17 декабря – день Святого Лазаря). Этим орденом пьемонтский (сардинский) король (прямой потомок герцогов Савойских) наградил, между прочим, российского генералиссимуса А.В. Суворова, графа Рымникского и князя Италийского.

В 1839 г., в рамках системы орденских наград, сардинским королем, как Великим Магистром Ордена, была учреждена золотая Маврикиевская (Маврикианская) медаль за храбрость. Эту медаль получали также все пьемонтские солдаты, прослужившие в армии не менее 50 лет. Сходным образом в России обстояло дело с солдатской Аннинской медалью и солдатскими донатскими знаками отличия Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (павловской эпохи). Впоследствии статус пьемонтской Маврикиевской медали неоднократно менялся. Медаль пережила падение монархии в Италии и была сохранена для вооруженных сил Итальянской республики (впрочем, уже безо всякой связи с Орденом Святых Маврикия и Лазаря).

В 1848 г. было отменено существовавшее прежде, в качестве непременного условия для приема в Орден Святых Маврикия и Лазаря, требование обязательного подтверждения благородного (дворянского) происхождения кандидата. С тех пор орденом стали жаловаться и не дворяне.

После объединения Италии под скипетром монархов Савойской династии, поставленных историей во главе Сардинского королевства (Пьемонта), Орден Святых Маврикия и Лазаря сохранился в качестве одной из высших наград объединенного Итальянского королевства и даже получил владения, конфискованные после 1860 г. у Константиновского Ордена Святого Георгия (династического рыцарского Ордена Пармского великогерцогского дома и Королевского дома Обеих Сицилий) и у Ордена Святого Стефана (династического Ордена тосканских герцогов из австрийской династии Габсбургов). После объединения Италии Орден Святых Маврикия и Лазаря окончательно утратил свой изначально военно-монашеский характер. Все религиозные обеты, еще существовавшие для кавалеров-лазаритов, были отменены. Тем не менее, Орден Святых Маврикия и Лазаря не прекратил своей госпитальерской деятельности Он по-прежнему содержал лазареты-госпитали в гг. Люцерно, Ланцо, Валенце, Аосте и Турине.

Начиная с 1868 г., савойский Орден Святых Маврикия и Лазаря имеет 5 степеней (введенных явно под влиянием аналогичных степеней французского Ордена Почетного Легиона):

1) I степень – Кавалер Большого Креста (Cavaliere di Gran Crocе);

2) II степень – Великий (Большой) офицер (Grande Ufficiale);

3) III степень – командор, комтур или коммендатор (Commendatore);

4)IV степень – офицер (Ufficiale);

5)V степень – рыцарь, или кавалер (Cavaliere).

В годы правления дуче фашизма Бенито Муссолини (при котором итальянский король фактически «царствовал, но не правил»), Орденом Святых Маврикия и Лазаря были награждены, начиная с самого фашистского диктатора, почти все крупные сановники фашистской Италии и союзных с нею государств, в том числе гитлеровского «Третьего (Тысячелетнего) рейха». Когда же Муссолини был свергнут в результате дворцового заговора в 1943 г. и король назначил новым главой правительства маршала Бадольо, в «кавалеры Святых Маврикия и Лазаря» стали зачислять военачальников вчерашних стран-противниц Италии во Второй мировой войне.

Так, безо всякого «перехода», после «столпов» нацистской Германии, орденом Святых Маврикия и Лазаря были награждены польский генерал Владислав Андерс, командовавший 2-м польским армейским корпусом в составе британской 8-й армии под командованием генерал-лейтенанта сэра Оливера Лиза, высадившейся в Италии в 1943 г. 3-я и 5-я польские дивизии вошли в историю Второй мировой войны благодаря своему участию в боях за знаменитый бенедиктинский монастырь Монте-Кассино, оборонявшийся 1-й германской парашютно-стрелковой дивизией из состава 10-й германской армии под командованием генерала фон Фитингофа. После долгих, крайне ожесточенных и кровопролитных боев и ухода германских войск с оборонявшейся ими т.н. «линии Густава» полякам («с нашивками «Поланд» на английском хаки», как писал советский поэт и прозаик Константин Симонов в одном из своих стихотворений) удалось 17 мая 1944 г. захватить полностью разрушенный монастырь.

Орденом Святого Маврикия и Лазаря были награждены не только сам генерал Андерс, но и многие из его офицеров. Награждение было произведено по указу принца Умберто II в качестве «генерал-капитана Итальянского королевства» и Великого Магистра Ордена Святых Маврикия и Лазаря и всех королевских орденов Савойского дома за отвагу и мужество, проявленные ими в боях за Монте-Кассино. Принц Умберто до конца жизни продолжал претендовать на итальянский трон и – к вящему недовольству властей Итальянской республики, запретивших членам Савойского дома даже въезд в Италию! – награждал всех, кого считал достойными, Орденом Святых Маврикия и Лазаря, как и другими королевскими орденами и знаками отличия, пребывая в эмиграции в Португалии до самой своей смерти, последовавшей в 1983 г. Генерал Владислав Андерс и его офицеры в память о боях за Монте-Кассино, о которых польские бойцы сочинили даже известную песню «Алые (от польской крови — В.А.) маки Монте-Кассино», всегда надевали на встречах ветеранов и официальных мероприятиях свои орденские знаки Святых Маврикия и Лазаря.

Конечно, уважаемый читатель вправе задаться вопросом, способствовал ли престижу династического савойского Ордена тот факт, что им, почти сразу же после измены Итальянского королевства делу держав «Оси Берлин-Рим», верности которой итальянские «союзники» до этого неустанно клялись, и переходу на сторону стран антигитлеровской коалиции, были награждены в одночасье превратившиеся в новых друзей и соратников польские генералы и офицеры, хотя совсем недавно тем же самым орденом награждались бывшие германские союзники Италии. Интересно, какие чувства испытывал генерал Андерс, при мысли о том, что его имя было занесено Орденским канцлером (Cancelliere dell’Ordine) в список кавалеров Большого Креста Ордена Свяых Маврикия и Лазаря – сразу же за именами рейхсмаршала (имперского маршала» Третьего рейха) Германа Геринга и рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Впрочем, Андерс был выдающимся военачальником и самым известным польским генералом времен Второй мировой войны, так что его репутации ничего повредить не могло.

Вообще-то, история этой войны была богата подобными казусами. Так, в Королевстве Румынии (после его молниеносного перехода из стан союзников Гитлера в стан его противников и объявления войны Германии, разумеется!) король Михай Гогенцоллерн-Зигмаринген наградил высшим румынским военным орденом Михая Храброго немало советских генералов и офицеров (и продолжал награждать их этим орденом вплоть до своего формального «отречения», а фактического отстранения от власти коммунистами при поддержке СССР в 1947 г.!). А между тем, не кто иной, как упоминавшийся выше «имперский маршал» Герман Геринг был за пару лет перед тем награжден тем же самым королем румынским Михаем всеми тремя степенями ордена Михая Храброго, а германский генерал-фельдмаршал фон Манштейн – орденом Михая Храброго двух степеней! Впрочем, и сам король Михай умудрился, с ходу превратившись в «антифашиста», «защитника свободы и демократии» и пр., удостоился награждения советским Орденом Победы (из которого позднее, пребывая в изгнании в Лондоне, по собственному признанию выковыривал один бриллиантик за другим, чтобы обеспечить себе безбедное существование)!

В Итальянской республике (с 1946 г.) Рыцарский Орден Святых Маврикия и Лазаря, вместе с изгнанием Савойской династии, утратил статус государственной награды, оставшись Орденом итальянского Королевского Дома в изгнании. Тем не менее, госпитальерские структуры Ордена Святых Маврикия и Лазаря были сохранены на территории Итальянской республики – на том основании, что традиционно осуществляют гуманитарно-медицинские функции (наподобие аналогичных структур Мальтийского Ордена).

источники

http://www.proza.ru/2015/01/23/1684

http://voinstvo12age.narod.ru/index/0-8

http://www.templar.globalfolio.net/Epoha/voeno_monasheskije_ordena/Lazarj/orden_lazarja.htm

http://knight-spirit.mianie-system.org/orden-svyatogo-lazarya/

И еще немного интересной информации для вас о крестоносцах: вот , а вот . Вспомним еще кто такой и что это за . А вот конечно же Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -