Создание вестготского королевства. Вестготы - это древнегерманское племя. Вестготское королевство. Вестготы и остготы. Окончательное падение государства

Важнейшей задачей вестготских королей, утвердившихся на Пиренейском полуострове, стало обеспечение единства разнородного и разрозненного испанского общества. Пограничные конфликты, мятежи внутри страны, отсутствие преемственности королевской власти – всё это создавало бесконечную череду проблем, с которой боролись, но так до конца и не справились вестготские короли. Между тем, Европе практически не было дела до того, что творится за Пиренеями.

Благочестивый мятежник

Как помним, в 573 году король вестготов Леовигильд назначил соправителями своих сыновей Герменегильда и Реккареда. Стремясь укрепить границу с франками, наседавшими на Септиманию – владения вестготов за Пиренеями на территории современной Франции, – Леовигильд женил старшего сына на дочери франкского короля Ингунде (Ингузе). Этот брак был заключён в 579 году и быстро привёл к жестокой распре внутри вестготского королевства.

Дело в том, что Ингунда была ревностной католичкой, в то время как вся королевская вестготская семья исповедовала старую «готскую веру» – арианство. Наибольшее религиозное рвение проявляла жена Леовигильда, королева Гоисвинта (Гозвинта, Гозвинда).

Гоисвинту Леовигильд «унаследовал» от своего предшественника вместе с королевским троном. Сыновьям-соправителям, Герменегильду и Реккареду, эта дама приходилась мачехой: Леовигильд был женат на ней вторым браком. Имя его первой жены неизвестно, а сообщение о том, что её звали Феодосия и что она была византийского происхождения, видимо, следует считать легендарным.

Итак, в королевской семье начались раздоры. Гоисвинта требовала, чтобы Ингунда обратилась в арианство. Злая свекровь даже «схватила девушку за волосы, бросила её на землю и до тех пор её била башмаками, пока у неё не выступила кровь, затем она приказала снять с неё одежду и окунуть в пруд» (видимо, пытаясь насильственно «перекрестить» в арианство), как сообщает епископ Григорий Турский. Однако Ингунда стойко держалась католической веры.

В конце концов, Леовигильд отправил старшего сына с женой в Севилью в качестве правителя области Бетика, удалив его тем самым от своего двора.

Испания при вестготах

В Севилье, вдали от отцовского присмотра, Герменегильд уступил просьбам жены и перешёл в католичество. Тотчас поднялось восстание: города, где преобладали католики, объявили Герменегильда своим государем, а еретика Леовигильда признавать королём отказались. Леовигильд отправил к сыну послов, убеждая того прекратить бунт. Герменегильд же развязал полномасштабную войну против отца и одновременно повёл тайные переговоры с византийцами.

Чтобы лишить мятежного сына возможности получать помощь от сторонников, Леовигильд начал последовательно преследовать всех влиятельных католиков в больших городах. «Многие были обречены на изгнание, лишены имущества, истощены голодом, посажены в тюрьму, подвергнуты избиению и погибли от различных наказаний. Зачинщицей же этого злодеяния была Гоисвинта» , – сетует Григорий Турский и тут же мстительно прибавляет, что королеву постигла кара свыше: бельмо затянуло один её глаз.

В 582 году Леовигильд наконец отправил против Герменегильда войска. К тому времени на стороне восставших находились такие значительные города, как Мерида и Касерес. Дважды правительственные войска терпели поражение от мятежников, причём Герменегильд, засевший в Севилье, даже отчеканил монеты, на которых запечатлел свои победы.

Тогда Леовигильд выступил против непокорного сына лично и с большим трудом овладел Касересом, а затем Меридой. Дипломатической победой короля стало полученное от византийцев обещание отказаться от помощи Герменегильду. Утверждают, что ради этого Леовигильд раскошелился на страшную сумму в 30 000 солидов.

В 583 году Леовигильд осадил столицу Герменегильда Севилью – однако взять город штурмом сумел только спустя два года. Во время штурма Герменегильда в Севилье не было – он объезжал Бетику, собирая подкрепление, и временно остановился в Кордове. Когда же к Кордове приблизились королевские войска, Герменегильд вынужден был сдаться отцу. Григорий Турский изображает этот эпизод так:

«Герменегильд, лишённый помощи, увидел, что никак не сможет одолеть отца. Он устремился к расположенной поблизости церкви, при этом говоря: «Да не пойдёт отец мой против меня, ибо противоестественно, чтобы сын убивал отца или отец сына». Услышав эти слова, Леовигильд послал к нему его брата (Реккареда), который, после того как дал ему клятву в том, что Герменегильд не будет подвергнут никакому унижению, сказал: «Подойди сам к нашему отцу и пади перед ним ниц, и он всё тебе простит». Герменегильд бросился к ногам отца. Подняв его и поцеловав, отец успокоил его льстивыми речами и привёл в лагерь. Пренебрегая клятвой, он подал знак своим, приказав схватить его, снять с него одежду и надеть на него рубище. Вернувшись в город Толедо, он отнял у него слуг и отправил его в изгнание лишь с одним слугой».

Сперва Герменегильд был сослан в Валенсию; оттуда пленника перевели в Таррагону, где он и был тайно умерщвлён – неизвестно, по инициативе ли местных ариан или же по секретному распоряжению самого Леовигильда. Так закончилась шестилетняя гражданская война в Вестготском королевстве. Впоследствии Герменегильд был объявлен пострадавшим за истинную веру и канонизирован как святой, а младший брат мученика Реккаред лично расправился с его убийцами.


Смерть Герменегильда (картина Алонсо Васкеса, 1602 год)

Что касается его жены Ингунды, то она, как сообщает в «Истории лангобардов» хронист Павел Диакон, с маленьким сыном бежала в Галлию, но на границе была задержана. Её увезли в Сицилию, где она и умерла, а сына отправили в Константинополь к императору Маврикию.

«Равноапостольный» король

В 586 году Леовигильд умер, а на престоле его сменил Реккаред. Новый король решил покончить с религиозной рознью. В 589 году он созвал в Толедо III Поместный собор. На этом соборе сам король Реккаред и виднейшие представители готской знати и арианского духовенства подписали ортодоксальный символ веры. Отныне официальной религией в Испании становилось католичество.

Вдовствующая королева Гоисвинта пыталась организовать арианский заговор и даже поддержала восстание знати, которая оставалась верной традиционной «вестготской религии». Этим раздором воспользовались католики-франки, которые тотчас вторглись в Септиманию, однако Реккаред разгромил франков, а зачинщиков мятежа предал смерти или изгнанию. Впрочем, арианская «партия» так и не сдалась до самого конца вестготского королевства.


Реккаред на церковном соборе принимает католичество

По мысли Реккареда, установление конфессионального единства должно было создать предпосылки для слияния основных этнических групп, населявших Испанию. В стране теперь оставалась единственная группа, которая сохраняла собственную религию, – евреи. Они жили в Испании со времён императора Адриана, и до некоторых пор их положение было вполне удовлетворительным: они могли занимать общественные должности и вступать в брак с христианами.

Притеснения начались при Леовигильде. Реккаред и его преемники вынуждали евреев принимать христианство под страхом конфискации имущества и изгнания. В дальнейшем антииудейские законы ужесточались всё больше.

Ещё одно важное значение III Толедского собора заключалось в том, что король был вознесён на сакральный уровень и объявлен «священнейшим правителем, исполненным божественного духа… ибо он исполнил апостольский долг» . Иными словами, вестготский король, подобно византийскому императору, объявлялся «равноапостольным».

В дальнейшем взаимопроникновение церковной и светской областей государственной жизни будет только усугубляться. На Толедских соборах будут обсуждаться светские законы, и каждый новый вестготский король, даже захвативший власть путём переворота, получит от «своей» церкви одобрение и освящение.

Нельзя сказать, чтобы внутренние враги были усмирены раз и навсегда. Об одном из выступлений «оппозиции» сообщает в своей «Хронике» епископ Иоанн Бикларский:

«Когда Реккаред правил, наслаждаясь ортодоксальным миром, ему были ниспосланы домашние интриги. Ведь некто из его спальни, а также герцог провинции по имени Аргимунд, стремясь захватить власть, составили заговор против короля Реккареда, намереваясь, если удастся, лишить его и королевства, и жизни. Но коварство этого нечестивого заговора было раскрыто, (Аргимунд) схвачен и ввергнут в железные оковы; после допроса сообщники его сознались в нечестивом коварстве и были казнены, понеся заслуженную кару».

Реккаред укрепил границы королевства, подавил внутренние мятежи и сделал всё для того, чтобы вестготской власти был подчинён весь полуостров. Он умер в 601 году, оставив королевство почти единым и почти процветающим. Именно с этого момента начинается своеобразная изоляция готской Испании. Европе до неё как будто нет никакого дела.


Развалины Реккополиса – города, названного в честь Реккареда и одной из столиц вестготов

Франки в тот момент не были способны на какие-либо серьёзные действия и перестали представлять интерес как в качестве союзников, так и противников. Септимания на время утвердилась за вестготами. С королевством лангобардов в Италии у наследников Реккареда практически не имелось точек соприкосновения. Византию занимала борьба с Персией, а с 632 года – с арабами, и ей также определённо было не до того, что происходит за Пиренеями.

Вестготское королевство казалось «потерянным» для европейской политики. Да и вестготы практически не уделяли внимания тому, что происходило за пределами их страны. А между тем, к Испании приближалась новая угроза, о всей серьёзности которой вестготы пока не догадывались.

Время раздоров

Первого вестготского властителя, который столкнулся с мусульманскими завоевателями, звали Вамба. Этого короля избрали на трон в день смерти его предшественника, и произошло это в 672 году.

Вамба был родовитым вестготом. Кстати, само его имя может быть не собственно именем, а прозвищем – оно означает «толстяка», «человека с большим брюхом».

Уже немолодой король, тем не менее, энергично взялся за дело. Сначала он воевал с мятежным графом Нима Хильдерихом, не признававшим власти нового короля. Однако лично покончить с этой проблемой Вамба не успел – в очередной раз восстали баски. На сей раз они добрались до Сарагосы, и Вамба поневоле переключился на них как на более серьёзную угрозу. Против Хильдериха, по приказанию Вамбы, выступил герцог Септимании по имени Павел. Тот, разгромив Хильдериха, в свою очередь провозгласил королём лично себя и короновался в Нарбонне.

Теперь Вамбе пришлось сражаться уже против Павла. Не встречая серьёзного сопротивления, король перешёл Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. В «Истории короля Вамбы» епископ Юлиан Толедский подробно излагает эти события:

«После того как Нарбонн была захвачен и подчинён, наше войско бросилось в погоню за Павлом, который обосновался в Ниме и собирался держать там оборону. Следом сдались города Биттеры и Агаф… Наши отправились прямо на Ним, чтобы завоевать его. Впереди было приказано идти авангарду во главе с четырьмя полководцами. Из него был выделен отряд молодых воинов, который шёл примерно в тридцати милях впереди.

Это войско славно обрушилось на Ним, где Павел готовился к сражению, вместе с отрядами галлов и собравшимися там франками. Упредив засады, расставленные мятежниками, и совершив быстрый марш, проделанный в течение одной ночи, наши боевые порядки… показались, как только забрезжил рассвет.

[Враги]… заподозрив хитрость и засаду, посчитали лучшим вести сражение изнутри города, со стен, нежели за его пределами встретиться с неожиданной опасностью… Когда над землёй взошло солнце, наши вступили в сражение. Сначала все увидели тучу камней… Они смяли поставленных на стены (для обороны) воинов всеми возможными метательными снарядами, копьями и стрелами; хотя, впрочем, и враги, сопротивляясь, поразили многих наших брошенными дротиками. Ну что я могу сказать ещё? Жестоко с обеих сторон велась битва…»

Последний оплот Павла – римский амфитеатр Нима – пал, и мятежный герцог был вынужден сдаться. В стране как будто воцарился мир.


Толедо (гравюра XIX века)

Новая угроза пришла извне – первые признаки той бури, которая через 40 лет окончательно сокрушит вестготское королевство в Испании. Северное побережье Африки было захвачено воинственными арабами. Не желая останавливаться на достигнутом, арабы направили к восточному берегу Пиренейского полуострова флотилию. Вамба отбил вторжение и нанёс захватчикам урон в живой силе и кораблях.

Все эти неурядицы заставили Вамбу обратить большее внимание на армию. К этому времени среди вестготов появилось обыкновение уклоняться от воинской службы. Наверное, если бы о таком рассказать Алариху, тот просто не поверил бы собственным ушам. Вамба же вынужден был издавать законы, согласно которым все обитатели полуострова под страхом различных наказаний обязывались участвовать в войне – в частности, гражданин, не выполняющий воинский долг, терял личную свободу.

Витица и его сыновья

Король Вамба пал жертвой интриги. 14 октября 680 года на пиру Эрвиг, родственник предшественника Вамбы, короля Хиндасвинта, поднёс Вамбе в напитке яд. Вамба потерял сознание – все были уверены, что он умирает. Согласно обычаю, на короля надели монашескую одежду, дабы он предстал перед Господом в одеянии святости.

Согласно одной версии, король тогда не умер. Когда через несколько часов он очнулся, то узнал, что успел перейти в духовное звание и тем самым лишился возможности управлять страной. После этого отрекшийся от престола Вамба прожил ещё 12 лет в монастыре. Другая версия событий сводится к тому, что Вамба скончался вскоре после того, как был отравлен, 30 сентября или 14 октября 680 года. Так или иначе, престол он потерял.

Власть перешла к Эрвигу, который умер 15 ноября 687 года, назначив преемником своего зятя Эгику. Эгика, племянник по материнской линии Вамбы, занимался преследованием его врагов, а епископ Толедский Сисберт, в свою очередь, организовал заговор против Эгики, и одно время «королём» в Толедо считался некий Сунифред (о котором ничего не известно, кроме того, что он дерзко чеканил свою монету).

В 694 году население Испании выкосила страшная эпидемия чумы. О масштабах бедствия говорит хотя бы тот факт, что вестготское правительство временно приостановило жёсткие антииудейские законы и разрешило христианам пользоваться услугами иудеев.

С 698 года соправителем Эгики уже считался его сын Витица (Витик, Витиза). Таким способом Эгика пытался обеспечить за сыном королевскую власть. В конце 702 года Эгика скончался.

Правление Витицы счастливым определённо не было. Между 707 и 709 годами в Испании лютовал голод, к которому присоединилась чума. Хроники говорят о том, что король вёл распутный образ жизни, и даже, в силу своей развращённости, принуждал клириков брать себе жён. Согласно одной из версий, такое решение было продиктовано тем обстоятельством, что Испания после эпидемий обезлюдела, и король пытался увеличить численность населения любой ценой.

Витица также попытался обеспечить трон своим сыновьям, насчёт количества и имён которых существуют разные мнения. Одни историки называют трёх сыновей Витицы – Аламунда, Ромулуса и Ардабаста. Другие склонны считать сыном Витицы короля Агилу II (Ахилу II). Дитрих Клауде считает, что Агила был не сыном, а только лишь сторонником Витицы.

Сын (сыновья) Витицы скоро станут знаменем оппозиции, и через несколько лет это послужит одной из причин гибели всего королевства. А пока события развивались привычным образом. В 709 или 710 году Витица умер в Толедо. Знать, не желая признавать права Агилы или других сыновей Витицы на престол и сломив сопротивление сторонников Витицы, избрала новым королём герцога Бетики Родериха.

Это и был тот самый «Родриго», которому будет суждено стать последним вестготским королём. Именно при нём вестготское королевство станет поистине «потерянным» – оно будет захвачено арабами и исчезнет с карты мира навсегда, перейдя в предания и песни.

Окончание следует.

Королевство вестготов - раннефеодальное государственное образование, исторически первое из так называемых варварских королевств, сложившихся на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке. Возникло в 418 году на территории римской провинции Аквитания по договору короля вестготов Валии с римским императором Гонорием. Первым королём вестготского государства иногда называют Теодориха I. Просуществовало до 718 года, когда было почти полностью завоевано арабами.

ВЕСТØОТЫ (визиготы) (лат. Visigothi), германские племена, западная ветвь готов. В 4 в. отделились от остготов, неоднократно вторгались на территорию Римской империи, основали обширные королевства в Галлии и Испании.

Вестготы были оседлыми земледельцами в Дакии (на территории современной Румынии). В 376 на них напали гунны и вытеснили за Дунай, в пределы Римской империи. Они получили разрешение жить на территории империи, но притеснения властей привели к тому, что они вместе с остготами подняли восстание и разграбили балканские провинции. В 378 вестготы наголову разгромили императора Валента под Адрианополем, убив самого императора. Более четырех лет они продолжали кочевать в поисках мест для поселения.

В 382 преемник Валента император Феодосий I Великий заключил с ними мир и поселил их в Мезии в качестве федератов. В 395 под предводительством Алариха вестготы покинули Мезию и двинулись сначала на юг в Грецию, а затем в Италию, куда неоднократно вторгались, начиная с 401. Кульминацией их походов стало разграбление Рима в 410. В том же году Аларих умер, и его преемник Атаульф увел вестготов в южную Галлию, а потом, в 415, в Испанию.

В 418 патриций Констанций, позже ставший императором Римской империи Констанцием III, позволил им вернуться и поселил их в качестве федератов в провинции Аквитания Секунда в нижнем течении рек Гаронны и Луары. Вскоре умер вождь вестготов Валия. Его преемника короля Теодориха I, погибшего в сражении с Аттилой на Каталаунских полях в 451, можно считать первым вестготским королём.

Настойчиво стремясь расширить свою территорию, часто за счет империи, вестготы оставались на правах федератов до 475, пока сын Теодориха I Эйрих не провозгласил себя независимым королём. Эйрих составил кодекс законов, написанный на латыни, фрагменты которого дошли до наших дней. При нем Вестготское королевство занимало самую большую территорию в своей истории и простиралось от Луары до Пиренеев и нижнего течения Роны, включая большую часть Испании.

Эйриха, ярого приверженца арианства, сменил его более терпимый сын Аларих II, который в 507 потерпел поражение от франкского короля Хлодвига и погиб в решающей битве при Вуайе близ Пуатье.

В результате этой битвы вестготы лишились своих владений в Галлии, за исключением Септимании, узкой полоски земли, протянувшейся вдоль побережья от Пиренеев до Роны, со столицей в Нарбонне; ее франки так и не смогли завоевать. Вестготы правили в Септимании и в большей части Испании со столицей в Толедо, пока в 711 их не разгромили арабы.

Вожди и короли вестготов

Династия

нач. IV в.
1-я пол IV в
сер. IV в.
363 - 370

(претендент)
370 - 380
380 - 381
382 - 410
410 - 415
415 - 415
415 - 419
419 - 451
451 - 453
453 - 467
467 - 485
485 - 507
507 - 511
507 - 531
531 - 548
548 - 549
549 - 554
554 - 567
568 - 573
568 - 586
586 - 601
601 - 603
603 - 610
610 - 612
612 - 620
620 - 621
621 - 631
631 - 636

Большое не значит сильное. Огромное государство вестготов на Пиренейском полуострове за несколько лет было сокрушено сравнительно небольшим арабским войском.

Для мусульман вторжение в Испанию было лишь еще одним звеном в длинной цепи завоеваний. Почти всегда арабы быстро добивались успехов. За несколько десятилетий они распространили свои владения до Дербента и Средней Азии на севере, реки Инд на востоке, Атлантического океана на западе. Конечно, легкость их побед нельзя переоценивать: Византия и Иран, обескровленные долгой и изнурительной борьбой друг с другом, сражались из последних сил. И все же в считанные годы Византия утратила свои восточные провинции, а Иран был завоеван целиком. Однако огромное (по меркам того времени) Вестготское королевство, которое долгое время перед этим практически не вело войн, казалось бы, могло оказать захватчикам упорное сопротивление. Но этого не произошло — Испанию арабы завоевали на удивление легко, что, безусловно, требует объяснения.

Долгий путь в Испанию

Вестготское королевство к моменту своей гибели имело почти трехсотлетнюю историю - самую длительную из континентальных германских королевств, за исключением Франкского. Возникло оно в Южной Галлии (со столицей в Тулузе) в 418 году. Прародина же германских племен, известных под собирательным именем готы, - южная Скандинавия. Оттуда они перешли на территорию нынешней Польши, а затем через Белоруссию и Украину вышли к Северному Причерноморью и Нижнему Подунавью. В ходе переселения у готов возникли два племенных образования: остготы и вестготы. В середине IV века на них обрушились пришедшие из глубин Азии гунны, которые разбили остготов и вовлекли их в орбиту своего движения. Вестготы же, спасаясь от гуннской угрозы, переселились за Дунай - на территорию Римской империи. Столкнувшись там с притеснениями местных властей, вестготы двинулись на восточную столицу империи - Константинополь. В 378 году они разбили римлян при Адрианополе, затем разорили Пелопоннес, в 410 году захватили и разграбили Рим, прошлись по Южной Италии и, наконец, в 418 году оказались в Южной Галлии. Там они и осели, сделавшись римскими федератами - так называли варваров, получавших в границах империи земли, которые они обязаны были охранять, а также выступать союзниками Рима против его врагов. Часто федераты получали и помощь продовольствием. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность. Так возникло Вестготское королевство. Собственно, королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем самым причудливым образом сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации.

С начала VI века, после завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. С середины VI века столицей королевства являлся Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой.

Погиб ли король Родриго?

Арабское завоевание оставило глубокий след в исторической памяти испанского народа. Согласно некоторым арабским источникам, легкой победе арабов способствовал наместник Сеуты по имени Ольбан (Олиан, Илиан), дочь которого Кава (Ла Кава) была обесчещена Родриго. Позже Ольбан превратился в графа Юлиана (Хулиана). В XVI веке легенда легла в основу цикла романсов, в которых выделяются три главных мотива.

1. Презрев запрет, Родриго входит в некий дом в Толедо, который считался жилищем Геркулеса. Он видит там надпись: тот, кто проникнет в это здание, погубит Испанию. На найденных в доме стягах он видит арабских всадников.

2. Граф Юлиан решает любой ценой отомстить за бесчестье дочери и вступает в сговор с маврами, чтобы сокрушить королевство Родриго.

3. После поражения Родриго бежит на север Португалии. Он исповедуется в грехах встреченному монаху, и тот накладывает на него ужасное покаяние: Родриго должен живым лечь в гроб с чудовищным змеем. В момент мучительной смерти Родриго колокола зазвонили сами собой, и грешник был прощен.

Сила и слабость вестготов

На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании - испано-римлянами. Это проявлялось и в языке, и в распространении смешанных браков, и в правовой сфере: если первоначально для вестготов и для испано-римлян действовало раздельное законодательство, то затем эта двойственность была преодолена. Однако о том, в какой мере эти процессы завершились к началу VIII века, судить сложно: некоторая обособленность и память о своем происхождении вполне могли сохраняться.

Сходные процессы происходили и в религиозной сфере. В IV веке вестготы приняли христианство в форме арианства. Учение Ария было осуждено еще на Никейском соборе 325 года, но очень долго сохраняло свою популярность среди германцев, в том числе и в Вестготском королевстве. Лишь Третий Толедский собор в 589 году провозгласил ортодоксальное вероисповедание обязательным для всех христиан королевства; арианство было официально запрещено. Отказ от арианства имел важные последствия, сделав возможным дальнейшее сближение вестготов с испано-римлянами, ведь их больше не разделяла вера.

На протяжении VI-VII веков вестготы в Испании воевали то со свевами (еще в V веке создавшими королевство на северо-западе полуострова), то с византийцами, захватившими в VI веке земли на юге Испании и удерживавшими их в течение почти столетия, то с северными племенами васконов и кантабров. Их вестготы так и не успели подчинить до самого арабского вторжения. Во главе государства стоял король, власть которого носила сакральный характер. Известно, что вестготы первыми в Западной Европе - по меньшей мере с начала VII века - стали практиковать обряд помазания на царство. Тем не менее королевская власть была непрочной. Монархи часто вступали в конфликты со знатью, и нередко перевес был не на их стороне. Во многом слабость правителей была связана с так и не устоявшейся практикой престолонаследия. Существовавшая у вестготов общегерманская практика выбора королей сталкивалась со стремлением монарха передать свою власть ближайшему родственнику или наиболее доверенному лицу. Знать же, не желавшая усиления королевской власти, этому всячески противилась.

О состоянии института королевской власти перед арабским завоеванием можно судить по тому, как в эти годы происходила передача трона. Король Вамба (672–680) был лишен его весьма экзотическим способом. Придворный Эрвигий опоил монарха зельем, которое, не будучи смертельным, лишило короля сознания. Приближенные, решив, что Вамба вот-вот испустит дух, по вестготскому обычаю соборовали его и одели в монашескую одежду. Таким образом он сделался монахом и оставаться светским государем уже не мог. Когда через несколько часов Вамба пришел в себя, ему пришлось отречься от трона и остаток жизни провести в монастыре. Выбранный его преемником Эрвигий, дабы с ним не случилось нечто подобное, добился того, чтобы в актах очередного Толедского собора были описаны все действия, приведшие к смещению Вамбы, и установлена кара за их повторение. Эрвигию удалось сделать преемником своего зятя Эгику. Эгика, в свою очередь, сумел передать власть сыну Витице, назначив его соправителем. Витица перед смертью также хотел передать престол своему сыну Агиле и с этой целью сделал его герцогом огромной Тарраконской провинции. Однако знать не пожелала видеть королем Агилу, а выдвинула собственного претендента - Родериха, известного в последующей испанской традиции как Родриго. Сторонники Агилы не признали избрания Родериха, затаив свое недовольство, а сам он сохранил за собой свою провинцию. Так что фактически Родерих стал королем лишь части Испании.

Материальные ресурсы короля сокращались по мере того, как крупные землевладельцы приобретали в своих землях полную самостоятельность. Число налогоплательщиков сокращалось, королям приходилось увеличивать поборы с остальных, прежде всего с горожан. Соответственно, в их среде росло недовольство, проявившееся затем в ходе завоевания. С политической слабостью королевской власти в Вестготском королевстве были тесно связаны военные проблемы. Король постоянно располагал своей дружиной, она в любой момент готова была выступить в поход и отличалась высокими боевыми качествами, но была не слишком многочисленной. Король мог призвать на помощь отряды знати, но магнаты, как правило, не торопились оказать поддержку. Теоретически любой свободный вестгот по приказу короля обязан был выступить на военную службу, но практически эта система не действовала вовсе или действовала с огромным запозданием. Когда против Вамбы вспыхнул мятеж в Септимании, король с огромным трудом собрал необходимые силы для его подавления. После победы Вамба, чтобы впредь не сталкиваться с такими проблемами, принял суровые законы против уклонявшихся от королевской службы, судя по всему, не слишком эффективные.

В конце VI века, вскоре после отказа от арианства, наметился важный поворот в религиозной политике. Уже в 613 году король Сисебут изгнал из страны всех иудеев, не пожелавших перейти в христианство. Евреев в Испании было довольно много, они появились в стране задолго до вестготов и пользовались немалым влиянием. Со времен Сисебута и вплоть до арабского завоевания короли то принимали указы об обязательном крещении либо изгнании иудеев, то отменяли их, позволяя изгнанникам вернуться обратно, а обращенным в христианство - вновь исповедовать веру отцов. Это совершенно не мешало впоследствии вновь осуждать отступничество от христианства и устанавливать за него суровые наказания. Но, поскольку каноническое право запрещало насильственное крещение иудеев, власти пытались добиться своих целей, прибегая к дискриминации и культовым запретам. Евреям запрещалось торговать с христианами и приобретать у них какую-либо собственность, соблюдать субботу и т. д. Кульминацией антииудейской политики вестготских королей стали события 694 года. Евреев обвинили в том, что они вступили в сговор со своими соплеменниками из Северной Африки с целью свергнуть короля. После этого очередной Толедский собор постановил конфисковать собственность иудеев, а их самих обратить в рабство. Еврейских детей надлежало отнять у родителей и отдать на воспитание в христианские семьи. Неудивительно, что во время арабского вторжения евреи выступили на стороне завоевателей.

Таким образом, неспособность Вестготского королевства противостоять завоевателям можно объяснить несколькими обстоятельствами. Это прежде всего слабость королевской власти, тесно связанная с усилением знати. В свою очередь, она предполагала сокращение военных ресурсов центральной власти, ее почти полную зависимость от магнатов, а также усиление налогового давления на горожан - с неизбежным ростом их недовольства. С другой стороны, и знать была расколота в политическом отношении. Наконец, преследования властей обусловили враждебность еврейского населения. В совокупности все это заметно подорвало силы Вестготского королевства именно тогда, когда у его границ появился новый враг.

Враг у ворот

Арабы, завоевав за несколько десятилетий огромные территории, в конце VII века достигли Атлантики. Их африканские владения сначала управлялись из Египта, а затем живший в Кайруане наместник Магриба (так арабы называли земли к западу от Египта) стал подчиняться непосредственно халифу. В тот момент, когда Родерих вступил на толедский престол, наместником был Муса ибн Нусайр. К югу от его владений простиралась Сахара, а за ней земли, богатые золотом и слоновой костью. Конечно, чтобы достичь их, надо было преодолеть бескрайние пески, но арабов, чья родина лежала на краю другой огромной пустыни - Аравийской, это не могло смутить. Почему же следующей их целью оказался Пиренейский полуостров? С одной стороны, было известно, что там много плодородных земель и процветающих городов, с другой - о сокровищах вестготов, награбивших в эпоху Великого переселения народов огромные богатства, ходили легенды. Наверняка сыграли свою роль и слухи о внутренней слабости Вестготского королевства, которые доходили в Северную Африку по разным каналам и также побуждали действовать.

Возможно и еще одно объяснение. Когда арабы в 30-е годы VII века вышли из пустынь Аравии к Средиземному морю, они очень быстро приобщились к высокоразвитой средиземноморской цивилизации, к жизни великого «внутреннего моря» Древнего мира и Средневековья. Изначально опасавшиеся моря, арабы очень быстро построили флот, а позже добились огромных успехов в мореплавании. Поэтому стремление завоевателей следовать вдоль берега моря, не слишком от него удаляясь, выглядит вполне понятным.

Муса ибн Нусайр, действуя, видимо, без санкции халифа, решил попробовать завладеть южными районами Испании. С этой целью он заручился поддержкой некоего Юлиана, коменданта портового города Сеуты в Северной Африке. В более поздних источниках его называют графом Юлианом, что предполагает связь с каким-либо из германских королевств - ведь должности графа (много позже превратившейся в титул) нигде больше не было. А в силу близости Вестготского королевства и его заинтересованности в контроле над соседними африканскими землями логично предположить, что речь идет именно о нем. Если так, то весьма вероятно, что Юлиан принадлежал к сторонникам сына короля Витицы Агилы, считал Родериха узурпатором и надеялся с помощью арабов его свергнуть.

Однако чаще историки склонны видеть в Юлиане византийского наместника Сеуты, которая к тому времени предположительно могла оставаться последним бастионом византийских владений в Северной Африке. Наконец, согласно еще одной версии, Юлиан был бербером - уроженцем Северной Африки, не связанным напрямую ни с Византией, ни с вестготами. Впрочем, власть и Византии, и Вестготского королевства в этом регионе была тогда чисто номинальной, на деле Юлиан вынужден был действовать в сложнейшей обстановке совершенно самостоятельно. Арабы стояли у стен города, а помощь византийцев или вестготов выглядела сомнительной, так что выбор Юлиана вполне понятен. Судя по всему, именно он сделал возможной мусульманскую экспедицию 711 года на полуостров, предоставив арабам необходимые для перевозки войск корабли. Христианская традиция навеки заклеймила Юлиана как изменника, однако такая оценка могла бы быть справедлива лишь по отношению к вестготу, что в случае с правителем Сеуты отнюдь не бесспорно.

Пушкинский «Родрик»

По-видимому, весной 1835 года Александр Пушкин написал стихотворение, изданное уже после его гибели под условным названием «Родрик» («На Испанию родную»). Поэт живо интересовался Испанией, изучал испанский язык. В его библиотеке находится экземпляр 4-томной истории Испании Пьера-Сезанна Брайанда (1808), где отчеркнута фраза о судьбе Родриго после поражения: «Некоторые испанцы верят, что он удалился в убежище отшельника, дабы скрыть свой стыд и заодно спрятаться от врагов. Более вероятно, однако, что Родриг избежал гибели храброго воина только для того, чтобы найти постыдную смерть в водах реки Боетис, на берегу которой нашли его корону, его доспехи и его боевого коня».

Замечательно, что, начав довольно длинное стихотворение изложением традиционной легенды («На Испанию родную / Призвал мавра Юлиан. / Граф за личную обиду / Мстить решился королю»), Пушкин немедленно уходит от эпического повествования. Для него нашествие арабов, месть отца за бесчестье дочери и даже «геополитическая катастрофа» («Царство готфов миновалось») отступают на второй план перед темой раскаяния Родриго, которому по молитвам небесного заступника даруется прощение и дается «уразуметь господню волю».

Разгром вестготов

Сначала арабы провели «разведку боем». В июле 710 года отряд из 400 человек под предводительством бербера Тарифа пересек пролив и ступил на испанский берег (возникший на этом месте город так и называется Тарифа), не встретив серьезного сопротивления. Легкий успех воодушевил арабов, и весной 711 года семитысячный отряд во главе с Тариком ибн Зиядом переправился через пролив и высадился близ Гибралтарской скалы, которая впоследствии именно в честь него и получила свое название (по-арабски Джабал Тарик, «гора Тарика»). Бóльшую часть войска составляли берберы, совсем недавно подчиненные арабами и принявшие ислам. Сам предводитель также был бербером, зависимым человеком Мусы ибн Нусайра. Характер местности подсказывал продвижение вдоль побережья в сторону Кадиса, а оттуда вверх по долине Бетиса (будущего Гвадалквивира). Первоначально арабы не встретили серьезного сопротивления, поскольку король Родерих находился тогда на севере страны. Однако уже несколькими неделями позже король со своим войском прибыл из Толедо в Андалусию и встал на пути Тарика.

Из-за спешки Родерих привел с собой лишь то войско, которое смог собрать в кратчайшие сроки. Напрашивается параллель с другим не менее знаменитым и столь же успешным средневековым завоеванием - Нормандским завоеванием Англии 1066 года. Тогда король Гарольд, едва успев отразить нашествие норвежцев на северо-востоке страны, получил известие о высадке на юге отрядов нормандского герцога Вильгельма и также поспешил к месту высадки, не дожидаясь подкреплений. А может, стоило подождать? Нам легко рассуждать с высоты нашего сегодняшнего знания, но Родерих (как и Гарольд спустя 355 лет) едва ли имел более или менее точные сведения о численности вторгшегося войска и не мог знать, целиком ли оно переправилось и будут ли к нему подходить подкрепления. В этих условиях решение как можно быстрее атаковать пришельцев, пока они не успели закрепиться на испанской земле, выглядит совершенно логичным. Однако в обоих случаях оно оказалось роковым.

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов, однако почти никакой надежной информацией о ходе сражения, о его чисто военных аспектах мы не располагаем. Во всяком случае, поражение вестготов вряд ли можно объяснить лишь изменой сторонников Витицы, о которой упоминают источники. По некоторым данным, «соперники» Родериха тоже погибли в битве, хотя точно известно, что не все, поскольку брат Витицы, Оппа, фигурирует в последующих событиях. Однако при Гуадалете сторонники сыновей Витицы могли сражаться как на стороне вестготов, так и на стороне арабов. Можно с уверенностью утверждать, что важную или даже решающую роль в победе арабов сыграли выдающиеся боевые качества их конницы, в которой они, несомненно, имели перевес.

Сам король, как предполагается, пал в сражении или утонул, спасаясь бегством. После его гибели в Вестготском королевстве не нашлось человека, который сумел бы организовать борьбу с пришельцами в масштабах всей страны, хотя во многих местах группы сторонников Родериха пытались сопротивляться.

Злой рок победителей

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Так, согласно христианским и некоторым арабским источникам, многие иудеи стали союзниками завоевателей. Оставив в стороне Севилью, Тарик подошел к Кордове, но не стал там задерживаться и, выделив часть своего войска для осады города, с основными силами двинулся на север. Толедо, столица вестготских королей, сдался без сопротивления. Христианская легенда, не подтвержденная арабскими источниками, но популярная у более поздних испанских авторов, гласит, что именно евреи открыли арабам ворота Толедо. В октябре 711 года арабы овладели и Кордовой. Получив известия о столь масштабных и успешных завоеваниях, Муса ибн Нусайр в июне 712 года отправился в Испанию с войском в 18 000 человек. Скорее всего, он опасался, что слава и почести достанутся одному Тарику, но возможно и другое объяснение: Муса просто стремился наилучшим образом воспользоваться сложившейся ситуацией. Прежде всего он овладел Севильей, а затем двинулся против Мериды, важного административного и церковного центра, где укрылись многие вестготы. Мерида сопротивлялась наиболее упорно и продержалась более года. Затем, пройдя через Толедо, Муса направился к Сарагосе и, овладев ею, установил контроль над всей долиной Эбро, а также занял Леон. Тарик в это же время распространил свою власть на часть Старой Кастилии, а затем достиг Астурии, выйдя к Бискайскому заливу.

Летом 714 года халиф Аль-Валид приказал обоим полководцам вернуться в столичный Дамаск. Они покинули Испанию, к тому времени почти полностью завоеванную, и вернулись в Сирию как триумфаторы, с огромной военной добычей. Но вскоре по прибытии в Дамаск Муса был обвинен в растрате, а через несколько лет убит. О дальнейшей судьбе Тарика также практически ничего не известно, во всяком случае, в Испанию он не вернулся.

Уезжая, Муса оставил в качестве преемника своего сына Абд альАзиза. Тот недолго правил Испанией (в 716 году он погиб от руки убийцы), но успел распространить власть мусульман дальше на север, к Пиренеям, а также на запад, на территорию нынешней Португалии. Главным успехом Абд аль-Азиза, еще до отъезда его отца из Испании, стало заключение в 713 году договора с вестготским герцогом Теодомиром. Опытный военачальник, Теодомир укрепился на территории нынешней Мурсии и юго-западной части Валенсии. Он настолько успешно сопротивлялся арабским отрядам, что Абд аль-Азизу пришлось заключить с ним договор: Теодомир признал верховную власть Дамаска и согласился выплачивать небольшую дань, но в остальном сохранил полную самостоятельность для себя и своих подданных. Это «государство в государстве» арабы смогли присоединить лишь после смерти его создателя.

Договор с Теодомиром представляет особый интерес для историков, поскольку это единственное соглашение арабов с вестготами, текст которого сохранился. Его значение выходит далеко за рамки частного случая, хотя бы и важного. Ведь в действительности такого рода соглашений было немало. Одной из причин головокружительных успехов военных походов арабов была как раз умелая политика завоевателей, предлагавших своим противникам вполне приемлемые условия капитуляции, включая возможность сохранять свою веру и самим управлять своими делами.

Испания мусульман и христиан

Серьезное сопротивление арабам оказали лишь северные страны. Лишившись своих владений и высокого статуса, вернуть все это они могли лишь в противостоянии арабам. Завоевание еще не закончилось, а в горах Астурии уже начиналась другая история - история Реконкисты. Хотя события начала VIII века в контексте политической истории трудно переоценить, быть может, еще важнее было начавшееся с них культурное взаимодействие на Пиренейском полуострове христианских и мусульманских начал, оказавшее огромное влияние на всю европейскую культуру.

4 649

Политическая арена конца IV века

Западную Римскую империю буквально разрывали на части варварские племена. Из ненадежных римских союзников, так называемых федератов, германцы превращались в реальных претендентов на Римское наследство, они хотели быть повелителями Европы. С Римом они считались постольку, поскольку это было нужно для получения законной базы для своих завоеваний, для борьбы с другими племенами.

При этом варвары быстро и охотно перенимали социальные, политические, юридические и культурные устои великой державы, признавая за римлянами несомненный авторитет во всех этих областях. Эпоха была так насыщена событиями, что сейчас ее история с трудом воспринимается даже знатоками прошлого. Слишком много имен, слишком запутанные отношения, и все это на фоне великого переселения народов…

Появление вестготов

Новые государства со своими королями возникали то тут, то там, причем через некоторое время границы их меняли свои очертания до неузнаваемости. Среди наиболее сильных игроков на геополитической арене того времени следует назвать вестготов. Всего за двадцать лет (с 395 г.) они преодолели огромное расстояние от Балканского до Пиренейского полуострова, захватили и разрушили Рим, расселились в Южной Франции, приняли непосредственное участие в испанских делах. Их было несколько десятков тысяч, но обладая высокой подвижностью и воинственностью, даже такое, по современным меркам незначительное, количество людей серьезно влияло на историю всего континента.

Итак, преемник Алариха Атаульф повел своих людей в Галлию. Он, в отличие от предшественника, смог договориться с римским императором Гонорием. Вестготам были переданы территории в Западной и Юго-Западной Галлии между Гаронной и Луарой с городами Бордо, Тулуза и Пуатье. При этом выход к Средиземному морю остался за Римом. Главной задачей для вестготов было своевременное получение хлеба.

В долгих походах и войнах представители племени в значительной степени растеряли навыки земледелия, так что продовольственный вопрос стоял перед ними довольно остро. Римляне же обещали варварам регулярное снабжение зерном. Впрочем, через некоторое время эту часть договора им пришлось разорвать из-за мятежа в Африке. Вестготы вынуждены были двинуться из Галлии в Испанию. Через два года (в 415 г.) они возвращаются на галльские земли, заключив новый договор с Римом. Королем вестготов в этот момент является Валия. Выполняя обязательства по этому договору, вестготы в 416 г. снова отправляются в Испанию, где успешно борются против вандалов и аланов.

Основание Вестготского королевства

После завершения этой войны в 418 г. они возвращаются в Аквитанию Вторую (та самая провинция в Южной Галлии, которая была предназначена для них по условиям договора). Валия умирает еще до возвращения, и новым королем становится Теодорих I. 418 г. и считается годом основания Вестготского королевства. Столицей государства становится богатая Тулуза.

Вестготы были расселены вперемежку с коренным романизированным населением. Поначалу аборигены должны были лишь снабжать стоявших как бы на военном постое федератов. Но с окончательным поселением здесь вестготов Рим предписывает провести раздел земель. По этому закону варвары отбирали у римлян две трети пахотных земель, половину лесов и лугов. Вестготы постепенно преодолевали остатки родового строя и традиционной военной демократии, переходя к более цивилизованным формам хозяйствования. Однако требования нового времени и смешение их обычаев с классическими римскими привели к развитию новых отношений богатых и бедных, колонов и землевладельцев, складывалось раннефеодальное государство.

При этом с течением времени собственно готский национальный культурный элемент был явно побежден романским, что и неудивительно, учитывая, что в момент расселения в Галлии в начале V в. вестготов (среди которых было уже немало не только готов) было лишь около 60-80 тысяч человек. Государственной религией королевства было арианство, сменившееся ортодоксальным католицизмом лишь в конце VI в. При этом исследователи отмечают необыкновенно важную для ранних варварских королевств роль епископов в управлении государством.

В целом же вестготы к моменту распада Римской империи гораздо дальше большинства других германцев продвинулись в своем политическом, социальном и культурном развитии. Несколько следующих десятилетий вестготское королевство старалось расширить свою территорию. В первую очередь им нужно было получить выход к Средиземному морю, что было связано с захватом городов Нарбонн и Арль. Римляне долго не давали этого сделать. Приходилось вестготам бороться и с другими пришлыми племенами. Например, с гуннами, которые в середине V в. предприняли попытку подчинить себе едва ли не всю Западную Европу.

В этой войне Теодорих, не колеблясь, стал на сторону римлян и их полководца Аэция. В битве на Каталаунских полях в 451 г. вестготы составляли, вероятно, наиболее боеспособную часть войска антигуннской коалиции. Аттила, вождь гуннов, был разбит, но и вестготский король пал на поле брани. Некоторое время после этого вестготские короли проводили проримскую политику, но с дальнейшим ослаблением империи возобновили экспансию как на юг, так и на север. В 470-е годы войска короля Евриха вышли к устью Роны и успешно действовали на Луаре, начала проводиться завоевательная политика в Испании.

В 475 г. римский император заключил с Еврихом мирный договор, по которому признал последние завоевания вестготского короля и его полную независимость. В следующем году после свержения последнего императора Западной Римской империи Еврих ввел армию в Арль. Завоеванием Прованса закончилась вестготская экспансия в Галлии. Продолжать движение за Рону и Луару Еврих не захотел, да и не смог - здесь ему пришлось бы вести жестокие войны с франками, бургундами, римскими легионами Сиагрия. Кроме того, вестготы уже обладали плодороднейшими и самыми обжитыми территориями Галлии. Еврих умер в 484 г. К этому моменту площадь королевства вестготов составляла 700-750 тысяч км2, население - около 10 миллионов.

Новые войны

Это было крупнейшее государство, образовавшееся на развалинах Рима. Относительное спокойствие последнего десятилетия при Еврихе быстро сменилось новыми войнами и проблемами. Началась экспансия франков, вынашивал идеи обшеготского государства могущественный король остготов Теодорих Великий (вестготы помогали ему завоевать Италию, а он активно вмешивался во внутренние вестготские дела, впрочем, помогая в борьбе с внешними врагами).

В битве при Пуатье в 507 г. вестготы были наголову разбиты франкским королем Хлодвигом, им пришлось освободить большую часть территорий в Галлии вместе со столичной Тулузой, оставив за собой лишь узкую полоску средиземноморского побережья. Тогда началось массовое переселение в Испанию. Центр государства был перенесен на Пиренейский полуостров, где было создано, по сути, новое королевство, долгое время управляемое уполномоченными Теодориха Великого. Вскоре новому государству пришлось бороться с могущественными византийцами, подавлять сопротивление сохранявших независимость крупных испанских городов (например Кордовы), решать проблемы со свевами и договариваться с франками…

Вестготское королевство просуществовало до завоевания его арабами в начале VII века.

Тайны Древних кладов

Найдена легендарная Планета - Х...

) и Рагнахильды. Ж: Тиудигото, дочь короля остготов Теодориха.

Аларих был добрый, но не особенно даровитый король. В годы его правления был составлен Римский Закон Вестготов, также известный под названием «Бревиарий Алариха». В этот свод вошли многие законы из Кодекса Феодосия, а также новеллы поздних императоров до Ливия Севера включительно и фрагменты из произведений античных юристов. Законы, не отвечавшие изменившимся историческим условиям, были выброшены.

В конце V века началось стремительное усиление франков и возвышение их короля Хлодвига I. В виду франкской угрозы вестготы стали массово переселяться в Испанию. Романское население Галлии - в большинстве своем сторонники ортодоксальной никейской церкви (сами вестготы оставались арианами) – напротив, встречало франков доброжелательно, как своих единоверцев. Аларих все делал для того, чтобы сохранить с Хлодвигом мир, но в 507 г. война все-таки началась. Войска сошлись на Вокладском поле близ Пуатье. Вестготы сражались с обыкновенной своей храбростью, однако изнеженные долгой жизнью в рос¬кошной стране, не могли противостоять закаленным в битвах франкам, вскоре изнемогли и обратились в бегство. Аларих, опечаленный этим посрамлением вестготского имени, бросился с немногими товарищами в то место, откуда управлял ходом битвы Хлодвиг. Тут он был сбит с коня и пал от руки франкского короля.

15/14. АМАЛАРИХ (507 – 531)

Сын Алариха II и Тиудигото. Ж: Хлодехильда, дочь короля франков Хлодвига I. Род. 502 г. + 531 г.

После гибели Алариха II часть вестготов признала королем Амалариха, его законного сына, другие - более старшего по возрасту побочного сына Гезалиха. Перессорившись между собой, братья не могли удержать¬ся против франков, быстро продвигавшихся вглубь их королевства. Король франков Хлодвиг вступил в Бордо, провел там зиму, а весной 508 г. овладел столицей вестготов Тулузой. Но Каркассона упорно отбивалась от его нападений. Осада затянулась. Тем временем король остготов Теодорих () прислал на помощь своему внуку Амалариху большое войско во главе с Иббой. Франки потерпели сильное поражение под Арлем и после этого вынуждены были отказаться от дальнейших завоеваний. Этой победой Ибба сохранил за вестготским королем Септиманию (приморскую землю между Роной и Пиренеями) и Нарбону. Но обширная и богатая Аквитания осталась во власти Хлодвига и была присоединена к франкскому государству.

Раздираемые внутренними распрями вестготы не думали о внешних врагах. Только в 511 г., захватив и казнив Гезалиха, Теодорих водворил в государстве мир и стал управлять вестготами от имени внука. Амаларих получил власть в свои руки лишь в 526 г., после смерти деда, и удержался на престоле совсем недолго. По чрезмерному усердию к арианству он подвергал грубым обидам свою жену, франкскую принцессу Хлодехиль¬ду, принуждая ее отречься от никейского вероисповедания. Королева обратилась наконец к своему брату Хильдеберту с просьбой вырвать ее из рук мучителя. Франский король с удовольствием воспользовался этим поводом, пошел на Амалариха и разбил его при Нарбоне. Амаларих уплыл морем в Испанию и был убит там воинами, восставшими против него, вероятно по внушению богатого и могущественного остгота Теудиса, бывшего наместником Теодориха. С его смертью пресекся древний род Балтов.

16. ТЕУДИС (531 – 548)

Теудис был оруженосцем остготского короля Теодориха Великого. После смерти в 507 г. своего зятя, вестготского короля Алариха II, Теодорих отправил Теудиса в Испанию в качестве опекуна над своим малолетним внуком Амаларихом. Теудис был правителем одной из областей в Испании вплоть до смерти Теодориха в 526 г. За эти годы он натурализовался и женился на знатной испанке из богатейшей фамилии. В 531 г. Теудис овладел престолом, убив короля Амалариха. Свою резиденцию он перенес в Испанию и сделал столицей сначала Барселону, а потом Севилью. С этого времени Испания стала главной частью вестготского коро¬левства. Чтобы упрочить свою власть Теудис позаботился подтвердить свой захват избранием вельмож. После него все вестготские короли получали свой сан уже не по наследству, а по выбору. Хотя Теудис был ариа¬нин, он выказывал большую веротерпимость и позволял епископам никейского вероисповедания съезжаться на соборы. После избрания он сразу начал войну против франков, которые в 531 г. дошли до Кантабрии, в 532 г. захватили Нарбонскую Галлию, а в 533 г. осадили Сарагосу. Теудис нанес франкам несколько поражений и заставил их отступить. В 545 г. франки вновь вторглись в Испанию, дошли даже до Эбра. Теудис с тру¬дом отбился от них. Оттеснив франков из Септимании, он предпринял экспедицию в Африку, чтобы этой диверсией облегчить остготам войну с византийцами. Но при осаде Севты вестготы потерпели поражение. Че¬рез три года после этого Теудис был убит в своем дворце в Севилье одним человеком, который долгое время притворялся безумцем, обманывая короля.

17. ТЕУДИГИЗЕЛ (548 -549)

Полководец Теудигизел, избранный королем после убийства Теудиса, оказался человеком алчным, жестоким и развратным. Заняв престол, он дал полную волю своим дурным страстям. Вскоре против него составился заговор, и он был убит на пиру в Севилье.

18. АГИЛА I (549 – 554)

После убийства Теудигизела большинство вестготов избрало королем Агилу, меньшинство, недовольное этим выбором, провозгласило королем Атанагильда. Желая завершить покорение Испании, Агила объявил войну жителям Бетики, все еще сохранявшим независимость под верховенством испано-римских аристократов. Однако он потерпел от них поражение под Кордовой. Воспользовавшись этим, Атанагильд поднял вос¬стание и обратился за помощью к византийцам. В сражении близ Севильи Агила потерпел поражение, отступил в Мериду и здесь был убит своими соратниками.

19. АТАНАГИЛЬД (554 – 567)

Ж: Госвинта.

Получив власть с помощью византийских войск, Атанагильд вскоре начал против них войну, так как византийцы не удовлетворились теми территориями, которые им следовали по договору за помощь, и вознамери¬лись овладеть всей Испанией. Они захватили юг страны с городами Бетис, Кордуба и Картахена (). В течение всего своего царствования Атанагильд пытался вернуть потерянные земли, но не добился успеха. Столицу своего королевства Атанагильд перенес в Толедо и поднял значение этого города, достигшего вскоре всеевропейской известности.

20. ЛИУВА I (568 – 573)

После смерти Атанагильда до весны 568 г. продолжалось междуцарствие, причины которого неизвестны. В конце концов королем был избран Лиува, брат Атанагильда, герцог Септимании (юго-западной Галлии). Спустя короткое время он разделил управление страной со своим братом Леовигильдом, правителем Толедо. Леовигильд получил испанские территории, а Лиува оставил в своем владении галльские провинции.

21. ЛЕОВИГИЛЬД (568 – 586)

Ж: 1) неизвестная; 2) Госвинта, вдова короля Атанагильда.

Когда Леовигильд принял королевскую власть, Пиренейский полуостров еще не был объединен в границах одного государства. Хотя королевство вестготов занимало большую часть Испании, ему продолжало проти¬востоять королевство свевов на западе, а византийцы владели Бетикой и частью Картахенской провинции. Кроме того, сохраняли независимость северные области: Арагон, Астурия, Леон, а также баски.

С первых дней правления Леовигильд стремился подчинить своей власти весь полуостров. Прежде всего, он выступил против византийцев и захватил в 572 г. Кордубу (Кордову). Затем король заключил с византийца¬ми мир и, выражая на словах покорность императору, добился их нейтралитета. Это позволило Леовигильду сосредоточить внимание на северных пределах своего государства. В 573 г., после смерти брата Лиувы, он присоединил его владения в Галлии и начал войну со свевами. В том же году была завоевана Сабария, в 574 г. – Кантабрия (Бискайя). В 576 г. король свевов запросил мира и получил его.

Затем покой в королевстве был нарушен кровопролитной гражданской войной. Старший сын короля Герменгильд, правивший в Севилье, принял никейское вероисповедание и поднял против отца мятеж. В 582 г. Леовигильд выступил в поход и овладел, хотя и не без труда, Меридой. В 583 г. он подступил к Севилье, которая была взята после долгой осады. Герменгильд бежал в Кордову, но когда в 584 г. к ней подошли коро¬левские войска, сдался и покорился отцу. Леовигильд сначала обошелся с сыном милостиво, однако потом сослал в Валенсию (в 585 г. Герменгильд погиб при загадочных обстоятельствах). Разгром мятежа сопровождался сильными гонениями на ортодоксальную никейскую церковь, главной вдохновительницей которых считали вторую жену Леовигильда Госвинту, фанатичную арианку. Одновременно король обрушил репрессии на могущественных готских магнатов, многие из которых были казнены или изгнаны. В результате королевская власть значительно окрепла. Официальной столицей государства был объявлен Толедо. Целям внутренней консолидации государства служила и новая кодификация вестготского права. С этой целью в 578 - 580 годах был произведён пересмотр свода законов Кодекса Эйриха и Римского Закона Вестготов (Бревиария Алариха) и создан новый Пересмотренный кодекс (Codex revisus). Помимо прочего этот кодекс официально отменял существовавший до того запрет на браки между римлянами и готами. В правовом отношении римляне были уравнены с готами.

В 585 г., воспользовавшись смутами в королевстве свевов, вестготы напали на него. В двух сражениях Леовигильд разгромил врагов и обратил их страну в свою провинцию. За исключением самых южных городов, занятых византийцами, вся Испания оказалась в руках вестготов. В 586 г. в Септиманию вторглись франки. Успешно отразив это нападение, Леовигильд умер.

22/21. РЕККАРЕД I (586 – 601)

Сын Леовигильда. Ж: Баддо.

С именем Реккареда связывают много важных изменений, происшедших в вестготском обществе. С детства он имел расположение к ортодоксальной христианской церкви. Сразу после вступления Реккареда на престол его приближенные стали говорить, что старый король Леовигильд перед смертью раскаялся в убийстве старшего сына Герменгильда и повелел епископу Леандру научить Реккареда никейскому вероиспове¬данию. Распустив эту молву, Реккаред созвал в Толедо собор епископов обоих вероисповеданий. Так как большинство населения страны было предано никейскому символу веры, то Реккаред хотел иметь опору в ортодоксальном духовенстве. Поэтому симпатии его очень скоро определились. Король объявил, что небо и земля свидетельствуют в пользу никейского вероисповедания и торжественно принял его. Его примеру по¬следовало большинство арианских епископов и многие вестготы. Но уничтожение арианства не обошлось без мятежей и преследований. Мачеха Реккареда Госвинта составила заговор против его жизни, однако за¬мысел ее расстроился. Затем в Нарбонской Галлии два графа, поддерживаемые арианскими епископами, подняли мятеж. Им помогал король Бургундии Гунтрамн. Реккаред в 588 г. подавил мятеж и разбил войско Гунтрамна в битве при Каркассоне. Госвинта лишила себя жизни. Восемь арианских епископов, остававшихся противниками никейского вероисповедания, приняли его. По словам Фредегера, все арианские книги бы-ли собраны и сожжены вместе с домом, куда их положили. В 589 г. собрался Третий Толедский собор, состоявший из 70 епископов. Он объявил никейское вероисповедание религией вестготского государства и про¬клял ариан. Арианская ересь стала постепенно вытесняться. Реккаред был первым из испанских королей, получивших прозвище Католического. Исидор Севильский писал о нем: “Его лицо и манеры были так прият¬ны, и он был так добр, что его любили все, он с неодолимой силой привлекал к себе даже врагов и дурных людей. Он был очень щедр: возвратил церквам и частным людям имущество, конфискованное его отцом, и часто давал своим подданным освобождение от уплаты налогов. Своими сокровищами он делился с бедными и пострадавшими от несчастий, зная, что Бог дал ему царство для того, чтоб он правил им для блага наро¬да.” До Реккареда вестготы отделялись от коренного населения Испании своим арианством, сохраняли германский язык и германские обычаи; теперь они стали больше и больше перенимать язык и обычаи испан¬цев. В богослужении готский язык был заменен латинским. Государственное устройство осталось, правда, германским, но устройство двора стало римским: придворные должности получили римские названия, язы¬ком двора и администрации сделался латинский, было введено даже римское летоисчисление.

23/22. ЛИУВА II (601 – 603)

Сын Реккареда.

После двухлетнего царствования Лиува был свергнут графом Виттерихом, главой арианской партии, а затем казнен.

24. ВИТТЕРИХ (603 – 610)

Взойдя на престол, Виттерих восстановил в Испании арианство. Все его царствование прошло в междоусобицах и свирепостях. Наконец он был убит на пиру заговорщиками-ортодоксами.

25. ГУНДЕМАР (610 – 612)

Ж: Хилдоара.

Гундемар пришел к власти после убийства короля Витериха, в результате заговора.

26. СИСЕБУР (612 – 621)

Взойдя на престол Сисебур возобновил войну с византийцами и вел ее довольно успешно, отличаясь храбростью и сострадательностью к побежденным. Император Ираклий I () вынужден был в 616 г. заключить с ним мир, по которому сохранил за собой лишь несколько городов на берегу Атлантического океана. В том числе была захвачена Картахена – столица византийской Испании. Летописцы прославляют Сисебура как мужест¬венного воина, кроткого правителя, покровителя наук и искусств. Однако на совести его лежит жестокое гонение против евреев, которое он начал в том же 616 г. Умер Сисебур или от яда, или от слишком сильной до¬зы лекарства.

27/26. РЕККАРЕД II (621)

Сын Сисебура. Умер на третий месяц своего правления.

28. СВИНТИЛА (621 – 631)

Свинтила выдвинулся как удачливый и талантливый полководец еще при Сисебуре. После того как умер Реккаред II, вестготы провозгласили Свинтилу королем. По словам Исидора Севильского, «кроме воинской славы, у Свинтилы было много других истинно королевских достоинств: вера, благоразумие, трудолюбие, глубокие познания в юридических делах и решительность в управлении. В своей щедрости он был великодушен ко всем, и милосерден к бедным и нуждающимся. Таким образом, он являлся не просто правителем народа, но также мог называться отцом страждущих.» Свинтила довершил государственное объединение Пире¬нейского полуострова, отняв около 625 г. у византийцев их последние владения в Испании. Баски, переселившиеся при Леовигильде в Гасконь, вторглись в Пиренеи и попытались вернуть свои земли, но Свинтила от¬разил их нападение. Гордый победами, он назначил сына Рикимера своим соправителем, стал реже созывать собрания государственных сословий и задумал сделать престол наследственным в своем роде. Этим он восстановил против себя вельмож и духовенство. Против короля поднялись мятежники в Септимании, во главе которых стал Сисемунд. На помощь мятежникам выступил франкский король Дагоберт. Свинтила был побежден при Сарагосе, так как собственное войско покинуло его. Он был лишен короны и заключен в монастырь, где умер около 633 г.

29. СИСЕМУНД (631 – 636)

Сисемунд стал королем, свергнув в результате мятежа Свинтилу. На IV Толедском соборе в 633 г. он предоставил духовенству такие права, что епископы стали играть ведущую роль в выборах короля, а вестготское го-сударство стало походить на теократию.

30. ХИНТИЛА (636 – 639)

Почти все время своего царствования Хинтила должен был бороться с честолюбцами, домогавшимися престола.

31/30. ТУЛЬГА (639 – 642)

Сын Хинтилы.

Тульга был молодой человек кроткого характера и погиб от своего добродушия. Он был низложен 79-летним полководцем Хиндасвинтом и заключен в монастыре.

32. ХИНДАСВИНТ (642 – 653)

При предшественниках Хиндасвинта королевская власть до того ослабла, что вельможи почти перестали считаться с ней. Свергнув слабовольного короля Тульгу, Хиндасвинт стал суровыми мерами восстанавливать порядок. Многих мятежников он казнил и конфисковал их имущество. Франкский хронист Фредегар пишет: «Чтобы быть уверенным в своей власти над Испанией и зная готское пристрастие свергать своих королей (из-за чего он и сам был часто вовлечен в заговоры), он приказал убить одного за другим всех тех, о которых он знал, что они были причастны к восстаниям против королей, которые были свергнуты. Других он отправил в ссылку и раздал их жен, дочерей и наследственные владения своим приближенным. История гласит, что для подавления этих преступных склонностей, он осудил на казнь двести готских вождей и пятьсот человек более низкого ранга; и до тех пор, пока он не стал уверенным, что смирил эту болезнь, он не прекращал казни тех, кого подозревал. Хиндасвинт сделал так, что готы никогда больше не отваживались устроить против него какой-либо заговор, наподобие тех, которые они составляли при его предшественниках». В тоже время богатыми подарками церквам и монастырям король приобрел расположение духовенства, а строгим пра¬восудием заслужил любовь народа. Чтобы избавить страну от волнений, сопровождавших выборы королей, Хиндасвинт назначил в 649 г. своим соправителем сына Реккесвинта. При Хиндасвинте окончательно всту¬пило в силу единое для всех испанцев законодательство (до этого вестготы в некоторых случаях продолжали пользоваться своим сводом законов, а туземцы - своим).

33/32. РЕККЕСВИНТ (653 – 672)

В первые годы своего самостоятельного правления Реккесвинт должен был бороться с новыми мятежами. Чтобы покончить с ними он пошел на уступки: даровал амнистию эмигрантам и предложил VIII Толедскому собору в 653 г. принять закон о престолонаследии. Отныне было установлено, что после смерти монарха новый должен избираться прелатами и знатью. Много сил король отдавал усовершенствованию законов, улуч¬шая и дополняя кодекс своего отца. В 654 г. был опубликован переработанный вариант вестготского свода законов, получивший название «Судебная книга». Король покровительствовал науке, ремеслам и уменьшил подати, жертвуя даже своими выгодами в пользу народа. В старости, желая отдыха, он удалился в свое имение близ Саламанки и скоро умер там, не оставив потомства.

34. ВАМБА (672 – 680)

Вамба, человек пожилой, опытный и знатный, был избран королем после смерти Реккесвинта. Его с трудом уговорили взойти на престол, так как он не хотел отказываться от спокойствия частной жизни и принимать на себя груз верховной власти. И в самом деле, власть принесла ему одни несчастья. Все началось с того, что Хильдерик, граф Нимский, не участвовавший в выборах, отказался повиноваться Вамбе. Король послал против мятежников войска. Начальник их, Флавий Павел, был провозглашен своими приверженцами королем. Хильдерик присоединился к нему. Мятежники увеличили свои силы, наняв басков и вскоре овладели всей страной от Роны до Эбро. Вамба решительно выступил против них и прежде всего напал на басков. Появившись в их стране, он вынудил горцев заключить мир и перейти на его сторону. Затем он взял Нарбон и подступил к Ниму. После отчаянного боя в укрепленном римском амфитеатре этот город в 673 г. тоже был взят. Хильдерик и Павел попали в плен, были заключены в темницу и ослеплены. Чтобы укрепить ослабевшую армию Вамба распространил воинскую повинность на всех подданных, вне зависимости от их происхождения (прежде в армии служили одни только вестготы). Последующие годы Вамба правил спокой¬но, хотя интриги не прекращались. Среди приближенных короля выделялся знатный грек Ардабаст. Вамба осыпал его милостями и женил на своей племяннице. Ардабаст заплатил за эти милости черной неблаго-дарностью: он дал королю яд, который, хотя и не убил его, но сделал неспособным к правлению. При поддержке епископов, недовольных Вамбой, и в особенности Юлиана, архиепископа Толедского, королем был выбран сын Ардабаста Эрвиг. Вамба принужден был отказаться от престола и ушел в монастырь, где прожил еще несколько лет.

35. ЭРВИГ (680 – 687)

Ж: Леувигота.

Получив власть, Эрвиг даровал знати и церкви новые привилегии, в результате чего королевская власть значительно ослабла и свелась по сути лишь к утверждению решений Толедских соборов. (Хотя на них присутст-вовала и светская знать, это были по преимуществу церковные соборы). Незадолго до смерти Эрвиг рекомендовал избрать королем своего зятя Эгику, племянника по материнской линии короля Вамбы. После этого он удалился в монастырь.

36. ЭГИКА (687 – 702)

Ж: Киксилона, дочь короля Эрвига.

В какое-то время до весны 693 года в Толедо возник заговор, направленный против короля. В нем приняли активное участие высшие чины королевского двора, в том числе близкие семье Эрвига. Чрезвычайно опасным для Эгики стало то, что к заговору был причастен толедский митрополит Сисиберт. Некий Сунифред, о котором больше ничего не известно, провозгласил себя королём. Должно быть, некоторое время он владел столицей, так как чеканил там свою монету. В результате вполне могла повториться история со свержением Вамбы. Однако заговор был подавлен. Король сместил Сисиберта Толедского, не потрудившись вынести его дело на рассмотрение церковного суда, как того требовало церковное право. На его место был поставлен Феликс Севильский.

Между 698 и 701 годами на восточном побережье Испании, вероятно, у Аликанте, высадился византийский флот. Нападение было отбито. Скорее всего, эти события связаны с посылкой в западное Средиземноморье византийского флота, которому в 698 году удалось на короткое время отвоевать у арабов Карфаген. Интересно, что отражением этой византийской угрозы руководил некий магнат Теодемир, под властью которого находилась обширная область на юго-востоке Пиренейского полуострова. Он владел не только имениями, но и городами и, располагая собственной армией, действовал совершенно самостоятельно, не дожидаясь ни приказа, ни поддержки короля. Этот факт наглядно показывает, какой властью обладали некоторые магнаты, вполне способные противопоставить себя королю.

Эгика сражался также в Септимании, где он разгромил местных мятежников, опиравшихся на помощь франков. Мятежи стали поводом для антиаристократических действий. Хотя его предшественник в 683 году был вынужден издать закон о неприкосновенности знатных людей без суда и следствия, Эгика не стал с ним считаться. Он выносил многочисленные постановления о штрафах, конфискациях и высылках. У иных он беззаконно вымогал долговые обязательства. Наряду со стремлением предохранить свою власть от возможных попыток узурпаций, Эгика преследовал этими мерами и другую цель - пополнить казну. Экономическое положение Вестготского королевства было далеко не блестящим. Это ясно видно из ухудшения монеты, в которой к золоту всё больше прибавлялось серебро. Несколько лет подряд отмечались плохие урожаи, что в условиях и так очень низкой урожайности вело к голоду, повышению смертности и как следствие к возросшей нужде в рабочей силе, особенно в крупных светских и церковных имениях. В 693 - 694 годах Испания обезлюдела в результате жестокой эпидемии бубонной чумы.

Чтобы обеспечить королевскую власть за своим родом, Эгика назначил соправителем своего сына Витицу, которому в качестве области для управления было выделено бывшее королевство свевов с резиденцией в Туе. 15 ноября 701 г. он был помазан на царство, а в конце 702 года Эгика умер естественной смертью в Толедо.

37/36. ВИТИЦА (698 – 710)

Сын Эгика.

Приняв власть после смерти отца, Витица сделал попытку ослабить влияние духовенства и вернуть прежний авторитет королевской власти. Он запретил епископам ссылаться на римского папу для истолкования церковных законов, отобрал у духовенства часть их имений, прекратил преследование евреев, которое приняло в это время особенно безжалостный характер. Но отстаивая эти важные для государства принципы, Ви¬тица запятнал себя многими жестокостями и несправедливостями. При нем мавры сделали первые попытки вторгнуться из Африки в Испанию, но были отражены. Витица пытался передать королевскую власть своему несовершеннолетнему сыну Ахиле; аристократы, противостоявшие ему, были полностью разбиты и наказаны. Как утверждает «Хроника Альфонсо III» Витица умер в Толедо естественной смертью.

33. РОДЕРИХ (710 – 711)

Возможно, внук Хиндасвинта.

В 710 г. после смерти короля Витицы стал править его сын Ахила, но большая часть вестготов не признала его королем. Родерих, который был тогда герцогом Бетики, начал против Ахилы войну, разбил его и сам завла¬дел престолом. Вскоре после этого новому королю пришлось сражаться с противником гораздо более опасным: в 711 г. в Испанию из Африки переправилось 25 тысячное мусульманское войско. Сохранилось предание, что своим успехом арабы были обязаны предательству вестготских вельмож. Важные услуги оказал им так же Юлиан, комендант крепости в Сеуте (этот город принадлежал тогда Византии), который таким образом отомстил Родериху за то, что тот обесчестил его дочь. Как только арабы появились в Испании, Родерих с сильными полками выступил им навстречу. Две армии встретились на берегах реки Гвадалете. Битва началась 19 июля 711 г. и продолжалась с очень большим ожесточением восемь дней. Родерих мог бы одержать победу, если бы ему не изменила часть войска. Во время отступления король был убит.

34. АГИЛА II (711 – 714)

После гибели Родериха Агила был провозглашен королём на северо-востоке вестготской державы. Он чеканил свою монету в Таррагоне, Жироне и Нарбонне. В «Хронике вестготских королей» Агиле II приписывается трёхлетний период правления. Этим наши сведения о нём исчерпываются. Он определенно не был сыном Витицы, но, скорее всего, принадлежал к его сторонникам

35. АРДО (714 – 725)

В «Хронике вестготских королей» Ардо упоминается в качестве преемника Агилы II и ему отведён семилетний срок правления. Предположительно, он царствовал в Септимании, довольно поздно занятой арабами. Конец его правления обычно датируют примерно 720/725 гг. Так как Нарбонна была захвачена мусульманами в 720 г., а Каркассон и Ним даже позже. Эти события хорошо согласуются со сведениями списка королей.

Византия, Иран и варвары