Типы речи. Презентация на тему "типы речи" Скачать презентацию на тему типы речи

:37:59 1 Типы речи Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шецко Л.Г. Подготовка к ЕГЭ: часть1, А 29.


:37:59 2 Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах): описание повествование рассуждение


:37:59 3 Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. Например. Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Чёрное море.(Н. Гоголь)




:37:59 5 Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Например. Я пошёл по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошёл тише. (А. Куприн)


6 Повествование - Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности. С точки зрения композиции в повествовании выделяют: 1) экспозицию – обстановку, которая предшествует действию; 2) завязку – начало развития действия; 3) развитие действия; 4) развязку – окончание действия.


:37:59 7 Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие- либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод. Например. Жизнь Пушкина, все её романтические порывы и озарения готовят столько же ловушек, сколько искушений сочинителям модных биографий. В последнее время в России их много написано, я видел одну или две достаточно безвкусных. Но помимо этого существует ещё благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры на потребу вульгарного вкуса. И всё-таки наступает роковой момент, когда самый целомудренный учёный почти безотчётно принимается создавать роман, и вот литературная ложь уже поселилась в этом произведении добросовестного эрудита так же грубо, как в творении беспардонного компилятора. (В. Набоков)


8 Рассуждение - В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части: 1) тезис – мысль, которую надо доказать; 2) аргументы – факты, примеры, высказывания, которые доказывают или опровергают тезис; 3) вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.


:37:59 9 ОписаниеПовествованиеРассуждение Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов.в.) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет. Преобладают простые предложения. Преобладают глаголы (обычно сов.в.), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий. Используются наречия места и времени. Используются все типы предложений. Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги и составные союзы. Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения.


:37:) «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег». (М. Булгаков «Белая гвардия») Тест. Проверьте себя. Определите тип речи:


:37:59 11 Тест. Проверьте себя. Определите тип речи: 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н.В. Гоголь) 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н


:37:) «Сколько чуши в последние годы попадается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским передачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как – хлоп! – взялись за них же, за родителей. …Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.» (И. Медведева) Тест. Проверьте себя. Определите тип речи:


:37:59 13 Ответы 1) описание


:37:59 14 Ответы 2) повествование


:37:59 15 Ответы 3) рассуждение


:37:59 16 Выполните тест. 1. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно. Что ж из этого следует? А следует то, что, кроме свободы, есть еще равенство, и именно равенство перед законом. 2. За голубым альпийским лугом вставали огромные синие ели; их раздвигал, разгонял, прижимал то слева, то справа белый ручей-река, словно гнал вниз это еловое стадо: суровый лес начинал круглеть, кудрявиться, разливаясь в мягко волнующееся лиственное море, и глубокая сапфировая по цвету лохань долины, тихая и сплошная, лежала в самой глубине, а за ней вставали, так же медленно обретаясь, горы. 3. Словарь собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в одном произведении, произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем- нибудь. 4. Вначале Репин шел по стопам Василия Перова, строя композицию на контрасте заплывших благополучием попов и нищих забитых крестьян. Потом был «Крестный ход в дубовом лесу», где главный акцент делался на колористических эффектах пестрая поляна, сочная зелень, солнце, пробивающееся сквозь листву, и проч... И наконец, в третьем варианте, «Крестный ход в Курской губернии», Репин отказывается от прежней красочности и от лобовых классовых сравнений. Прочитайте текст. Определите тип речи.


:37:59 17 Выполните тест. 5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он проверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление. 6. На Арбате весна. Нынче такая запоздалая, робкая, переменчивая, она все-таки берет свое. Временами то снег, то дождь обрушиваются на тротуарную плитку, но тут же из-за туч выглядывает солнце, радуя прогулочный народ, который бродит взад-вперед, ест чипсы, приценивается к сувенирам, разглядывает картины, заполняет кафе... Привычный ритм и облик самой московской из московских улиц. Но многие из тех, кто помнит ее 3040-летней давности, наверняка испытывают чувство ностальгии. Этот Арбат тоже новый с его тотальной пешеходностью, туристской подноготной, рядом похожих на театральную декорацию фонарей, многоэтажными комодами, построенными и строящимися, которые, несмотря на запреты, все-таки прорвались сюда. 7. Рыжий, востроносый Макс вышел на площадку тоже. Подметал. В углу заметил золотой луч. Нагнулся. Кольцо. Спрятал в жилетный карман. Юрко огляделся, не видел ли кто. Спина Лужина в пройме двери была неподвижна. Макс осторожно вынул кольцо: при смутном свете разглядел прописное слово и цифры, вырезанные снутри. Подумал: «По-китайски...» А на самом деле было: «1 августа 1915г. Алексей». Сунул кольцо обратно в карман. Прочитайте текст. Определите тип речи. 19 :37:59 19 Использованная литература: 1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007; 2. ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006; 4. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001; 5. Н.С. Валгина. Теория текста. – М.: Логос, 2004; 6. А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Презентация на тему "Типы речи" по русскому языку в формате powerpoint. Цель данной презентации школьников для 9 класса научить различать тексты каждого типа речи: описания, повествования, рассуждения. Авто презентации: Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Фрагменты из презентации

Описание

  • Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
  • Описание - это мир в покое (одна фотография) Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
  • В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
  • Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени.

  • Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Примеры

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн).

Повествование

  • Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
  • Повествование - это мир в движении (один кадр сменяет другой. Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
  • В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Пример

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Рассуждение

  • Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
  • Рассуждение - это мысли о мире, а не сам мир Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию - более убедительной.
  • В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

Важную роль в преподавании русского языка и литературы играет умение анализировать тексты разных стилей. Мне понадобилось пособие, которое пригодилось бы для изучения и повторения этой темы. Охотно делюсь с коллегами, может, кому-то пригодится.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Повествование
Типичное строение текста
Зачин
1.Завязка
2.Развитие действия
3. Кульминация
4. Развязка
Концовка
ПРОВЕРКА
Спасибо за внимание
Описание
(каков предмет, человек?)
Повествование
(что происходит с предметом, человеком
?)
Рассуждение
(почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе?)
На какой вопрос
дается ответ в тексте
Описание
Типичное строение текста
1.Вступление
2. Основная часть (Описание)
3. Заключение
Рассуждение
Типичные языковые особенности
Нет рисунка
Использование вводных слов, подчеркивающих последовательность изложения мыслей, доказательств(во-первых, во-вторых, итак)
Презентация
по русскому языку

учителя русского
яыка
и литературы
МБОУ
Греково-Степановской
СОШ Лубяной Надежды Алексеевны
Типы речи
О чем говорится в тексте-
рассуждении
О причинах действий, признаков, событий
Повествование
Типичные языковые особенности
Использование глаголов, а также слов и словосочетаний указывающих на последовательность действий (сначала, потом, затем, после этого)
О чем говорится в тексте-
повествовании
О событиях и действиях
Типичные языковые особенности
Использование в художественном описании прилагательных и причастий, помогающих точно, выразительно «нарисовать» предмет, лицо

О чем говорится в тексте-
описании
О признаках предмета, человека и
т. д.
Рассуждение
Невозмрон
Типичное строение текста
1.Тезис
2.Аргументы
(Доказательства)
3.Вывод
Невозможно сфотографировать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....

методическая разработка урока

Речь. Типы речи. Стили речи



Приветствие: Добрый день

Прощание: До встречи!

Просьба: Будьте добры.

Сожаление: Извините.

Благодарность: Спасибо.

В ответ на слова благодарности: Не за что.


Ход урока

К АКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ РЕЧИ? * ПОВЕСТВОВАНИЕ * ОПИСАНИЕ * РАССУЖДЕНИЕ


Повествование тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. ( что произошло?)


Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно? - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В. Осеева.)


План текста .

  • Женщина отогнала собаку.
  • «Как вам не стыдно!»
  • Котенок жалобно мяукал.
  • Мальчики стояли рядом и «ничего не делали».
  • «Собака яростно лаяла».

Словарная работа:

Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны.

Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду.

Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь .


Описание -

это такой тип речи, в котором описываются предметы, явления, животные, люди и т.п.

(какой? какая? какое? какие?)


Как описать предмет?

Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.

К. Паустовский.


Рассуждение -

умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности,

тип речи, который обычно состоит из трех частей:

  • тезис (то, что нужно доказать);
  • доказательства (или аргументы, доводы, объяснения);
  • вывод. Почему?

Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения:

  • Докажем это.
  • Это можно доказать так (следующим образом).
  • Почему? И вот почему,
  • Обобщим все сказанное.
  • Таким образом, …
  • Это объясняется следующим.
  • Следовательно, ….

Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.


В чём заключается счастье?

Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья это – книги.


Закрепление темы:

Задание: определите тип речи данных текстов.

1. На столе лежало яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе.

2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком.

3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли.

4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.


Развитие речи

Задание: опишите предмет (по выбору). Учащиеся работают в черновиках.



Cлайд 1

Cлайд 2

Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах): описание повествование рассуждение

Cлайд 3

Описание - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. Например. Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон один за другим отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё немило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несет на них жалобу в Чёрное море.(Н. Гоголь)

Cлайд 4

Описание - По объекту описания можно выделить описание места, описание состояния, описание предмета.

Cлайд 5

Повествование - тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Например. Я пошёл по направлению Ириновского шляха и уже через минуты две услыхал, что собака опять гонит где-то недалеко от меня. Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружье наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары. Я бежал так довольно долго и уже стал задыхаться, как вдруг лай собаки прекратился. Я пошёл тише. (А. Куприн)

Cлайд 6

Повествование - Повествование дает нам представление о развитии событий, их последовательности. С точки зрения композиции в повествовании выделяют: экспозицию – обстановку, которая предшествует действию; завязку – начало развития действия; развитие действия; развязку – окончание действия.

Cлайд 7

Рассуждение - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод. Например. Жизнь Пушкина, все её романтические порывы и озарения готовят столько же ловушек, сколько искушений сочинителям модных биографий. В последнее время в России их много написано, я видел одну или две достаточно безвкусных. Но помимо этого существует ещё благой, бескорыстный труд нескольких избранных умов, которые, копаясь в прошлом, собирая мельчайшие детали, вовсе не озабочены изготовлением мишуры на потребу вульгарного вкуса. И всё-таки наступает роковой момент, когда самый целомудренный учёный почти безотчётно принимается создавать роман, и вот литературная ложь уже поселилась в этом произведении добросовестного эрудита так же грубо, как в творении беспардонного компилятора. (В. Набоков)

Cлайд 8

Рассуждение - В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части: тезис – мысль, которую надо доказать; аргументы – факты, примеры, высказывания, которые доказывают или опровергают тезис; вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.

Cлайд 9

Cлайд 10

Тест. Проверьте себя. 1) «Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах над Днепром. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег». (М. Булгаков «Белая гвардия») Определите тип речи:

Cлайд 11

Тест. Проверьте себя. Определите тип речи: 2) «Между тем черт крался тихонько к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Пробежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки.» (Н.В. Гоголь)

Cлайд 12

Тест. Проверьте себя. 3) «Сколько чуши в последние годы попадается в качестве незыблемой истины! Сколько дров наломано! Взять хотя бы тему отцов и детей. Только родители стали опоминаться и меньше доверять детским передачам, подростковым журналам, школьным инновациям, как – хлоп! – взялись за них же, за родителей. …Школа для родителей, курсы для будущих пап и мам, родительские университеты… А в некоторых наиболее продвинутых умах уже вызрела идея экзамена, по успешной сдаче которого человек имеет право носить звание родителя.» (И. Медведева) Определите тип речи:

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

Выполните тест. 1. Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно. Что ж из этого следует? А следует то, что, кроме свободы, есть еще равенство, и именно равенство перед законом. 2. За голубым альпийским лугом вставали огромные синие ели; их раздвигал, разгонял, прижимал то слева, то справа белый ручей-река, словно гнал вниз это еловое стадо: суровый лес начинал круглеть, кудрявиться, разливаясь в мягко волнующееся лиственное море, и глубокая сапфировая по цвету лохань долины, тихая и сплошная, лежала в самой глубине, а за ней вставали, так же медленно обретаясь, горы. 3. Словарь - собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в одном произведении, произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь. 4. Вначале Репин шел по стопам Василия Перова, строя композицию на контрасте заплывших благополучием попов и нищих - забитых крестьян. Потом был «Крестный ход в дубовом лесу», где главный акцент делался на колористических эффектах - пестрая поляна, сочная зелень, солнце, пробивающееся сквозь листву, и проч... И наконец, в третьем варианте, «Крестный ход в Курской губернии», Репин отказывается от прежней красочности и от лобовых классовых сравнений. Прочитайте текст. Определите тип речи.

Cлайд 17

Выполните тест. 5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он проверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление. 6. На Арбате - весна. Нынче такая запоздалая, робкая, переменчивая, она все-таки берет свое. Временами то снег, то дождь обрушиваются на тротуарную плитку, но тут же из-за туч выглядывает солнце, радуя прогулочный народ, который бродит взад-вперед, ест чипсы, приценивается к сувенирам, разглядывает картины, заполняет кафе... Привычный ритм и облик самой московской из московских улиц. Но многие из тех, кто помнит ее 30-40-летней давности, наверняка испытывают чувство ностальгии. Этот Арбат тоже новый - с его тотальной пешеходностью, туристской подноготной, рядом похожих на театральную декорацию фонарей, многоэтажными комодами, построенными и строящимися, которые, несмотря на запреты, все-таки прорвались сюда. 7. Рыжий, востроносый Макс вышел на площадку тоже. Подметал. В углу заметил золотой луч. Нагнулся. Кольцо. Спрятал в жилетный карман. Юрко огляделся, не видел ли кто. Спина Лужина в пройме двери была неподвижна. Макс осторожно вынул кольцо: при смутном свете разглядел прописное слово и цифры, вырезанные снутри. Подумал: «По-китайски...» А на самом деле было: «1 августа 1915г. Алексей». Сунул кольцо обратно в карман. Прочитайте текст. Определите тип речи.